Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 01:55, курсовая работа
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Забота о детях лежит, прежде всего, на их родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка относится к бесспорным положениям. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 6
1.1. История развития приемной семьи в России 6
1.2. Понятие и признаки приемной семьи 11
1.3. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 17
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 23
2.1. Правовое регулирование порядка создания приемной семьи 23
2.2. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью 33
2.3. Порядок и последствия прекращения приемной семьи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Ни СК РФ, ни Положение о приёмной семье не содержат правил относительно того, в какой форме должно быть выражено мнение (согласие) ребёнка на его передачу в приёмную семью. Думается, это пробел в праве, который должен быть устранен подзаконными правовыми актами. Представляется, что мнение должно быть высказано ребенком в присутствии инспектора органа опеки и попечительства или психолога, и выражено в письменной форме, поскольку в десятилетнем возрасте, как правило, дети грамотны и способны в письменном виде сформулировать своё желание быть или не быть им в приёмной семье. Все присутствующие при этом удостоверяют своей подписью факт отсутствия давления со стороны заинтересованных лиц.
В отличие от установления усыновления при устройстве несовершеннолетнего ребёнка в семью приёмного родителя не требуется заручаться согласием его родителей. Тем не менее, п. 23 Положения о приёмной семье предусматривает необходимость получения согласия администрации воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений, где находится ребёнок, подлежащий передаче в семью56.
В соответствии с п. 2 Положения о приемной семье общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек. Эта норма обусловлена необходимостью создать детям условия, приближенные к семейным. При воспитании в приемной семье большего количества детей возникает риск ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей по договору57. Употребляемое словосочетание «как правило», указывает, что данное правило не является императивным, т. е. в приёмную семью могут передаваться как менее, так и более 8 детей.
Законы субъектов РФ о приёмной семье по-разному трактуют рассматриваемую норму Положения о приёмной семье. Так, законами о приёмной семье Ставропольского края, Архангельской, Кировской, Калужской областей предусмотрено, что в приёмную семью может быть передан минимум один ребёнок, а максимальное количество детей не указывается. А в Республике Карелия, Коми, г. Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Пермской, Смоленской, Оренбургской областях действует иное правило, согласно которому в приёмной семье не может быть более восьми несовершеннолетних детей. Есть регионы, где в одной приёмной семье могут оказаться и более восьми детей (Белгородская, Воронежская, Иркутская, Ленинградская области)58.
Представляется правильным чётко определить, что «на воспитание в приёмную семью может быть передано от 1 до 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а их общее число, включая родных и усыновлённых, не должно превышать 8 человек».
Намеревающиеся обрести статус родителей-воспитателей лица подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приёмными родителями. К заявлению прилагаются документы, из которых можно сделать вывод о материальном состоянии, жилищных условиях, семейном положении, состоянии здоровья, уровне «благонадёжности» лица, желающего создать приёмную семью. Для подготовки заключения о возможности быть приёмными родителями орган опеки и попечительства, обследовав условия жизни кандидата, составляет особый акт. На основании заявления и указанного акта орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления и всех необходимых документов готовит заключение о возможности заявителя стать приёмным родителем.
Положительное заключение о возможности быть приёмными родителями является основанием для заключения договора о передаче ребёнка в приёмную семью. Если орган опеки и попечительства не найдёт удовлетворительными условия жизни и (или) медицинским заключением будут установлены противопоказания по состоянию здоровья кандидата, то составляется отрицательное заключение, которое, согласно п. 10 Положения о приёмной семье, доводится до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Очевидно, что отказ в возможности стать приёмным родителем должен быть обоснован и мотивирован. Одновременно заявителю возвращаются представленные им документы, и разъясняется порядок обжалования имевшего место отказа в просьбе создать приёмную семью. Отрицательное заключение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством на общих основаниях. Если суд в ходе судебного разбирательства не найдёт достаточно убедительным и мотивированным отказ органа опеки и попечительства, то выносится решение об удовлетворении жалобы гражданина. В этом случае судебное решение будет являться основанием для заключения органом опеки и попечительства с данным гражданином договора о передаче ребёнка в приёмную семью.
В соответствии со ст. 151 СК РФ приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями.
Примерная форма и содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью установлены Положением о приемной семье. Договор о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью - сравнительно новое для российского законодательства явление. С момента его официального закрепления в СК РФ прошло недостаточно времени для формирования правоприменительной и судебной практики, а также для выработки единой позиции относительно определения понятия исследуемого договора, а также его отраслевой принадлежности.
Договор о передаче ребёнка в приёмную семью представляет собой совместную договорённость сторон (родителя-воспитателя и органа опеки и попечительства), выражающую их общую волю на установление прав и обязанностей в отношении друг друга, возникающих в связи с передачей ребёнка, лишившегося родительского попечения, в семью, а также последующего его воспитания, образования и материального обеспечения ответственным лицом - приёмным родителем.
Как отмечается в литературе, в гл. 21 СК РФ использован неудачный термин «договор о передаче ребенка». Более удачным представляется понятие «договор о приемной семье»59.
Относительно отраслевой принадлежности данного договора продолжается дискуссия. В юридической литературе по семейному праву сложилось четыре основные позиции на этот счёт. Сторонники первой относят исследуемый договор к семейно-правовым соглашениям (договорам), вторые полагают, что он является разновидностью гражданско-правовых договоров, третьи, усматривают смешанную правовую природу и, наконец, последние говорят о трудовом xapaктepe договора о передаче ребёнка в приёмную семью60.
Рассматривая законность ряда положений Закона Брянской области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», Верховный Суд РФ указал, что предусмотренная же ст. 3 областного Закона форма оплаты труда приемных родителей в виде договора подряда противоречит СК РФ (ст.ст. 151-152) и Положению о приемной семье, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96, согласно которым форма и содержание договора о передаче детей на воспитание не равнозначна договору подряда, регулируемому ГК РФ61.
На наш взгляд, договор о передаче ребёнка в приёмную семью является самостоятельным семейно-правовым договором в основе которого лежит нематериальное обязательство, а именно обязательство по воспитанию приёмного ребёнка. В то же время, на наш взгляд, следует признать труд приёмного родителя трудом в том смысле, в котором он понимается таковым в трудовом праве. Следовательно, он должен получить своё нормативно-правовое обоснование в ТК РФ. В этой связи представляется обоснованным предложение Г.С. Скачковой, направленное на установление взаимодействия трудового и семейного права по вопросу упорядочивания усилий по созданию приёмных семей62.
Однако, официальная позиция заключается в том, что договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ), к которому применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг63.
Договор о передаче ребёнка в приёмную семью отвечает основным признакам, присущим любому договору вообще. С другой стороны, он обладает рядом характерных черт, присущих ему в силу принадлежности к семейному праву и позволяющих идентифицировать его в массе иных, в том числе и гражданско-правовых, договоров.
Особенностью исследуемого договора является его строго определённый субъектный состав. В силу ст. 151 СК РФ договор о передаче ребёнка в приёмную семью заключается между юридическим лицом - органом опеки и попечительства, и физическим лицом - гражданином, изъявившим желание создать приёмную семью, именуемым в дальнейшем приёмным родителем (родителем-воспитателем). Ребёнок, передаваемый в семью независимо от возраста, участия в его заключении не принимает, то есть он не является юридически ответственной стороной данного договора. Несовершеннолетний, в данном случае, выступает в роли третьего лица, в пользу которого заключается договор.
В случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, приемная семья - на территории другого органа местного самоуправления, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями64.
Как отмечается в литературе, «договор о приемной семье представляет собой договор в пользу третьего лица. В нем подопечный противостоит приемному родителю в качестве кредитора и в соответствии с договором, в заключении которого не участвует, имеет права, в частности право требовать от исполнителя (приемного родителя) возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением им своих обязанностей»65. Такое право реализуется при прекращении приемной семьи по вине опекуна (попечителя) и осуществляется посредством действий органа опеки и попечительства, временно исполняющего функции представительства или нового представителя подопечного.
До сих пор остаются неурегулированными вопросы, имеющие большое практическое значение, а именно: если в приёмную семью передаётся одновременно несколько детей, то органы опеки и попечительства должны заключать один общий договор или отдельный на каждого приёмного ребёнка. На наш взгляд, договор о передаче ребёнка в приёмную семью должен заключаться отдельно на каждого принятого на воспитание ребёнка.
Содержание договора о передаче ребёнка в приёмную семью в значительной степени предопределено СК РФ и Положением о приёмной семье. Однако, он может содержать и иные пункты, уточняющие, детализирующие права и обязанности сторон. В силу п. 1 ст. 152 СК и п. 15 Положения о приемной семье договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.
Форма и размеры оплаты труда приемных родителей и объем льгот определяются в договоре в соответствии с законодательством субъектов РФ в зависимости от числа принятых на воспитание детей (при этом число собственных детей во внимание не принимается), условий проживания, возраста детей (повышенная оплата полагается родителям, взявшим на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии, больных детей)66. Не все субъекты РФ приняли на своей территории такие законы, поскольку не во всех регионах такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приветствуется. Так, например, в Орловской, Томской, Ульяновской, Рязанской, Владимирской, Свердловской, Тюменской областях таких законов нет.
В то же время, например, в соответствии с Законом Московской области от 27.11.1997 г. N 58/97-ОЗ (ред. от 21.12.2001 г.) «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» ежемесячный размер оплаты труда за воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому приемному родителю установлен в размере четырех минимальных размеров оплаты труда. За воспитание каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида размер оплаты труда увеличивается на сумму, равную 1,5 минимального размера оплаты труда, при наличии двух и более из указанных оснований - на сумму, равную двум минимальным размерам оплаты труда67.
На основании Закона Мурманской области от 10.01.1999 г. N 126-01-ЗМО «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» за воспитание каждого приемного ребенка выплачивается два минимальных размера оплаты труда в месяц с начислением районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с девиантным поведением указанный размер оплаты труда увеличивается на 50%68.
Правоотношение приемной семьи носит фидуциарный характер. От приемного родителя требуется личное исполнение обязанностей по договору. Кроме того, данный договор может быть расторгнут в связи с такими обстоятельствами, как болезнь, изменение семейного или имущественного положения приемного родителя, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми, возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка и т.д. (п. 2 ст. 152 СК).
Таким образом, договор о передаче ребёнка в приёмную семью представляет собой соглашение органа опеки и попечительства и гражданина (приёмного родителя) о передаче ребёнка (приёмного ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в семью приёмного родителя (приёмную семью), на определённый срок и за вознаграждение в виде заработной платы, с целью восстановления нарушенного права несовершеннолетнего на семейное воспитание, а также защиты прав и законных интересов приёмного ребёнка.