Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:46, курсовая работа
Предложенная для курсовой работы по предмету «Семейное право» тема - приемная семья не так близка для большинства граждан в быту, обычной жизни, как многие другие темы и целые разделы семейного права, с которыми сталкиваемся каждый день. По многим ситуациям накоплена большая судебная практика, известны интересные судебные прецеденты, как например по процессам развода или раздела совместного имущества супругов.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и порядок образования приемной семьи………..5
Глава 2. Содержание договора о передаче ребенка (детей)
на воспитание в приемную семью………………………………….8
Глава 3. Права и обязанности приемных родителей……………....15
Глава 4. Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью…………………………………………………..20
Глава 5. Материальное обеспечение приемной семьи…………….26
Заключение……………………………………………………...…....28
Список литературы……………………………………………...…...29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и порядок образования приемной семьи………..5
Глава 2. Содержание договора о передаче ребенка (детей)
на воспитание в приемную семью………………………………….8
Глава 3. Права и обязанности приемных родителей……………....15
Глава 4. Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью…………………………………………………..20
Глава 5. Материальное обеспечение приемной семьи…………….26
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Предложенная для курсовой работы по предмету «Семейное право» тема - приемная семья не так близка для большинства граждан в быту, обычной жизни, как многие другие темы и целые разделы семейного права, с которыми сталкиваемся каждый день. По многим ситуациям накоплена большая судебная практика, известны интересные судебные прецеденты, как например по процессам развода или раздела совместного имущества супругов.
Мне представляется, что институт воспитания детей в приемной семье достаточно новый для российского законодательства, так же как и институт заключения брачных контрактов. Однако, институт брачного контракта привнесен неизбежной интеграцией в процесс российского законотворчества основ европейского регулирования брачно-семейных отношений. Большое число судебных прецедентов по разделу совместного имущества показало необходимость создания отдельной нормы семейного права, регулирующей непростые имущественные отношения супругов. И тем не менее российские граждане не спешат заключать брачные контракты, так как в этом случае мы видим введение в российское законодательство норм права, не подкрепленных традициями и обычаями российского народа, и поэтому не востребованных обществом. Это норма права будущего правового российского государства, формирование которого мы имеем честь наблюдать.
Почему я затронула тему брачного контракта, хотя тема курсовой работы - приемная семья, потому что институт воспитания детей в приемных семьях напротив впервые законодательно закрепляет фактически существовавшие различные формы принятия детей, оставшихся без родителей в семью. Например, аталычество на Кавказе и некоторые другие традиционные формы принятия детей на воспитание в родственные семьи. В основу нормотворческого процесса в данном случае легли обычаи и традиции, например народов Кавказа, где практически не было беспризорных детей.
В главе 21 Семейного кодекса РФ законодатель закрепил в нормы и правила обычные для нашего народа участие и сострадание к детям-сиротам, оставшимся без родственников, или родственники которых не имеют возможности их воспитывать.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в семьи. Так, в начале XIX в. только в Петербурге было зарегистрировано около 18 тыс. таких семей, в которых содержалось более 20 тыс. детей, лишившихся родительского попечения. За это им выплачивались деньги из казны.[1] В последующем устройство детей-сирот на воспитание в семью существовало в различных формах (патронаж, патронат) как в дореволюционной России, так и после 1917 г. в РСФСР. В послевоенный период в РСФСР передача детей на воспитание в семьи стала нечастым явлением из-за отсутствия возможности у государства оказывать материальную помощь патронатной семье и патронат стал сливаться с опекой (попечительством). КоБС уже не предусматривал патронат как способ устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.[2]
Практика передачи детей, утративших родительское попечение, на воспитание в семью, стала возрождаться в РФ первоначально в виде создания детских домов семейного типа, в том числе на основе крестьянских (фермерских) хозяйств. В конце 80-х – начале 90-х гг. около 400 российских семей из разных регионов страны по собственной инициативе приняли на воспитание более 2,5 тыс. детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако окончательно вопрос об образовании приемных семей и их правовом статусе был решен только с принятием Семейного Кодекса, в ст.123 которого определено, что приемная семья является одной из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В ст.1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сказано, что приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение.[3]
В соответствии с п.2 ст.151 СК постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 было утверждено Положение о приемной семье.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, т.е. супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью (п.1 ст.151 СК). Основанием для заключения такого договора является заявление лиц, желающих взять детей на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка. К их заявлению должны быть приложены заключении органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями и другие необходимые документы (п.7 и 14 Положения о приемной семье).
Приемными родителями могут стать совершеннолетние граждане, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка. Препятствием к этому являются только предусмотренные законом обстоятельства (ст.153 СК). Приемные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Кроме того, между детьми и приемными родителями в принципе должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи : «приемные родители» и «приемный ребенок».
В приемную семью предаются несовершеннолетние дети, общее число которых в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восемь человек (п.2 Положения о приемной семье). Срок, на который дети помещаются в приемную семью, указывается в договоре о передаче ребенка в приемную семью (п.15 Положения о приемной семье).
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА О ПЕРДАЧЕ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НА ВОСПИТАНИЕ В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ
Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью определяется ст.152 СК. Из нее следует, что данный договор должен обязательно предусматривать:
а) условия содержания, воспитания и образования ребенка;
б) срок, на который ребенок помещается в приемную семью;
в) права и обязанности приемных родителей;
г) обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства;
д) основания и последствия прекращения договора.
Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по месту жительства (нахождения) ребенка. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются в договоре приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья – приемной семьей. В договоре указывается срок его действия и оговаривается порядок его продления. Примерная форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью представлена в Приложении №1 к Положению о приемной семье. Необходимые изменения и дополнения в текст примерного договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью могут быть внесены по соглашению сторон с учетом конкретной жизненной ситуации.
В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусматриваются следующие основные обязанности приемных родителей:
а) воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь;
б) создавать необходимые условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
в) осуществлять защиту прав и интересов ребенка;
г) обеспечивать уход за ребенком и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка;
д) обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения (при невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах);
е) извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка.
В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью определяются также обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье. Так, со своей стороны орган опеки и попечительства обязуется:
а) ежемесячно перечислять на банковские счета приемных родителей денежные средства на содержание ребенка (детей) исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе;
б) ежеквартально пересчитывать размер денежных средств, необходимых на содержание ребенка с учетом изменения цен на товары и услуги;
в) ежемесячно производить в установленном размере оплату труд приемным родителям и дополнительную оплату труда (на каждого взятого на воспитание в семью ребенка, не достигшего трехлетнего, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида и др.);
г) выделить приемным родителям в согласованный срок квартиру (дом) для осуществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию приемного ребенка (детей), если они взяли на воспитание не менее трех детей и не имеют необходимого жилого помещения.
В договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть также предусмотрено прикрепление приемной семьи для приобретения продуктов питания к конкретной базе или магазину с оплатой как по безналичному, так и наличному расчету. По соглашению сторон в него могут быть включены иные взаимные обязательства приемных родителей и органа опеки и попечительства, включая выделение во временное пользование земельных участков, автотранспорта и др.
Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых в семью на воспитание детей (п.1 ст.152 СК). Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 «О приемной семье» (п.3) органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано:
а) выделять в собственность приемной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание;
б) предоставить преимущественное право приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи; предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское хозяйство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений;
в) принимать меры по освобождению приемной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые два года после образования от уплаты местных налогов;
г) выделять в первоочередном порядке приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочные кредиты для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей;