Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 00:15, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, выявить ее проблемы и рассмотреть перспективы приватизации в России.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и сущность приватизации;
- выделить формы и способы приватизации;
- определить цели и задачи приватизации;
- изучить этапы приватизации;
- охарактеризовать проблемы приватизации государственной собственности;
- проанализировать итоги приватизации и оценить перспективы.
Введение 3
1 Теоретические аспекты приватизации государственной собственности
Понятие и сущность приватизации 5
Формы и способы приватизации 10
Приватизация государственной собственности в РФ
Цели и задачи приватизации 13
Этапы приватизации 14
Проблемы приватизации государственной собственности 19
Перспективы приватизации государственной собственности 27
Заключение 30
Список используемой литературы
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.
Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.
Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.
Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.
Предпродажный анализ и оценка предприятия.
Подготовка предприятия к продаже.
Маркетинг.
Заключение договора.
2. Приватизация государственной собственности в РФ
Цели
и задачи приватизации
Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
1.
Экономическая (повышение
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4.
Перераспределение
Эксперты
по-разному пишут о целях приватизации
государственной собственности в России,
но все они сходятся во мнении на том факте,
что реформирование отношений собственности
в соответствии с идеалами свободы и справедливости
обеспечивает создание многоукладной
экономики, в которой каждая из форм собственности
и соответствующих им типов хозяйствования,
секторов экономики занимает свою нишу
в удовлетворении совокупных потребностей.
В разумном и сбалансированном сочетании
различных форм собственности, их здоровой
конкуренции, как свидетельствует опыт
развитых стран, - залог успешного функционирования
экономики.
Этапы
приватизации
Официальная
приватизация связана с двумя
очень важными
Поскольку в отечественной экономике
опыт разгосударствления полностью отсутствовал,
задачи приватизации были шире, чем в западных
странах. Подавляющее преобладание в нашей
стране государственной собственности
делало процесс приватизации необходимым
для демонополизации экономики и стабилизации
экономического положения, развития демократического
характера отношений собственности и
управления предприятиями, для рациональной
деятельности государственного сектора,
повышения эффективности функционирования
предприятий, для стимулирования различных
форм предпринимательства, улучшения
состояния государственных финансов и
снижения инфляции.
В России приватизация проходила в 2 этапа.
Первый этап пришелся на 1992-1994 годы.
Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, "ваучерный" характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.
"Ваучерный"
характер приватизации в
С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов - ЧИФ), не типичных для мировой практики. Функции чековых инвестиционных фондов состоят: а) в мобилизации за счет эмиссии собственных акций; б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизационных предприятий; в) в торговых операциях (спекуляциях) с ваучерами. Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов аккумулирование чеков населения и обмен их на акции предприятий. Вторая особенность отечественной приватизации состояла в том, что она существенно отличалась от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям.
Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.
Первый этап закончился в июне 1994 года.
С 1 июля 1994 года в соответствии
с Указом президента РФ
Участниками
денежной приватизации становятся крупные
инвесторы, а, следовательно, делается
ориентация на экономическую
Среди способов денежной приватизации
наибольший интерес представляют специализированные
денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.
Механизм продажи акций на специализированных
денежных аукционах полностью повторяет
механизм продажи акций на специализированных
чековых аукционах. Акции также продаются
по единой цене, подаются заявки двух разных
типов, где указываются общая сумма платежа
и количество приобретаемых акций. Главная
особенность - оплата ценных бумаг осуществляется
не чеками, а деньгами.
Проведение
инвестиционных конкурсов предполагает
осуществление покупателем
Но некоторые эксперты при оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный с понятием «индивидуальный проект». Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах" была оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. N 363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997 г.). Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.
Информация о работе Приватизация государственной собственности в РФ