Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:46, контрольная работа
Разделение властей – один из принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательную, контрольную, экзаменационную и юридическую) власти.
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган..
Контрольная работа.
Вариант 5.
1. Принцип разделения властей. Структура государственных органов, их полномочия.
1.1 Принцип разделения властей.
Разделение властей – один из принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательную, контрольную, экзаменационную и юридическую) власти.
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескье, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.
Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.
В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.
Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооруженному разгону парламента России.
Принцип разделения властей является основным атрибутом организации и деятельности правового государства. Осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур. Однако разделение ветвей власти нельзя понимать как их противостояние. Основной Закон государства – Конституция должна исключать такую возможность. Каждая из отраслей единой государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; они самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из отраслей не может принять на себя функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому отрасли единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм».
Принцип разделения власти также предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Элементами такой системы, в частности, являются: срочность полномочий должностных лиц, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, независимость судейского корпуса и др.
Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя Республики Беларусь. В ст.6 Конституции Республики Беларусь закреплено, что государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государственных органов. Например, в законодательном процессе важнейшая роль принадлежит Парламенту, но который направляет все на подпись Президенту, также по Конституции Республики Беларусь при отречении Президента от власти в предусмотренных случаях необходимо согласие Парламента и Верховного суда. Особое значение в системе сдержек и противовесов имеет судебный Конституционный контроль. Центральное место здесь занимает Конституционный суд, который является окончательным арбитром в споре между ветвями власти, а также важную роль играет прокуратура, которая не относится ни к какой ветви власти. Этот орган способствует укреплению законности и правопорядка в стране, осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами.
1.2 Структура государственных органов, их полномочия.
Как уже отмечалось выше, государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Определим назначение каждой из ветвей власти, которые призваны сдерживать и уравновешивать друг друга в управлении государством, обеспечивать устойчивость власти в целом.
Законодательная власть – это высший представительный орган государства (парламент), избирается всем населением страны. Парламент решает важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, принимает законы, избирает высших должностных лиц государства и т.п. Верховенство законодательной власти не означает ее абсолютного характера, поскольку представительный орган, как и другие органы власти, руководствуется Конституцией, законами и общепризнанными международно-правовыми актами.
Высшим представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является парламент – Национальное собрание. Представительный характер Национального собрания предопределяется тем, что все депутаты Национального собрания избираются народом.
Национальное собрание – единственный законодательный орган государственной власти Беларуси. Это означает, что законодательную деятельность никто, кроме парламента, не вправе осуществлять за исключением Президента. Он в соответствии с Конституцией имеет право издавать декреты, имеющие силу закона (статья 85 п. 2). Исключением являются декреты, предусматривающие изменение и дополнение Конституции, её толкование, утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении, изменения порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав граждан, а также принятие норм имеющих обратную силу.
Парламент осуществляет власть, основываясь на незыблемых устоях народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, нерушимые принципы правового государства. Национальное собрание ответственно перед гражданами республики за создание необходимых законодательных условий для свободного и достойного развития личности.
Согласно Конституции РБ Национальное Собрание РБ является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и четкая организация деятельности, как самого парламента, так и его палат в отдельности. Вопрос организации деятельности Национального Собрания и каждой из его палат рассматриваются в самой Конституции и детально конкретизируются в Регламенте палат Национального Собрания. Регламент, как правило, принимается на первой сессии нового созыва.
Согласно Конституции РБ Парламент состоит из двух палат - Палаты Представителей и Совета Республики.
Состав Палаты представителей -110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.
Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
Полномочия Палаты представителей закреплены в статье 97 Конституции РБ,
Палата представителей рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, занимается ратификацией и денонсацией международных договоров, кроме того, Палата представителей может рассматривать вопрос о ратификации международных договоров РБ.
Важнейшим полномочием Палаты представителей является утверждение республиканского бюджета, отчета о его исполнении, нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты. Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.
Палата представителей рассматривает также проекты законов:
1. об основном содержании и принципах осуществления прав свобод и обязанностей граждан;
2. о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;
3. о правах национальных меньшинств;
4. о принципах осуществления отношений собственности;
5. об основах социальной защиты;
6. о принципах регулирования труда и занятости;
7. о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении;
8. об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
9. об определении порядка решения вопросов административно-
10. о местном самоуправлении;
11. о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей;
12. об уголовной ответственности;
13. о правовом режиме военного и чрезвычайного положения;
14. о толковании законов.
Также в соответствии с Конституцией (ст.97) Палата представителей осуществляет следующие функции:
1. назначает выборы Президента (п.3);
2. даёт согласие Президенту на назначение Премьер - министра (п.4);
3. заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение означает выражения вотума не доверия Правительству (п.5);
4. рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству (п. 6);
5. по инициативе не менее 1/3 от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности (п. 7);
6. принимает отставку Президента (п. 8);
7. выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее 2/3 голосов от полного состава решение о смешении Президента с должности (п.9);
8. отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей (п.10).
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Полномочия Совета республики перечислены в статье 98 Конституции РБ:
1. одобряет или отклоняет принятые Платой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
2. дает согласие на назначение Президентом Председателя Палаты Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
3. избирает шесть судей Конституционного Суда;
4. избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5. отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
6. принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
7. рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение об его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;
8. рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее, чем трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.
Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.
Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.
Информация о работе Принцип разделения властей. Структура государственных органов, их полномочия