Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 13:12, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников, проанализировать процесс становления конституционно-правового регулирования предвыборной агитации, выявить основные тенденции его современного развития, разработать системное представление о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения, выяснить проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 5
1.2. ФОРМЫ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 6
2. МЕТОДЫ АГИТАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 8
2.1. АГИТАЦИОННЫЕ ЛИСТОВКИ 8
2.2. СПЕЦ. ВЫПУСКИ ГАЗЕТ 8
3. АГИТАЦИЯ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
3.1. УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 12
4. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
1. НОРМАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 30
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 5
1.2. Формы предвыборной агитации 6
2. МЕТОДЫ АГИТАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 8
2.1. Агитационные листовки 8
2.2. Спец. выпуски газет 8
3. АГИТАЦИЯ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 10
3.1. Условия ведения предвыборной агитации через средства массовой информации 12
4. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
1. Нормативный материал 30
2.
Специальная литература 30
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Главным инструментом этой борьбы стала предвыборная агитация, в рамках которой осуществляется прямое воздействие на формирование политической воли народа, а значит - воздействие на его политический выбор, приводящий к власти определенные политические силы или конкретных политических лидеров. Особая роль предвыборной агитации для хода и результатов избирательных кампаний любого уровня, широкое использование в ней средств массовой информации, невиданных в России технологий, приемов и способов, качественно иная роль финансирования ее мероприятий - все это явилось новой проблемой для российского общества, требующей своего законодательного разрешения.
Правовое регулирование предвыборной агитации и ее финансирования складывалось в 1990-1998 годах в условиях начального этапа становления собственного законодательства современной Российской Федерации, нестабильного социального, политического и экономического ее положения. В силу вышеназванных обстоятельств оно осуществлено в «общем плане», противоречиво и непоследовательно.1
Кроме того, практика применения законодательного регулирования предвыборной агитации и ее финансирования в России, а также в ее отдельных субъектах свидетельствует о низком уровне готовности участников выборов к соблюдению его требований, о большом количестве нарушений, об использовании не предусмотренных законом форм и методов. Правовое регулирование предвыборной агитации, ее финансирования не обеспечивает гарантии реализации избирательных прав участников выборов, а это негативно сказывается на утверждении в общественном сознании представления о выборах как демократическом институте формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, подрывает доверие к ним со стороны населения. Проблема совершенствования правового регулирования предвыборной агитации, ее финансирования и практики его применения стала одной из первостепенных. Без достаточной научной базы решение ее трудноосуществимо.
В работе важно выявить наметившиеся тенденции в правовом регулировании предвыборной агитации в России, меры воздействия на их развитие. Определить основные направления совершенствования регулирования предвыборной агитации и ее финансирования, раскрыть роль и место в этом процессе политических сил, избирательных комиссий, других субъектов избирательного процесса.
Характеризуя состояние темы курсовой работы, необходимо отметить, что длительное время, в период существования СССР уделялось недостаточно внимания в силу отсутствия таких демократических начал в политическом устройстве общества, как политическое и идеологическое многообразие. Необходимых условий для осуществления народовластия в ходе свободных и демократических выборов. Важнейшей особенностью этого периода было то, что в нормативных правовых актах, принимаемых партийно-государственными органами, в исследованиях, научных публикациях, учебных пособиях предвыборная агитация рассматривалась как составная часть политической агитации или политико-просветительной работы с позиций единой марксистско-ленинской идеологии, руководящей роли КПСС и партийно-государственной системы власти, что вытекало из конституционного закрепления монопольного права В конце 80-х - начале 90-х годов ситуация в России изменилась кардинальным образом. В области политической это ознаменовалось тем, что подготовка и проведение свободных демократических выборов, в том числе применение наиболее эффективных приемов организации и проведения предвыборной агитации и ее финансирования, потребовали выработки собственного их правового регулирования.
Цель
исследования состоит в том, чтобы
на основе имеющихся нормативно-правовых
и теоретических источников, проанализировать
процесс становления конституционно-правового
регулирования предвыборной агитации,
выявить основные тенденции его современного
развития, разработать системное представление
о предвыборной агитации как правовом
феномене в единстве его правовых признаков,
принципов организации и проведения, выяснить
проблемы практического применения правового
регулирования предвыборной агитации
и ее финансирования.
Понятия «агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегодня находят весьма широкое применение, как в правовой науке, так и в политической практике, имеют глубокие исторические корни и практику. Так, например, в истории Афинского государства вVIII-VI веках до н.э. мы находим примеры борьбы мнений, которая велась только на стадии обсуждения избираемого кандидата, но после того, как общее мнение присутствующих начинало формироваться, вопрос ставился на голосование.2 То есть стадии агитации (если ее можно так назвать) и голосования были непосредственно связаны. В Римской республике в V - III веках до н.э. стадия агитации появляется уже как самостоятельный период избирательной борьбы с момента внесения имени кандидата в список для голосования и до дня выборов. Наиболее распространенным способом агитации был «обход» избирателей самим претендентом, в этот же период появляются и первые ограничения проведения агитации, в частности устанавливается запрет на бесплатные пиры и зрелища для граждан, на подарки и раздачу денег. 3
По мере развития демократизма избирательных систем, возникали и развивались приемы и способы завоевания голосов избирателей, в том числе и за рамками установленных порядка и правил. Примеры поиска подобных приемов мы находим в переписке Квинта Туллия Цицерона и его брата Марка Туллия, в изложении системы парламентских выборов в средневековой Англии и избирательных процедур в средневековой Франции, в описании земских соборов Русского государства, данном Черепниным В.Л. в его работе «Земские соборы Русского государства в ХVI - ХVII вв.».
Развитие европейских государств в ХVII - XIX вв., либерализация эко- номической, политической, культурной жизни требовали соответствующих изменений в системе государственного устройства, широкого доступа к управлению государством прогрессивной общественности, представителей творческих профессий, рабочих, студентов, городской бедноты. Одним из важных направления развития законодательства стало регулирование вопросов агитации, поскольку, по свидетельствам современников, она принимала принципиально важное значение в обеспечении победы на выборах.
Примерно
аналогичная картина
На сегодняшний день предвыборная агитация в Российской Федерации – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них)6.
Предвыборная агитация может принимать следующие формы:
а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;
в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);
г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение
информации о деятельности кандидата,
не связанной с его
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;
ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.
Законодательно закрепленные способы проведения предвыборной агитации:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
в) посредством
выпуска и распространения
г) иными не запрещенными законом методами.7
Во время агитации реализуются планы и стратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Агитация направлена, на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.
Также существуют настенные и предназначены для раздачи в руки, агитационные и презентационные, сигнально-информационные.
Существуют следующие виды настенных листовок:
1. Ориентирующие на борьбу – первая часть создает образ врага или негативную установку на восприятие оппонента. Основная часть: указывает путь борьбы с врагом или формирует положительное восприятие кандидата.
2. Биографические – с изложением краткой биографии кандидата, создающие желаемый образ последнего.
3. Програмные – с кратким изложением программы.
Агитационная листовка для раздачи избирателям зачастую содержит еще минимум полезной информации (листовки с экологическими телефонами, правилами поведения в экстренных ситуациях и тд.).
Характерной особенностью листовок является доминирующие желание закрепить образ кандидата с помощью «ключевых сигналов» (портреты, сопровожденные фразой типа «это наш кандидат», «это свой человек»), как показала практика, лучше воспринимались небольшие по размеру, доходчивые по содержанию, адресные цветные листовки.8