Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:57, курсовая работа
Для того чтобы рыночный механизм действовал, необходим целый ряд условий – свобода и независимость экономических субъектов, наличие соответствующего законодательства, достоверной информации и др. Главные фигуры на рынке – это предприниматель и покупатель, или производитель и потребитель. Сфера предпринимательства – это часть хозяйственного механизма, часто экономической системы общества, которые являются для бизнеса необходимой и своеобразной средой.
Введение
1. Сущность предпринимательства
2. Формы предпринимательства, права и обязанности предпринимателя
3. Совместное предпринимательство
4. Малый бизнес и его государственная поддержка
Заключение
Список использованной литературы и источников
Парламент Республики Беларусь утвердил своим постановлением от 16 июня 1993 г. «Положение о порядке возмещения убытков, нанесенных субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц».
Предпринимательская деятельность с образованием юридического лица.
Создание предприятий, управление ими, прекращение их деятельности и т.д. регулируется Гражданским Кодексом Республики Беларусь, Законами «О предприятиях в Республике Беларусь», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «Об аренде», «О собственности в Республике Беларусь», другим законодательными актами Республики Беларусь.
В настоящее время предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовыми коллективами имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Главной задачей любого предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, собственника имущества предприятия.
Законодательством установлен порядок
регистрации предприятий. Государственная
регистрация предприятий
Организационно-правовые формы предприятий устанавливаются нормативными актами общего и специального назначения, например, Гражданским кодексом Республики Беларусь. Закон о предприятиях в Республике Беларусь определяет общие для всех предприятий правовые основы их организации, регулирует порядок создания и деятельности отдельных видов и форм предприятий и распространяется на все предприятия, расположенные на территории Республики Беларусь.
Различают следующие организационно-правовые формы:
1. Хозяйственные общества
(дочерние и зависимые) и
Основным отличительным
Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном фонде, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (ст. 105 ГК Республики Беларусь).
Хозяйственное общество признается зависимым, если другое хозяйственное общество обладает количеством голосов в высшем органе управления зависимого общества, достаточным в соответствии с уставом зависимого общества для отклонения нежелательного для него решения, за исключением решений, принимаемых единогласно.
Полное товарищество
Полным товариществом
Коммандитное товарищество
Коммандитным товариществом
Общество с ограниченной ответственностью
Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный фонд которого разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Участники общества несут убытки, связанные с деятельностью общества в пределах внесенных ими вкладов. По обязательствам общество с ограниченной ответственностью отвечает только своим имуществом. Ответственности личным имуществом по обязательствам общества его участники не несут.
Общество с дополнительной ответственностью
Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный фонд которого разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники общества несут ответственность в размерах внесенных ими вкладов, а также дополнительно отвечают в одинаковом для всех кратном размере (например, в 5-ти кратном размере по отношению к вкладам).
Акционерное общество
Акционерным признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости, несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом. Участники акционерного общества (акционеры) несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают открытые (где акции имеют свободное хождение на рынке ценных бумаг) и закрытые (где акции распространяются только между учредителями и не имеют свободного хождения на рынке ценных бумаг).
Акционерная коммандита
Акционерной коммандитой признается
товарищество, в котором наряду с
одним или несколькими
В качестве учредителей товариществ и обществ могут выступать как юридические лица (предприятия, организации, государственные органы в установленном законодательством порядке), так и граждане. Согласно законодательству Республики Беларусь количество учредителей хозяйственных обществ и товариществ должно быть не менее двух лиц.
Товарищества и общества имеют
статус юридического лица со всеми
правами и обязанностями. Основной
целью хозяйственных
2. Производственные кооперативы,
унитарные предприятия и
Производственным кооперативом признается объединение граждан для совместного ведения хозяйственной деятельности путем личного трудового участия, а также объединения имущества его членов в случаях, если это предусмотрено уставом кооператива. Имущество производственного кооператива, образованное за счет паевых (имущественных) взносов его членов, созданное кооперативом за счет собственных средств, включая доходы от собственной хозяйственной деятельности, переданное ему гражданами, юридическими лицами, приобретенное кооперативом на законных основаниях, принадлежит на праве собственности.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Указанные выше предприятия согласно законодательству являются собственниками своего имущества: уставного и приобретенного в процессе хозяйственной деятельности. Учредители (участники) сохраняют здесь обязательные права в отношении переданного предприятию имущества.
В то же время значительное количество предприятий обладает имуществом на праве оперативного управления. Такие унитарные предприятия, образованные по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности государства, называются казенными предприятиями (ст. 115 ГК Республики Беларусь).
На территории Республики Беларусь также создаются предприятия с участием иностранных инвестиций, согласно п.4 Закона «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь».
Предприятия с участием иностранных инвестиций: могут осуществляться в формах: долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; приобретение предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг; приобретение прав пользования землей, а также имущественных прав в любых формах хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Предприятие с иностранными инвестициями – это предприятие, в уставном фонде которого частично или полностью используется иностранный капитал.
Уставной фонд совместного предприятия формируется за счет вкладов иностранных инвесторов и физических лиц и (или) юридических лиц Республики Беларусь. Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Министерством иностранных дел или иным уполномоченным на то государственным органом. Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими лицами Республики Беларусь и на них распространяется законодательство Республики Беларусь.
Ранее, до принятия Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и издания Указа Президента Республики Беларусь от 19.07. 1996 г. № 262 в нашей стране малым предприятием считались предприятия, в которых численность работников составляла:
в промышленности – до 200 человек;
в науке – до 100 человек;
в строительстве и
в общественном питании и бытовом обслуживании – до 50 человек;
в торговле – до 25 человек;
в различных отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Малым могло быть предприятие любой формы собственности.
В настоящее время, согласно указанным выше нормативным актам к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со следующей среднесписочной численностью работников:
в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек;
в строительстве и оптовой
в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством статистики и анализа.
Предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами республики и отвечают целям, предусмотренным уставом предприятия. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Правительством Республики Беларусь установлено, что предприятие может заниматься лицензируемыми видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
По гражданскому законодательству любое юридическое лицо вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести соответствующие обязанности.
Таким образом, формы осуществления
предпринимательской
3. Совместное предпринимательство.
Регулирование деятельности хозяйствующих субъектов может быть как административным, так и экономическим.
Главным структурным звеном регулирования выступает государство, рычаги которого носят административный характер. Административные рычаги управления многообразны. Назовем некоторые из них:
- лицензирование права
- установление квот и пошлин во внешней торговле. Квота представляет собой количественный учет товаров, на которые дано разрешение для ввоза в страну или вывоза из страны. Бывают и другие виды квот. Применяется также налоговая квота, т.е. величина налога, взимаемая с определенной единицы обложения.
Несовершенство
Информация о работе Предпринимательская деятельность граждан