Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:46, курсовая работа
Предложенная для курсовой работы по предмету «Семейное право» тема - приемная семья не так близка для большинства граждан в быту, обычной жизни, как многие другие темы и целые разделы семейного права, с которыми сталкиваемся каждый день. По многим ситуациям накоплена большая судебная практика, известны интересные судебные прецеденты, как например по процессам развода или раздела совместного имущества супругов.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и порядок образования приемной семьи………..5
Глава 2. Содержание договора о передаче ребенка (детей)
на воспитание в приемную семью………………………………….8
Глава 3. Права и обязанности приемных родителей……………....15
Глава 4. Права ребенка (детей), переданного на воспитание
в приемную семью…………………………………………………..20
Глава 5. Материальное обеспечение приемной семьи…………….26
Заключение……………………………………………………...…....28
Список литературы……………………………………………...…...29
д) оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв.
Эти рекомендации реализованы в законодательстве некоторых субъектов РФ. В целом же законодательство субъектов РФ содержит нормы о льготах приемным семьям безотносительно того, создали они крестьянское (фермерское) хозяйство или нет, и значительно более широкого объема, чем рекомендовано Правительством РФ. В настоящее время специальные законодательные и иные нормативные акты о предоставлении различных льгот приемным семьям приняты в Белгородской, волгоградской, Курской, Липецкой, Пермской, Свердловской, Тюменской, Ярославской и других областях. Их анализ позволяет выделить основные виды льгот (социального и жилищного характера), предоставляемых в регионах приемным семьям, установление скидки в размере до 50% за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон; предоставление земельного участка; преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения; предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительностью. В некоторых субъектах приемные семьи по льготам приравниваются к многодетным семьям без конкретизации имеющихся у них дополнительных прав и преимуществ.
Что касается размера оплаты труда приемных родителей, то этот вопрос решается субъектами РФ по-разному.[4] Однако при этом, как правило, за основу берутся различные ставки оплаты труда педагогических работников или минимальный размер оплаты труда. Например, в ст.6 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. №65-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области» (в ред. Закона Новгородской области от 10 мая 2001 г. №199-ОЗ) установлено, что труд приемных родителей оплачивается в замере тарифной ставки 11-го разряда по оплате труда работников организаций бюджетной сферы за одного ребенка независимо от стажа и образования. При этом предусмотрено, что за воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего отклонения в физическом или психическом развитии, дополнительно выплачивается не менее 20% минимального размера оплаты труда. Примерно такой же порядок оплаты труда приемных родителей предусмотрен ст.2 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. №124 «О приемной семье» (в ред. Закона Белгородской области от 10 мая 2000 г. №96), ст.1 Закона Курской области от 10 июня 1997 г. №11-ЗКО «Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье», ст.2 Закона Республики Коми от 27 февраля 1998 г. №7-РЗ «Об оплате труда приемных родителей в Республике Коми».
В отдельных регионах оплата труда приемных родителей устанавливается исходя из минимального размера оплаты труда. Так, в ст. 4 Закона липецкой области от 5 июля 1997 г. №72-ОЗ «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области» (в ред. Закона Липецкой области от 31 октября 2000 г. №114-ОЗ) определено, что оплата труда приемных родителей составляет от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда в зависимости от количества взятых на воспитание детей. В Ярославской области ежемесячная оплата труда приемных родителей, взявших на воспитание трех детей, составляет пять минимальных размеров оплаты труда с повышением на 30% за каждого последующего за третьим приемным ребенком.[5] Законодательством Мурманской области размер оплаты труда приемных родителей определен в два минимальных размера оплаты труда за воспитание каждого ребенка с увеличением на 50% за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, либо ребенка с девиантным поведением.[6] В Москве заработная плата приемного родителя устанавливается в замере 3,5 минимального размера оплаты труда в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью.[7]
Предоставляемые в соответствии с законами субъектов РФ льготы различного характера приемной семье и размер оплаты труда приемных родителей отражаются в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
Споры, возникающие между сторонами (т.е. между приемными родителями и органом опеки и попечительства) в процессе исполнения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, рассматриваются сторонами в срок, предусмотренный договором, в целях выработки согласованного решения, а при недостижении соглашения предаются на разрешение в суд.
Досрочное расторжение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается на определенный срок, как правило, до достижения ребенком возраста совершеннолетия. Тем не менее СК допускается досрочное расторжение договора как по инициативе приемных родителей, так и по инициативе органа опеки и попечительства. Основания досрочного расторжения договора оп передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью предусмотрены п.2 ст.152 СК. Так по просьбе приемных родителей договор может быть расторгнут при наличии уважительных причин (болезнь приемных родителей, отсутствие взаимопонимания с ребенком, изменение семейного или имущественного положения приемных родителей, конфликтные отношения между детьми и др.). Основаниями для досрочного расторжения договора по инициативе органа опеки и попечительства могут являться такие обстоятельства, как возникновение в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, а также возвращение ребенка родителям или усыновление ребенка. кроме того, стороны вправе расторгнуть договор при невыполнении его условий (в договоре должны быть определены условия, невыполнение которых дает право сторонам на досрочное расторжение договора). Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные, финансовые и другие вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора – в судебном порядке.
ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. закон (п.1 ст.153 СК) устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть приемными родителями. Это касается лиц, в возможности которых обеспечить надлежащее семейное воспитание детей имеются по объективным причинам серьезные и веские сомнения. К ним отнесены:
а) граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, в результате которого не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст.29 Гражданского Кодекса), или ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, в связи с чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст.30 ГК);
б) лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах (ст.69-71, 73 СК);
в) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей (при использовании ими опеки (попечительства) в корыстных целях, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи) (п.3 ст.39 ГК);
г) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине (в случае уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с усыновленными, заболевания хроническим алкоголизмом или наркоманией (ст.141 СК);
д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию детей.
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительству), взять ребенка на воспитание в приемную семью, утвержден постановлением правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 и включает следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. Медицинское освидетельствование граждан, желающих стать приемными родителями, производится в порядке, определенном Министерством здравоохранения РФ.[8]
Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства (п.2 ст.153 СК, п.7-11 Положения о приемной семье) Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны прилагаться следующие документы: справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке; документ, подтверждающий наличие жилья у лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение); копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке); медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.
Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.
На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями. При этом обязательно должны быть приняты во внимание нравственные и иные личные качества лиц, желающих стать приемными родителями, состояние их здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними, а также, если это возможно, желание самого ребенка. Критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей приемных родителей, СК и Положением о приемной семье не установлены, что предполагает необходимость индивидуального подхода органа опеки и попечительства к решению данного вопроса в каждом конкретном случае.
В случае, если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении органа опеки и попечительства должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п.9 Положения о приемной семье).
Заключение органа опеки и попечительства о возможности обратившихся лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в пятидневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.
Для подбора, обучения лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью (п.11 Положения о приемной семье).
Заключение органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями дает им право на подбор детей из воспитательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений по направлению органа опеки и попечительства для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). Администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
Согласно п.3 ст.153 СК приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителями). Они несут за приемного ребенка ответственность перед обществом, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Принципиально важно, что права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка.
Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы (в том числе в суде) без специальных на то полномочий (п.2 ст.31 ГК, п.17 Положения о приемной семье); совершают от имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необходимые сделки (п.2 ст.32 ГК, ст.150 СК); дают согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не вправе совершать самостоятельно, и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей (п.2 ст.33 ГК); имеют право помещать приемного ребенка в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях (п.18 Положения о приемной семье); распоряжаются в установленном ст.37 ГК порядке имуществом приемного ребенка.
Приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка (п.2 ст.150 СК). При необходимости приемные родители как законные представители приемного ребенка вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суды за защитой прав детей, находящихся у них на воспитании.