Глава 1. ПОНЯТИЕ
И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Правовое
государство - это продукт нового
времени. Ни древность, ни средние века
не знали правового государства.
Хотя, как полагают некоторые юристы,
идея правового государства уходит
своими корнями в античное общество.
В основе современных концепций
правового государства лежат
идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.),
французского просветителя и правоведа
Монтескье (1689-1755гг. ) и других европейских
просветителей ХVШ и ХIХ вв.
таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.
Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые
полагали, что на смену полицейскому,
бюрократическому государству эпохи
абсолютизма (которое Кант называл
государством произвола), должно прийти
правовое государство, в основе которого
лежит идея автономной личности, обладающей
неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.
Взаимоотношения личности и государственной
власти в условиях правового государства
принципиально иные, нежели в абсолютистском
государстве, ибо для правового
государства характерно ограничение
государственной власти, связанность
ее правом и законом. Концепция правового
государства у И. Канта сводятся
к следующим тезисам: источником
нравственных и правовых законов
выступает практический разум, или
свободная воля людей; человек становится
моральной личностью, если возвысился
до понимания своей ответственности
перед человечеством в целом;
в своем поведении личность должна
руководствоваться требованиями категорического
императива, который сводится к следующему:
"поступай так, чтобы ты всегда относился
к человечеству и в своем лице;
и в лице всякого другого так
же, как к цели, и никогда не
относился бы к нему только как
к средству" и "поступай так, чтобы
максима твоего поступка могла стать
всеобщим законом"; правом, основанным
на нравственном законе, должны быть определены
границы поведения людей с
целью, чтобы свободное волеизъявление
одного лица не противоречило свободе
других; право призвано обеспечить
внешне благопристойные, цивилизованные
отношения между людьми; государство
- это соединение множества людей,
подчиненных правовым законам. Или
"государство в идее, такое, каким
оно должно быть" обязано сообразовываться
"с чистыми принципами права";
государство призвано гарантировать
правопорядок и строиться на началах
суверенитета. Государственно-правовые
воззрения Монтескье сводятся к
тому, что формы правления, формы
государственного устройства определяют
собой дух законов и содержание
законодательства; основываются на том,
что принцип демократии - это добродетель,
любовь к общему благу; исходят из
того, что к "правильной" форме
государства относится демократия,
при которой верховная власть
принадлежит всей массе народа и
основные законы здесь определяют порядок
подачи голосов, посредством которых
выражается воля народа, состав и способ
деятельности народного собрания; проповедует
любовь к отечеству, уважение к закону,
поддержку существующих порядков, равенство
и умеренность состояний, охрану
семейного достояния. Теоретическая
конструкция правового государства,
сложившаяся в политико-правовой
доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, верховенство правового
закона, взаимную ответственность личности
и государства,доминирование общедозволительного
типа правового регулирования в
соответствии с юридическим принципом
"дозволено все, что не запрещено
законом", установление реальных гарантий
прав и свобод личности.
В нашем
государстве делается попытка
не только возродить идею правового
госудуарства, но и претворить
ее в жизнь. Безусловно, этот
путь будет долгим, сложным и
противоречивым. Для того, чтобы
понять глубинную суть правового
государства, недостаточно ограничиться
набором хотя и важных, но все
же внешних характеристик (связанность
государства правом, разделение
властей, наличие конституции), определенной
системой принципов, институтов
и норм. Суть правового государства
не в законопослушании, равно как и не
в обилии законодательных актов, - и то
и другое есть признаки не правового, а
полицейского государства. Суть государства
правового - именно в характере законов,
их соответствии правовой природе вещей,
направленности на обеспечение суверенитета
личности. Еще Гегель подчеркивал, что
хорошие законы ведут к процветанию государства,
а свободная собственность есть основное
условие блеска его. В наиболее развитом
буржуазно-демократическом виде концепция
правового государства является социальной
ценностью всего человечества, удачным
сочетанием общечеловеческих и классовых
интересов. В основе правового государства,
во-первых, должна лежать правовая экономика,
а не командно-казарменная, обреченная
на деградацию из-за отсутствия внутренних
стимулов к труду. А, во-вторых, основой
правового строя служит развитое гражданское
общество.
Гражданское
общество - система экономических,
духовных, культурных, нравственных, религиозных
и других отношений индивидов,
свободно и добровольно объединившихся
в ассоциации, союзы, корпорации
для удовлетворения своих духовных
и материальных потребностей
и интересов. Оно строится на
принципе самоуправляемости, защищено
традициями, обычаями, моральными нормами
и правом вмешательства государства.
Государство
- лишь форма гражданского общества.
В антиправовом (тоталитарном, моновластном)
государстве личность, общество
и народ противопоставлены государству
как политическому аппарату власти,
отчуждены от него. Там нет
граждан, есть подданые. Гражданское
общество предполагает наличие
многочисленных независимых союзов,
институтов и организаций, которые
служат барьером против монополизма
и посягательств государственных
органов. Понятие гражданского
общества подразумевает не только
"гражданственность", известную
степень политической свободы,
но и "буржуазность", т. е.
экономическую независимость человека,
возможность получить доход не
из рук государства.
Развертывание
всего комплекса институтов государства
в демократическом обществе устраняет
доминирование политической власти,
устраняет или резко ограничивает
проявления ее отрицательных
сторон. Среди обширного комплекса
институтов, характерных для развитого
государства в условиях демократии,
необходимо указать, в частности,
на такие: мандат народа на
осуществление власти, прежде всего
путем формирования представительных
органов, выполняющих законодательные
и контрольные функции; наличие
муниципального самоуправления; подчиненность
всех подразделений власти закону;
независимое и сильное правосудие;
наличие государственной власти
в отдельных блоках, включая исполнительную
власть
Чтобы
восстановить правовые принципы
в экономике, следует возродить
ряд свобод: 1) открыть простор
всем видам собственности; 2) заменить
административные приказы договорами,
основанными на равенстве сторон,
3) сделать главенствующим принцип
"разрешено все, что не запрещено",
4) обеспечить эквивалентный характер
обмена,
5) утвердить равноправие и добросовестность
в выборе партнера, 6) не ограничивать
инициативу и предприимчивость.
Правовое
государство - это государство,
обслуживающее потребности гражданского
общества и правовой экономики,
назначение которого - обеспечить
свободу и благосостояние. Оно
подконтрольно гражданскому обществу
и строится на эквивалентности
обмениваемых благ, на фактическом
соотношении общественного спроса
и предложения, ответственно за
правопорядок, который гарантирует
человеку свободу и безопасность,
ибо духовным фундаментом его
является признание прав человека.
Правовое
государство - это демократическое
государство, где обеспечивается
господство права, верховенство
закона, равенство всех перед
законом и независимым судом,
где признаются и гарантируются
права и свободы человека и
где в основу организации государственной
власти положен принцип разделений
законодательной, исполнительной
и судебной властей.
Современное
правовое государство - это демократическое
государство, в котором обеспечиваются
права и свободы, участие народа
в осуществлении власти (непосредственно
или через представителей). Это
предполагает высокий уровень
правовой и политическое культуры,
развитое гражданское общество.
В правовом государстве обеспечивается
возможность в рамках закона
отстаивать и пропагандировать
свои взгляды и убеждения, что
находит свое выражение, в частности
в формировании и функционировании
политических партий, общественных
объединений, в политическом плюрализме,
в свободе прессы и т. п.
Признаки
правового государства: 1. Верховенство
закона во всех сферах жизни
общества. 2. Деятельность органов
правового государства базируется
на принципе разделения властей
на законодательную, исполнительную
и судебную. 3. Взаимная ответственность
личности и государства. 4. Реальность
прав и свобод гражданина, их
правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический
плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных партий,
организаций, объединений, действующих
в рамках конституции, наличии
различных идеологических концепций,
течений, взглядов. 6. Стабильность
законности и правопорядка в
обществе.
