Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:20, курсовая работа
Экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Поэтому экономика предприятия – это наука о том, как это явление осуществляется в рамках отдельно взятого предприятия. Судя по названию курса, объектом изучения является предприятие. Под предприятием в соответствии с действующим Российским законодательством понимается организация, которая использует разнообразные ресурсы, соответствующим образом их обрабатывает и получает товарную продукцию, оказывает определенн
Закупочные цены – свободные цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их отличие от других видов цен заключается в том, что в состав закупочной цены не включаются НДС и акцизы.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций, и НДС.
Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей:
Ставки затрат за начально-конечные операции (погрузка, выгрузка);
Ставки затрат за движенческую операцию ( транспортировка груза);
Тарифы за коммунальные и бытовые услуги – плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами (цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.)
Цены на эти услуги включают следующие элементы:
Себестоимость;
Прибыль коммунальных и бытовых организаций;
НДС
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот – экспортные и импортные цены.
Они обладают следующими специфическими чертами:
1) отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;
2) находятся в прямой зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.
III. В зависимости от степени новизны товара различают цены на:
1) Проектируемые товары;
2) Абсолютно новые товары;
3) Реализуемые на рынке относительно долгое время.
На стадии проектирования новых изделий цены могут быть:
- лимитные (предельно – допустимые) цены – являются исходными при определении оптовых цен на эти изделия;
- проектные и ориентировочные цены – используемые в период разработки изделий, когда ещё нет утверждённой (согласованной) цены;
При выпуске на рынок абсолютно нового товара выделяют следующие подвиды цен:
1. Цена «снятия сливок» - максимально высокая цена в расчёте на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.
Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворённым.
2. Цена «проникновения на рынок» - это значительно более низкая цена по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов.
Использование такой цены направлено на привлечение максимального числа потребителей и увеличение доли рынка.
3. «Психологическая» цена» – учитывает психологию восприятия цены покупателем. Она обычно чуть ниже круглой суммы. Маркетологи уверены, что цена на товар должна обязательно выражаться нечётным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создаётся впечатление, во-первых, очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, во-вторых, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него.
4. Цена следования за лидером – цены устанавливаются примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом.
На товары, реализуемые относительно длительное время устанавливаются следующие виды цен:
- скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается;
- долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса и не подвержена изменениям на протяжении длительного промежутка времени.
- гибкая цена – используется при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т.д.). Применение этой цены даёт эффект, когда право по принятию решения по ценам дано самому нижнему уровню управления (непосредственно продавцу).
3. Особенности ценообразования при различных моделях рынка. Затратное и рыночное ценообразование.
Как известно, основу рыночных отношений составляет конкретный товар, который становится предметом купли и продажи со стороны двух совокупных субъектов – продавца и покупателя. Отрасль может формироваться значительным количеством товаропроизводителей, а может состоять из однойкрупной фирмы. Между этими двумя «полюсами» имеют место любые варианты с различной численностью товаропроизводителей.
Если отказаться от жёсткого количественного подхода, а построить дифференциацию в чисто качественном плане, то мы будем иметь следующие 4 модели рынка.
1 модель: отрасль состоит из большого количества мелких товаропроизводителей. Их может быть сотни и даже тысячи. Между ними возникает конкуренция, которую называют чистой или совершенной.
Признаки совершенной конкуренции:
Продавцы принимают цены как данные и не могут на них осознанно влиять;
Доступ новых продавцов на рынок ничем не ограничен;
Продавцы не вырабатывают совместной стратегии;
Всем участникам торговли доступна полная рыночная информация.
На конкурентном рынке действует рыночное ценообразование, в отрасли производится однородный, стандартизированный продукт.
Например: рынок сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг, рынок леса, рынок цветных металлов.
2 модель – отрасль формируется из нескольких десятков производителей, между ними существует довольно острая конкуренция. Эту модель рынка называют монополистической конкуренцией.
Данный тип рынка характеризуется большим разбросом цен на аналогичную продукцию, который объясняется тем, что один и тот же товар может отличаться качеством, оформлением, упаковкой и дизайном, затратами на эксплуатацию и т.д. Кроме того, на рынке производится дифференцированный товар, действует рыночное ценообразование..
Примеры: лёгкая промышленность (производство одежды, обуви), сфера бытовых услуг, пищевая .
3 модель - отрасль формируется из нескольких товаропроизводителей, каждый из них – довольно крупная фирма, всего их 3-4, максимум в пределах десятка. Такой тип рынка называется олигополия. Новому товаропроизводителю сложно преодолеть конкуренцию и войти на данный рынок, здесь царит как рыночное, так и затратное ценообразование, производится как стандартизированный продукт ( сталь, алюминий), так и дифференцированный ( производство автомобилей, электробытовой техники).
