Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 11:42, курсовая работа
Целью исследования является научно - теоретический анализ вещных прав ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом способов приобретения, применения соответствующего законодательства, разработка теоретических положений и рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование регулирования сервитутов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи :
1. раскрыть понятие сервитут;
2. дать его классификацию;
3. рассмотреть основные виды сервитутов;
4. выявить и проанализировать правовые проблемы, существующие в науке применительно к формированию института сервитута.
Введение
Глава 1. Сервитуты как предмет гражданско-правового регулирования
1. Понятие и правовая природа сервитутов
2. Общая классификация сервитутов
Глава 2.
1. Правовое регулирование отдельных видов сервитутов
2. Правовые проблемы и пути решения регулирования сервитутных прав
Заключение
Библиографический список
Наряду
с сервитутами, возникающими на почве
соседских поземельных
Отсюда происходит деление сервитутов на две категории так называемые предиальные, т.е. земельные и личные. Различие проводилось по субъектам права: личный сервитут принадлежал определенному лицу персонально, предиальный сервитут принадлежал лицу как собственнику земельного участка. Назначение предиальных сервитутов – восполнить недостающие конкретному земельному участку блага или свойства и удобства. Среди предиальных сервитутов различают сельские, устанавливаемые в пользу полевых и незастроенных участков и городские, устанавливаемые в пользу застроенных участков.
Важнейший личный сервитут – узуфрукт – определяется следующим образом: узуфрукт есть право пользования чужой вещью и получение от нее плодов с сохранением ее целостности субстанции.
По мнению Андреева Ю.А. сервитуты можно классифицировать на личные и вещные (предиальные) , частные и публичные, земельные, водные и лесные, градостроительные и сельские, положительные и отрицательные, постоянные и непостоянные (срочные), возмездные и безвозмездные, договорные сервитуты и сервитуты, установленные в силу закона, судебного решения, постановлений органов государственной власти, местного самоуправления.
Глава 2. Правовое регулирование отдельных видов сервитутов
2.1. Частный и публичный сервитут
Развитие
законодательства о публичных сервитутах
вызвано признанием частной собственности
на недвижимое имущество и столкновением
интересов собственников и
Совершенствование законодательства о публичных сервитутах предполагает решение вопроса о месте данного института в системе права, его природе, содержании, порядке и условиях введения и прекращения.
Современное российское законодательство о публичных сервитутах представлено отдельными нормами в Федеральных законах, актах субъектов РФ и муниципальных образованиях. Единый Федеральный закон о сервитутах отсутствует (в октябре 2002 года в Государственную Думу вносили проект Федерального закона «О сервитутах», но он был отклонен. В настоящее время нормы о публичных сервитутах можно найти в Земельном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» и др.
Нормотворчество субъектов федерации в этой области допустимо, так как в совместном ведении РФ и ее субъектов, в частности, находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и др. (подп. «в», «д», «к» п.1 ст.72 Конституции РФ).
Существует 2 точки зрения на природу публичного сервитута. Некоторые ученые понимают сервитута как особое вещное право, при этом природа данного права ими не определяется либо указывается, что публичные сервитуты не относятся к сфере регулирования гражданского законодательства. Другие авторы характеризуют его лишь как ограничение права собственности, указывая в качестве аргументов на то, что возникновение отношений происходит в силу закона и в результате обеспечиваются «публичные нужды всех лиц».
Право
ограниченного пользования
По объекту можно выделить: публичные земельные, градосроительные, лесные, водные сервитуты, сервитуты приватизируемого государственного и муниципального имущества.
По сроку действия различают срочные и постоянные сервитуты. Публичные земельные сервитуты могут устанавливаться на срок или быть бессрочными. Публичные лесные и водные сервитуты являются постоянными. Градостроительный кодекс не предусматривает срок действия публичного сервитута. В Земельной кодексе установлен исчерпывающий перечень публичного земельного сервитута по содержанию (перечень частных сервитутов не ограничен).
В соответствии с п. 3 ст.23 Земельного кодекса РФ публичные сервитуты устанавливаются для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; забора воды и водопоя; прогона скота через земельный участок и др.
И частные, и публичные сервитуты могут быть возмездными и безвозмездными. Если системно комментировать нормы ГК РФ и ЗК РФ, то можно сделать вывод о том, что публичные сервитуты осуществляются безвозмездно. И лишь когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших такой сервитут, соразмерную плату.
В отличие от римских источников и российского дореволюционного законодательства п.1 ст. 274 ГК РФ перечисляет лишь несколько примерных разновидностей сервитутов, способных относиться к категории публичных и частных сервитутов, отмечает, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередач, а также для других нужд, которые не могут быть реализованы без установления сервитута.
Частный сервитут
Сервитутным договором устанавливаются вид сервитута, права и обязанности сторон, объем полномочий или пределы осуществления права пользования, основания изменения и прекращения сервитута, ответственность сторон на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения этого соглашения.
