Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:17, реферат
За более чем столетнюю историю принципы (основные начала) гражданского процесса пережили богатую историю: от пафосного зарождения – характерного для галантного 19 века, до, фактически, полного игнорирования свойственного новому советскому процессуальному праву.
С принятием нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ фундаментальные основы процессуального регулирования, получили свое новое развитие в нормах ГПК РФ.
Как подчеркивают эксперты, понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей.
Введение
1. Понятие и значение принципов гражданского процессуального права
2. Система и состав принципов гражданского процессуального права
3. Классификация принципов гражданского процессуального права
4. Состав, сущность и содержание организационных принципов гражданского процессуального права
5. Состав, сущность и содержание функциональных принципов гражданского процессуального права
Заключение
Список использованной литературы
6. Принцип осуществления
правосудия на основе
Конституционные принципы гражданского процессуального права, не продублированные в ГПК РФ:
1. Принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 23 Конституции РФ).
2. Принцип защиты прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ).
3. Принцип гарантированности судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).
4. Принцип доступности квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ).
5. Принцип недопущения
использования доказательств,
Отраслевые принципы гражданского процессуального права, нашедшие отражение в ГПК РФ:
1. Принцип сочетания
2. Принцип применения аналогии закона и аналогии права (ч. 4 ст. 1; ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
3. Принцип обязательности судебных постановлений (ст. 13 ГПК РФ).
4. Принцип процессуального равенства сторон (ст. 12 ГПК РФ).
(Позитивистская классификация
принципов гражданского
Треушников М.К. в теории процессуальных отраслей права (гражданского, арбитражного) классифицирует принципы по объекту (основанию) правового регулирования.
По этому признаку (основанию) весь состав принципов гражданского процессуального права делится на две большие группы: принципы организационно-функциональные, т. е. определяющие устройство судов и процесс одновременно, и принципы функциональные, определяющие только процессуальную деятельность суда и других участников гражданского процесса.
Позитивистская классификация принципов гражданского процессуального права Российской Федерации. Демичев А.А. / Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 7.
К организационно-функциональным принципам правосудия по гражданским делам относятся: осуществление правосудия только судом; коллегиальность и единоличность при рассмотрении гражданских дел; независимость судей и подчинение их только закону; равенство граждан и организаций перед законом и судом; принцип гласности; государственный язык судопроизводства; доступность судебной защиты.
К функциональным принципам правосудия по гражданским делам относятся: принцип законности; принцип диспозитивности; состязательности; процессуального равноправия сторон; устности; непосредственности; непрерывности.
Эти две группы принципов
находятся во взаимной связи, причем
нередко один и тот же принцип
выступает и как
4. Состав, сущность
и содержание организационных
принципов гражданского
Осуществление правосудия по гражданским делам только судом
Принцип осуществления правосудия по гражданским делам только судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 5 ГПК РФ) имеет межотраслевое значение, относится к судоустройственным и процессуальным принципам. Принцип осуществления правосудия только судом раскрыт в Конституции РФ, и его содержание определяется двумя основополагающими положениями.
Во-первых, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 1, 2 ст. 118 Конституции РФ).
Во-вторых, Судебная власть
в Российской Федерации осуществляется
только судами в лице судей и привлекаемых
в установленном законом
Прежде всего, следует сказать о существующей в России судебной системе. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона
Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ// СЗ РФ.-1997.- № 1.- ст.1).
«О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом, а именно:
1) федеральными судами, к которым отнесены:
- Конституционный Суд РФ;
- система федеральных судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды);
- система федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные
арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ);
2) судами субъектов РФ - это:
- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
- установления судебной системы РФ Конституцией РФ и данным Федеральным
конституционным законом;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов,
общепризнанных принципов
и норм международного права и
международных договоров
- признания обязательности
исполнения на всей территории
Российской Федерации судебных
постановлений, вступивших в
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Освещение принципа осуществления правосудия по гражданским делам только судомпредполагает раскрытие понятия правосудия. Под правосудием можно понимать рассмотрение и разрешение судом подведомственных дел на основе закона в предусмотренной процессуальной форме с целью защиты прав и интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений и государства. Правосудие осуществляется в четырех формах: в конституционном судопроизводстве, судопроизводстве по гражданским, административным и уголовным делам.