К числу
дополнительных факторов и условий
становления правового государства,
видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма
в массовом сознании;
- выработка
высокой политико-правовой грамотности;
- появление
действенной способности противостоять
произволу;
- разграничение
партийных и государственных
функций;
- установление
парламентской системы управления
государством;
- торжество
политико-правового плюрализма;
- выработка
нового правового мышления и
правовых традиций
Суверенная
правовая власть должна быть
противопоставлена любым проявлениям
огосударствления. Отторжение правовой
государственности возможно по
двум каналам: государственно-властному
и законодательному
Правовое
государство - путь к возрождению
естественно-исторических прав и
свобод, приоритета гражданина в
его отношении с государством,
общечеловеческих начал в праве,
самоценности человека. Понятие
"правовое государство" - это
фундаментальная общечеловеческая
ценность, такая же, как демократия,
гуманизм, права человека, политические
и экономические свободы, либерализм
и другие. Суть идеи правового
государства - в господстве права
в общественной и политической
жизни, наличии суверенной правовой
власти. С помощью разделения
властей государство организуется
и функционирует правовым способом,
это мера, масштаб демократизации
политической жизни. Правовое
государство открывает юридически
равный доступ к участию в
политической жизни всем направлениям
и движениям.
В чем
же заключается отличие правового
государства от государства как
такового? Государство как таковое
характеризуется его всевластием,
несвязанностью правом, свободой
государства от общества, незащищенностью
гражданина от произвола и
насилия со стороны государственных
органов и должностных лиц.
В отличие от него правовое
государство связано правом, исходит
из верховенства закона, действует
строго в определенных границах,
установленных обществом, подчиняется
обществу, ответственно перед гражданами,
обеспечивает социальную и правовую
защищенность граждан. Вместе
с тем правовое государство
как и всякое государство обладает
общими чертами, которые сводятся
к следующему:
1. Ему присуща
государственная власть как средство
проведения внутренней и внешней
политики.
2. Оно представляет
собой политическую организацию
общества, основанную на соответствующем
социально-экономическом базисе
общества.
3. Располагает
специальным государственным механизмом.
4. Обладает
определенной административно-территориальной
организацией на своей территории.
5. Существует
благодаря налогам и другим
сборам.
6. Обладает
государственным суверенитетом.
Особенности
механизма правового государства
заключаются в следующем. Все
его структурные части и элементы
функционируют на основе принципа
разделения властей, строго в
соответствии со своим целевым
назначением. Наделенные властными
полномочиямми, структурные части
и элементы правового государства
в своей специфической форме
деятельности реализуют волю
общества. Структурные части и
элементы правового государства
всю свою деятельность строго
сообразовывают с действующим
законодательством. Должностные
лица несут персональную ответственность
за посягательство на права
и свободы граждан, гарантированные
конституцией и другими нормативно-правовыми
актами. Права и свободы граждан
обеспечиваются органами правового
государства. Механизм правового
государства является способом
его существования.
Таким
образом в правовом государстве
его механизм свободен от бюрократизма
и административно-командных методов
управления. Его демократический
характер обусловлен ответственностью
перед обществом на службе
которого он находится. Правовое
государство есть концентрированное
выражение гражданского общества.
В силу этого его этапы развития
в целом и общем совпадают
с этапами развития гражданского
общества. Вместе с тем, поскольку
всякое государство обладает
известной самостоятельностью по
отношению к обществу, то этапам
развития правового государства
присущи определенные особенности,
отражающие его политический
характер. Первый этап развития
правового гражданского общества
- это становление рыночной экономики,
предпринимательства, гласности,
свободы средств массовой информации,
социальной защищенности граждан;
второй этап - утверждение рыночной
экономики различных форм предпринимательства,
обеспечение социальной защищенности
граждан, наличие гласности, свободной
деятельности средств массовой
информации.
Таким
образом, рассмотрев понятие правового
государства и его основные
признаки, необходимо непосредственно
перейти к осуществлению государственной
власти в правовом государстве.