Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 17:58, курсовая работа
Цель данной работы не заключается в описании институтов римского частного права и не направлена на сравнение римского частного права с Гражданским Кодексом РФ. Цель данной работы – попытка охарактеризовать римское частное право, попытаться понять, почему именно римское частное право было выбрано странами Европы в качестве основы своего законодательства.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные черты римского права.
1.1. Краткая характеристика и особенности римского частного
права………………………………………………………………………………5
Глава 2. Источники римского частного права.
2.1. Общая характеристика источников римского частного права….…...9
2.2. Обычаи………..………………………………………..……………….11
2.3. Законы………………...………………………………………………...12
2.4. Преторское право..……………………………………………………..13
2.5. Деятельность юристов...……………………………………………….15
2.6. Постановления государя………………………………………………16
2.7. Кодификация Юстиниана……………………………………..............17
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованной литературы.……………………………………..21
2.1. Общая характеристика источников римского частного права.
В юридической литературе различных народов по римскому праву, накопившейся за две тысячи лет, выражение "источник права" употребляется в различных смыслах:
а) как источник содержания правовых норм;
б) как способ, форма образования (возникновения) норм права;
в) как источник познания права.
Конечным источником содержания права являются материальные условия жизни общества.
Это обстоятельство необходимо иметь в виду, в частности, и при изучении права рабовладельческого общества. В соответствии с состоянием производительных сил основой производственных отношений при рабовладельческом строе является собственность рабовладельца на средства производства и работников – рабов. И в этих условиях жизни римского рабовладельческого общества – источник содержания норм римского права.
Другое значение, в котором употребляется понятие "источник права", отвечает на вопрос, какими путями, по каким каналам возникает, образуется та или иная норма права.
В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2) закон (в эпоху принципата – сенатусконсульты; в период монархии – императорские постановления); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов. Ниже мы остановимся подробно на каждой форме. 1
В каких именно формах объективируется право каждой определенной эпохи, не является делом исторической случайности. Формы права зависят от социально-экономических условий определяющих политику
государства.
1 Новицкий И.Б. Римское право. – Изд. 6-е, стереотипное. – М.:ТЕИС, 1997. – С.13.
Прежде чем перейти к рассмотрению видов источников (форм) права, охарактеризуем их состояние.
В силу особенностей исторического развития в составе римского права сложились несколько систем права, а именно: цивильное, право народов и
преторское право. Для лучшего понимания всей системы римского права охарактеризуем их.
Цивильное право (ius civili) – право, подчеркивающее строго
национальный характер римских граждан, права государства-города. Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права.
Преторское право. Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Рост группы рабовладельцев-растовщиков сопровождался обострением классовых противоречий. Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистров, главным образом преторов Она совершалась постепенно. В результате получился ряд институтов, разработанных преторами преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты. Более подробно на преторском праве мы остановимся ниже.
Право народов (ius gentium). С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота, стало необходимым признать основные частные права (право собственности, заключения договора и т.д.) и за не римлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium.
Ius gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civili, а с другой – национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте.
Ius gentium соответствовало сложной стадии организации обмена товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному, право народов лучше и быстрее приспосабливается к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины, выросшее на базисе экономических, право народов является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.
Постепенно происходит слияние цивильного права и права народов. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота и укреплении торговых сношений во всех областях покоренного мира.
2.2. Обычаи (mores).
Обычаи признавались
1) он должен выражать продолжительную правовую практику, во всяком случае, в пределах жизни одного поколения;
2) он должен выражать однообразную практику, – причем безразлично, действия или бездействия;
3) он должен воплощать неотложную и разумную потребность в правовом именно регулировании ситуации.
Специфику правового применения обычая составляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказать факт его наличия, обычай не презюмпировался в суде, а доказывался.
Важную особенность римского правового
обычая составила неразрывность понимания
обычая с нравами. Предписание обычая
– это "молчаливое согласие
народа, подтвержденное древними нравами".
В силу этого обычай носил черты
религиозного правила, опирающегося на
авторитет жреческого толкования. 1
2.3. Законы (leges).
Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы – leges. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, то есть так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован (тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы). Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: "Закон – это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом". Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т.д., а также знаменитый закон XII Таблиц.
Закон должен был содержать определенные элементы: введение или
1 Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие.–:Манускрипт, 1994. – С.26.
указатель обстоятельств издания; rogatio или текст, который мог подразделяться на главки и т.п.; sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей. 1
Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что законов в республиканском
Риме
все-таки издавалось не так много; получили
огромное распространение специфические
римские формы правообразования: эдикты
судебных магистратов и деятельность
юристов. Консерватизму, характеризующему
римское право, эти формы правообразования
соответствовали гораздо больше, чем
издание новых законов. Окончательное
укрепление императорской власти привело
к тому, что единоличное распоряжение
императора стало признаваться законом:
"что угодно императору, то имеет
силу закона", а сам император "законами
не связан". 2
2.4. Преторское право (Ius honorarium).
Полномочия по изданию право
формирующих эдиктов имели
указов (edicta), стали: эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.
Эдикты эдилов касались преимущественно вопросов правового
1 Новицкий И.Б. Римское право. – Изд. 6-е, стереотипное. – М.:ТЕИС, 1997. – С.29.
2 Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие.–:Манускрипт, 1994. – С.15-17.
регулирования торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекающих из рыночного оборота. Провинциальные эдикты заключали в себе, как правило, предписания троякого рода: утверждение местных узаконения и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций – главным образом в административной и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника. Важнейшими, однако, являлись преторские эдикты. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение года (срок преторских полномочий). Различались новые и перенесенные эдикты: в первых указывались новшества правоприменения и юридической практики, провозглашаемые претором в осуществление принципов законов; во вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника. В другом отношении эдикты подразделялись на: постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касающиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. 1
Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти. Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение.
Общественные отношения значительно усложнялись, вследствие чего старые неподвижные и весьма ограниченные количественно нормы цивильного права перестали удовлетворять запросам жизни. Новые потребности стали получать удовлетворение, в частности, при помощи
1Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие.–:Манускрипт, 1994. – C.30-32.
эдиктов магистратов, в особенности преторского эдикта. Осуществляя руководство гражданским процессом, претор стал отказывать в иске при таких обстоятельствах, когда по букве цивильного права должна была бы быть, предоставлена защита, и, наоборот. Таким путем преодолевались трудности, возникавшие вследствие несоответствия старых норм цивильного права новому укладу общественных отношений. Праву придавался прогрессивный характер, хотя формально не отменялись исконные нормы, к которым консервативные римляне относились с особым почтением.
Информация о работе Римское частное право класссического периода