К существенным условиям такого договора относятся условия о его предмете и цене. Предмет соглашения – предоставление сервитуарию права ограниченного пользования чужим земельным участком или иной недвижимостью.
Как уже отмечалось, сервитутное право имеет возмездный характер. Пункт 5 ст.274 ГК РФ определяет, что собственник участка, обремененного сервитутом вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлении сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
И частные, и публичные сервитуты могут быть срочными и постоянными (п.4 ст.23 ЗК РФ). Непостоянный сервитут означает возможность ограниченного, не постоянного пользования чужим земельным участком. Возможность установления сервитута на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрена в отношении частных лесных сервитутов (ст.21 Лесного кодекса РФ). Такой способ возникновения сервитута базируется на общих нормах гражданского права, допускающих возникновение гражданских прав и посредством издания административных актов в случаях, прямо предусмотренных законом.
Во время реализации своих сервитутных прав сервитуарий вправе осуществлять судебную защиту своих нарушенных прав с помощью материальных и процессуальных способов защиты, предусмотренных законом.
При характеристике оснований прекращения частного сервитута ст.48 Земельного кодекса РФ ссылается на основания, предусмотренные гражданским законодательством. Согласно ст.276 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу. В результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Сервитут прекращается по истечении срока действия сервитута (если он имел срочный характер), в случае гибели земельного участка, обремененного сервитутом либо в пользу которого установлен сервитут, а также в результате совпадения сервитутодателя и сервитуария в одном лице (ст.413 ГК). Публичный сервитут может быть прекращен путем выкупа обремененного земельного участка, а также вследствие устранения общественных нужд, для которого он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
2.2. Правовые проблемы и пути решения регулирования сервитутных прав
Что можно поставить в заслугу российскому законодателю, имея в виду содержательную сторону правовых норм, посвященных сервитутам?
Во-первых, законодательно закреплено определение сервитута. В ст. 274 ГК земельный сервитут трактуется как принадлежащее собственнику одного недвижимого имущества право ограниченного пользования соседним земельным участком другого собственника.
Во-вторых, законодатель постарался предусмотреть конкретные виды сервитутов. В Гражданском Кодексе в качестве таковых названо право прохода и проезда, прокладки и эксплуатации линий злектропередачи, связи и трубопроводов, а также право пользования источником воды для обеспечения водоснабжения.
В-третьих,
заслугой российского законодателя
можно считать введение судебного
решения как основания
В-четвертых,
важной особенностью современного российского
подхода к регулированию
Пятой чертой, характеризующей отечественное законодательство о сервитутах можно назвать признаваемую им возможность соединения сервитутов с иными вещными правами, а не только с правом собственности. Так, сервитуарием, т.е. лицом, в пользу которого устанавливается сервитут в соответствии с ГК может быть не только собственник, но и лицо, которому господствующий земельный участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. А лицом, обременяемым сервитутом, может только собственник земельного участка или иной недвижимости, но не субъект иного вещного права.
При всех отмеченных достижениях законодательного регулирования сервитутов в России оно страдает и существенными недостатками, и один из них видится в отсутствии объединяющего подхода. Законодательству не хватает системности, общих положений, единого механизма. Создать такой механизм, видимо, должен был Гражданский кодекс. Содержащиеся в нем гражданско-правовые нормы при всей их принципиальной значимости оказалось достаточно поверхностно и явно недостаточно для эффективного регулирования сервитутов как особой группы вещных прав. Следствие этого – многочисленные противоречия в решении конкретных вопросов сервитутного права различных нормативно-правовых актов. Коллизии имеются в самых разных аспектах – начиная с определения сервитутов и заканчивая основаниями его возникновения и прекращения. Свидетельством фактического отсутствия эффективного гражданско-правового регулирования является и современная судебная практика. Анализ ее показывает, что судьи не применяют законодательство о сервитутах.
Второй недостаток законодательного регулирования сервитутов в России, тесно связанный с первым, состоит в отсутствии четкого единообразия определения сервитутов.
Третий отрицательный момент в законодательном регулировании связан с «растаскиванием» отдельных видов сервитутов по различным нормативным актам, что вносит неопределенность в их общую систему. Водный кодекс повторяет положения Гражданского кодекса о сервитутах пользования источником воды, земельный кодекс – о сервитутах пользования земельными участками. В результате нарушается единая структура возможных сервитутов.
Четвертая негативная характеристика касается отсутствия в ГК перечня оснований возникновения сервитутов. Тексты ст.274-276 ГК приводят к выводу о том, что главным основанием сервитутов является договор, а дополняет его судебное решение в случае разногласия собственников. В действительности же оснований возникновения сервитутов больше. Среди них акты государственных органов и органов местного самоуправления (ч.2 ст.21 Лесного кодекса), завещательный отказ.