Приватизация государственной собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание

Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, выявить ее проблемы и рассмотреть перспективы приватизации в России.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать понятие и сущность приватизации;

- выделить формы и способы приватизации;

- определить цели и задачи приватизации;

- изучить этапы приватизации;

- охарактеризовать проблемы приватизации государственной собственности;

- проанализировать итоги приватизации и оценить перспективы.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты приватизации государственной собственности

Понятие и сущность приватизации 5
Формы и способы приватизации 10
Приватизация государственной собственности в РФ
Цели и задачи приватизации 13
Этапы приватизации 14
Проблемы приватизации государственной собственности 19
Перспективы приватизации государственной собственности 27
Заключение 30

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

1 приватизация.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

         Становление полноценной рыночной  экономики предполагает развитие  рынка ценных бумаг. Это отмечается  практически во всех программах  стабилизации российской экономики  и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.

         Особенностями приватизационных  чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.

         Эмиссия приватизационных чеков  многими подвергалась критике.  Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.

         В начале приватизации ориентация  на имеющийся у населения и  коммерческих структур объем  денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.

         Купля-продажа ваучеров в течение  всего периода их обращения  происходила при рыночной цене  при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.

         Довольно обоснованной выглядела  и теоретическая поддержка именных  приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и около биржевой торговли приватизационными чеками.

         Рассмотрение проблем, связанных  с механизмом и итогами чековых  аукционов, сохраняет свою актуальность  потому, что для денежных аукционов  по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низко доходны и мало ликвидны.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Перспективы  приватизации  государственной  собственности

 

       Структура современного предпринимательства  характеризуется многообразием  критериев ее формирования. Можно  выделить экономическую структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).

       Социальная  структура бизнеса раскрывает стратификацию  субъектов, вовлеченных в отношения предпринимательства, и их взаимодействие на индивидуальном и групповом уровнях.

       Не  менее важным, особенно для уровня национальной экономики в целом, является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура  отражает степень дифференциации и специализации отраслей народного хозяйства и специфику экономических взаимосвязей между ними. Речь идет о территориально-пространственном размещении производства и совокупности экономических взаимосвязей между территориальными хозяйственными системами. Организационная структура экономики выражается в определенной совокупности первичной и производных от них хозяйственных систем с определенным типом субординации и координации образующих эти системы вещественных и личных элементов.

       Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

       Структурам  предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая общим ходом  экономических реформ. Наиболее эластичны  в целом во все периоды организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации происходит массовая смена  организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями.

       В настоящее время значительна  эластичность социально-экономической  структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и  региональные структуры предпринимательства.

       Качественные  изменения в структуре предпринимательства  могут быть обусловлены двумя  процессами. Во-первых, появлением качественно  новых элементов (например, частных  предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).

       Новый этап приватизации характеризуется  необходимостью решения следующих  стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.

       На  очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного  содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в регионах.

       Программы приватизации, принимаемые государственньми органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и Ограничение ее форм.

       Многие  акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных обществ.

       Весьма  сложной в теоретическом и  практическом плане проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах.

       Реформирование  механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим  направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному  конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

 

       В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.

       В рамках приватизации государственных  предприятий тесно переплетаются  политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации должен рассматриваться только как составная  часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились на различных этапах экономического и политического развития, что существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

       Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.

       Приватизация  в развитых странах имеет ряд  существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

       Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

       Объективные причины развития приватизационного  процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

       Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

  • формирование слоя мелких и средних собственников;
  • сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • перераспределение экономических основ власти.

       Особенностями начального этапа приватизации в  России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

       Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как  постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих  этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

       Успешное  проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

       Прогноз процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим  способом приватизации станет продажа  предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились  условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.

Информация о работе Приватизация государственной собственности в РФ