Деятельность по осуществлению правосудия отличается от иных способов разрешения гражданско-правовых споров, прежде всего, наличием специфической процессуальной формы. Именно процессуальная форма придает особо высокую степень защищенности прав и интересов различных субъектов и отличает деятельность судов от иных органов (например, от третейского суда, комиссий по разрешению трудовых споров и проч.). Кроме того, только суд вправе лишить гражданина его личных, имущественных и иных прав. Именно суд осуществляет судебный контроль за деятельностью административных органов путем разрешения жалоб на их действия. В соответствии с правилами о подведомственности суды осуществляют контроль за законностью нормативных актов.
Сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел в судах
Рассматриваемый принцип обращен к судебному составу, который правомочен рассматривать гражданские дела по любой инстанции.
В соответствии со ст. 6 ГПК
РФ гражданские дела в суде первой
инстанции рассматриваются
В случае единоличного рассмотрения дела и единоличного совершения процессуальных действий судья действует от имени суда.
При апелляционном производстве судья районного суда рассматривает дела по жалобам на судебные постановления мировых судей единолично (ч. 3 ст. 7 ГПК РФ). При кассационном и надзорном производстве пересмотр дел осуществляется коллегиально.
Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону
Данный конституционный
принцип (ст. 120 Конституции РФ, ст. 8
ГПК РФ) относится как к
1) независимость судей;
2) подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону.
Новый ГПК РФ уточнил положение о подчинении судьи при осуществлении правосудия Конституции РФ и федеральному закону. Ранее указывалось лишь на подчинение закону.
Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК РФ).
Применительно к гражданскому процессуальному праву можно говорить о нескольких аспектах проявления независимости судей. Каждый судья независим при рассмотрении и разрешении дела от мнения иных судей, принимающих участие в разбирательстве дела. Это положение проявляется в том, что решение (при коллегиальном рассмотрении) по делу выносится по большинству голосов, каждый судья, в том числе председательствующий, имеет один голос, при голосовании судья не вправе воздержаться от голосования, но обладает правом высказать особое мнение, которое прилагается к судебному решению, председательствующий при вынесении решения голосует последним. Народные заседатели, если дело рассматривается с их участием, обладают равными правами с судьей.
При рассмотрении и разрешении дела судьи независимы от заключений, данных различными лицами в процессе. Так, заключение прокурора по делу или по отдельному вопросу не имеет для суда, рассматривающего дело, обязательного значения. Заключения государственных органов, органов местного самоуправления, участвующих в деле в порядке ст. 46 ГПК РФ, подлежат оценке судом и не имеют заранее установленной силы.
Судьи независимы от вышестоящих
судебных инстанций. Несмотря на то, что
апелляционная, кассационная, надзорная
инстанции обладают контрольными полномочиями
относительно судебных актов, эти полномочия
не нарушают принцип независимости
судей. Например, ГПК РФ, устанавливая
обязательность указаний кассационной
инстанции, вводит ряд существенных
ограничений. Суды кассационной инстанции
не вправе предрешать вопросы о достоверности
или недостоверности того или
иного доказательства, о преимуществе
одних доказательств перед
Судьи независимы от государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан. Помимо провозглашения подобной независимости важно создание реальных гарантий, обеспечивающих подлинность независимости. Существенная роль отводится экономическим, политическим, правовым гарантиям. Так, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» введены существенные гарантии, призванные обеспечить независимость судей. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за преступления против правосудия.
Подчинение судей только
Конституции и федеральному закону
составляет вторую и неотъемлемую половину
рассматриваемого принципа. В этом
также проявляется
Если международным договором
Российской Федерации установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены
законом, суд при разрешении гражданского
дела применяет правила