4 модель – отрасль представлена, как правило, одним крупным товаропроизводителем–
Примеры: производство гидротурбин, электровозов, атомных реакторов, паровых котлов и т.д.
Вывод: чистая конкуренция, чистая монополия в практике рынка встречается часто, однако, наибольший удельный вес занимает монополистическая конкуренция и олигополия.
Сам по себе анализ типа рынка не даёт готового рецепта установления цен, однако он необходим для определения механизма ценообразования, заложенного в тот или иной конкретный метод формирования цены. Этот механизм может быть затратный или рыночный.
Затратное ценообразование – в основу его заложены предстоящие затраты фирмы на производство и реализацию продукции.
Методологически затратное ценообразование строится по схеме:
Под «+» понимается некоторая величина прибыли, которая закладывается фирмой при создании нового дела в виде определённой, заранее планируемой рентабельности производства.
Такое ценообразование широко применяется фирмами при отсутствии ощутимой конкуренции со стороны производителей, выпускающих товар, аналогичного назначения.
Область применения:
1) производство и продажа товаров монополиями;
2) частичное производство и продажа товаров в условиях олигополии;
3) производство товаров на основе заказов по договорным ценам;
4) в условиях значительного дефицита продукции и неудовлетворительного спроса на неё.
Таким образом, формула для определения цены товара, записывается в следующем виде:
Ц = С + П = С + Р*С = С (1 + Р), где
Ц – цена единицы товара;
С – себестоимость единицы продукции;
П – планируемая прибыль на единицу выпуска;
Р - планируемая рентабельность производства продукции.
Ограничения на рентабельность производства устанавливает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в пределах от 50 – 100%, в зависимости от характера продукции, её дефицитности, уровня спроса на неё. Однако при обосновании цены товара, с разрешения ФАС фирма может обеспечить себе и более высокую рентабельность.
При рыночном ценообразовании затраты фирмы в качестве основы цены товара участия не принимают, они определяются фирмой, но принимаются ею как ориентир для сопоставления с действующей на рынке ценой. Главное же в рыночном ценообразовании – соотношение спроса и предложения товара на рынке.
Рыночное ценообразование имеет место:
1) в условиях совершенной конкуренции;
2) в условиях монополистической конкуренции;
3) частично в условиях олигопольного рынка
3. Ценовая политика фирмы и выбор метода ценообразования
В зависимости от типа рынка и занимаемой позиции, все фирмы можно разбить на 2 группы:
1) фирмы, формирующие цены (ценоискатели) – обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы установить на свои товары цены, отличные от цен конкурентов;
2) фирмы, следующие рыночным ценам (ценополучатели) – обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому им не остаётся ничего иного, как продавать свои товары по цене, уже сложившейся на рынке.
Соответственно фирмы первого типа могут и должны разрабатывать собственную ценовую политику, тогда как для фирм второго типа эта задача не актуальна – в основе их коммерческой политики лежит управление объёмами производства, качеством продукции и затратами.
Моделирование ценовой политики осуществляется поэтапно, в следующей последовательности:
1) определение цели предприятия. Наряду с максимизацией прибыли в зависимости от обстоятельств. Она может сводиться к обеспечению выживаемости, завоеванию лидерства, увеличению доли рынка, объёма продаж, максимизации темпов роста;
2) установление характера рынка, который определяется количеством и размером предприятий–конкурентов;
3) анализ покупательского спроса с выделением факторов, влияющих на него:
отсутствие замены или конкурентов;
платежеспособность потенциальных потребителей;
их ожидания и предпочтения;
потребность в данном товаре
На этом же этапе определяется эластичность спроса.
Эластичность – зависимость изменения объёма спроса от однопроцентного изменения цены на данный товар.
4) исследование уровня рыночных цен;
5) анализ издержек. Фирма определяет зависимость общих издержек от изменений объёма производства;
6) выбор метода ценообразования и установление окончательной цены.
Основные методы ценообразования:
1.Метод полных (средних) издержек – предприятие на рынке запрашивает цену товара, способную возместить затраты и обеспечить максимально возможную прибыль на основе стандартной наценки, в зависимости от вида товара.
Сущность данного метода - в суммировании постоянных и переменных затрат и надбавки в размере нормативной прибыли.
Преимущества: обеспечивается полное возмещение всех затрат, независимо от характера их происхождения. Недостатками же выступает то, что затратный механизм ценообразования обуславливает слабую заинтересованность в снижении издержек, при этом снижается конкурентоспособность товара (так как затруднён учёт факторов, влияющих на цену); наблюдаются крайне слабые связи с уровнем спроса.
Информация о работе Предприятие как основное звено рыночной экономики