Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:43, реферат
За более чем столетнюю историю принципы (основные начала) гражданского процесса пережили богатую историю. С принятием нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ (с измен. и доп. от 30 июня 2003 г.) фундаментальные основы процессуального регулирования, получили свое новое развитие в нормах ГПК РФ.
Суды не отдают предпочтения каким-либо
органам, лицам, участвующим в процессе,
гражданам по признакам их государственной,
социальной, половой, расовой, национальной,
языковой или политической принадлежности
либо в зависимости от их происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, места рождения, отношения
к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям и т.д.
В этих целях в стране создана и действует
единая судебная система, в которую входят
федеральные суды, конституционные (уставные)
суды и мировые судьи субъектов Российской
Федерации. Единство судебной системы
обеспечивается Конституцией РФ; федеральным
конституционным законом; соблюдением
всеми федеральными судами и мировыми
судьями установленных федеральными законами
правил судопроизводства, федеральных
конституционных законов, общепризнанных
принципов и норм международного права
и международных договоров Российской
Федерации, а также конституций (уставов)
и других законов субъектов Российской
Федерации; признанием обязательности
исполнения на всей территории Российской
Федерации судебных постановлений, вступивших
в законную силу, законодательного закрепления
статуса судей; финансированием федеральных
судов и мировых судей из федерального
бюджета.
Таким
образом, создав единую судебную систему,
федеральный закон не допускает возможность
создания каких-либо иных судов, в том
числе и чрезвычайных, для осуществления
правосудия по гражданским делам.
2.2. Принцип независимости судей
Принцип независимости судей нашел свое закрепление в ст. 120 Конституции РФ, в соответствии с которой при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Развивая
конституционную норму, направленную
на укрепление гарантии независимости
судей, законодатель принял ряд федеральных
законов, обеспечивающих ее неукоснительное
выполнение. Важнейшее значение среди
них имеет Закон Российской Федерации
"0 статусе судей Российской Федерации"
от 26 июня 1992 г. (с последующими
изменениями и дополнениями).
Статья
1 Закона не только изложила содержание
конституционной нормы, но и дополнила
ее указанием о том, что в своей деятельности
судьи никому не подотчетны.
Основные гарантии независимости судей
закреплены в ст. 9 Закона. Независимость
судей обеспечивается предусмотренной
законом процедурой осуществления правосудия;
запретом, под угрозой ответственности,
чьего бы то ни было вмешательства в деятельность
по осуществлению правосудия; установленным
порядком приостановления и прекращения
полномочий судьи; правом судьи на отставку;
неприкосновенностью судьи; системой
органов судейского сообщества; предоставлением
судье за счет государства материального
и социального обеспечения, соответствующего
его высокому статусу.
Судья несменяем.
Он не подлежит переводу на другую должность
или в другой суд без его согласия, и его
полномочия могут быть прекращены или
приостановлены не иначе как по основаниям
и в порядке, установленным законом (ст.
12 Закона).
Независимость
судьи также гарантирована его
неприкосновенностью. Она распространяется
не только на его личность, но и на
жилище и служебное помещение, используемые
им средства связи и транспорт, его
корреспонденцию, принадлежащие ему
имущество и документы. Он не может
быть привлечен к административной
и дисциплинарной ответственности,
к какой-либо иной ответственности
за выраженное им при осуществлении
правосудия мнение и принятое решение,
если вступившим в законную силу приговором
суда не будет установлена его
виновность в преступном злоупотреблении.
Уголовное дело в отношении судьи
может быть возбуждено только Генеральным
прокурором РФ или лицом, исполняющим
его обязанности, при наличии
на то согласия соответствующей
Судья, члены
его семьи и их имущество находятся под
особой защитой государства. Органы внутренних
дел обязаны принимать необходимые меры
к обеспечению безопасности судьи, членов
его семьи, сохранности принадлежащего
им имущества.
Всякое вмешательство в деятельность
судьи по осуществлению им правосудия
со стороны граждан, должностных лиц, различных
органов власти недопустимо. Лица, виновные
в оказании незаконного воздействия на
судей. присяжных, народных и арбитражных
заседателей, участвующих в осуществлении
правосудия, а также в ином вмешательстве
в деятельность суда, несут ответственность,
предусмотренную федеральным законом.
Вместе с тем, обеспечивая
независимость судей, Закон определил
правило, согласно которому судья обязан
неукоснительно соблюдать Конституцию
РФ и другие законы при исполнении своих
полномочий, а также во внеслужебных отношениях
должен избегать всего, что могло бы умалить
авторитет судебной власти, достоинство
судьи или вызвать сомнение к его объективности,
справедливости и беспристрастности.
Судья не может быть депутатом, членом
каких-либо политических партия и движений,
заниматься предпринимательской деятельностью,
а также совмещать работу в должности
судьи с другой оплачиваемой работой,
кроме научной, преподавательской, литературной
и иной творческой деятельностью.
2.3. Принцип гласности.
В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда (ст. 123 Конституции РФ и ст. 9 Закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 10 ГПК, п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод7). Открытое разбирательство оказывает положительное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влияет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.
Принцип
гласности судебного
Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места8.
В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле, — гласность в узком смысле слова и гласность для народа, или публичность. Публичность заключается в праве присутствия в зале судебного заседания посторонних лиц, т.е. публики, включая представителей средств массовой информации, которые могут помещать объективные отчеты о судебном разбирательстве, не предрешая выводов суда в решении. Средства массовой информации не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей, их независимость.
Из принципа гласности допускаются исключения. Существуют ограничения гласности гражданского процесса двух видов: 1) ограничения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания; 2) ограничения, предусмотренные в законе, допускающие возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, представителей либо по инициативе суда.
Примером первого вида исключения из принципа гласности являются производства по делам об усыновлении ребенка. В соответствии со ст. 139 СК РФ и ч. 3 ст. 263 ГПК. в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления дела об установлении усыновления ребенка подлежат рассмотрению и разрешению в закрытом судебном заседании, включая оглашение решения.
Можно привести достаточно много примеров второго вида ограничений гласности, когда исключения из принципа гласности допускаются, однако не имеют безусловного характера и требуют в каждом конкретном деле обсуждения суда и мотивировки проведения закрытого судебного заседания.
Например,
каждый гражданин России имеет право
на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, на тайну
переписки, телефонных переговоров
и т. д. В целях охраны, тайны
переписки и телеграфных
Закон
допускает исключение из принципа гласности
в интересах сохранения различного
рода тайны. Слушание дела в закрытом
заседании допускается в
Подлежат
рассмотрению в закрытом судебном заседании
гражданские дела, если открытое разбирательство
дела будет противоречить интересам
охраны государственной тайны и
может нанести ущерб
Исходя
из того, что общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры Российской
1 Федерации являются составной частью
ее правовой системы, суд вправе рассмотреть
дело в закрытом судебном заседании
на основании п. 1 ст. 14 Международного
пакта о гражданских и
О
разбирательстве дела в закрытом
заседании суд выносит
В
интересах соблюдения законности в
случае проведения закрытого заседания
суда установлено, что разбирательство
дел в закрытом заседании ведется
с соблюдением общих правил судопроизводства.
2.4. Принцип государственного языка судопроизводства.
Статья 68 Конституции РФ гласит, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В связи с тем, что суды общей юрисдикции в стране отнесены к федеральным судам, судопроизводство в них должно вестись на русском языке (ст. 71, 118 Конституции РФ).
Судопроизводство в судах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, наряду с русским языком может вестись на языке республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности.
Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и других судей субъектов Российской Федерации ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Учитывая, что язык судопроизводства имеет существенное значение для процессуальных прав участников процесса, всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, гражданское процессуальное законодательство конкретизировало данную конституционную норму, уточнив что лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать на суде и заявлять ходатайства на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения. Кроме того, все судебные документы вручаются им в переводе на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. Если же в ходе разбирательства дела будет установлено, что кто-либо из участников процесса не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, то суд обязан вызвать в судебное заседание переводчика. Невыполнение данного требования закона делает судебное решение незаконным.
2.5. Принцип законности.
Законность есть состояние жизни общества, в котором, во-первых, существует качественное, непротиворечивое законодательство и, во-вторых, принятые нормы права уважаются, а также исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами.
В случае нарушения закона государство должно обеспечивать надлежащую защиту нарушенных или оспоренных прав в установленном процессуальном порядке и реализацию (исполнение) принятых решений.
Гражданский процесс — одна из форм защиты права. Законность в деятельности судов означает полное соответствие всех их постановлений и совершаемых процессуальных действий нормам как материального, так и процессуального права, т.е. закону. Принцип законности провозглашен в качестве основного принципа в Российской Федерации. Человек, его права и свободы, говорится в ст. 2 Конституции Российской Федерации, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Принцип
законности по своему содержанию включает
в себя требование к судам правильно
применять нормы материального (регулятивного)
права и совершать