Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 17:02, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение правового регулирования правоотношений по поручению в современной цивилистической науке Российской Федерации, определение его места в системе гражданского права.
В границах обозначенной цели мною были поставлены следующие задачи:
рассмотреть правовую природу и выделить особенности правового регулирования отношений по поручению;
обозначить предмет договора поручения;
произвести классификацию договора поручения на основе практики применения договора и действующего законодательства;
определить место договора поручения в системе гражданско-правовых договоров и выявить его соотношение со смежными правовыми конструкциями.
Введение ……………………………………………………………………………....3
Глава 1. Место договора поручения в системе гражданско-правовых обязательств……………………………………………………...……….…………….6
1.1. Понятие, характеристика и правовая природа договора поручения.…………..6
1.2. Правовое регулирование отношений по поручению …………….……………16
1.3. Классификация договоров поручения ………………………………….……... 21
Глава 2. Содержание договора поручения ……….……………………….………….
2.1. Элементы договора поручения ……………………...………………………..... 35
2.2. Порядок заключения, изменения и прекращения договора поручения ……..43
2.3. Права, обязанности и ответственность сторон по договору поручения ….. 50
Заключение ………………………………………………………………………...… 58
Список использованной литературы…………………………………………………
Правильнее всего, на мой взгляд, правовое регулирование договора поручения будет выглядеть в форме иерархии юридических источников по частоте их применения в процессе регулирования отношений по поручению.
Первым источником в этой иерархии является Гражданский Кодекс РФ, а именно главы 49 «Поручение» и 10 «Представительство. Доверенность», при этом какую из них следует считать приоритетной и специальной, вопрос открытый, ввиду отсутствия на это указания в законе и отсутствия большого объема судебной практики и соответствующих научных доктрин. Брагинский М.И. полагает, что нормы главы 49 ГК РФ, несмотря на место, которое она заснимает в Кодексе, не должны рассматриваться специальными и как следствие приоритетными по отношению к нормам главы 10 ГК РФ. Он обосновывает свою позицию тем, что следует разграничить данные нормы по направленности: «глава 49 регулирует внутренние отношения представительства, а глава 10 – внешние». Тем самым, принцип, по которому специальные нормы вытесняют частные, будет применяться только в случае возникновения коллизии между главой 49 и остальными главами общей части ГК, за исключением гл. 10 ГК.6 Однако в юридической доктрине существует мнение о невозможности говорить о приоритете норм «специальных» над «частными», так как в Гражданском Кодексе нет положения, фиксирующего презумпцию приоритета одних над другими, а всего лишь существуют специальные указания над приоритетом одного нормативного правового блока в рамках Гражданского Кодекса РФ над другим.4
В
свою очередь В.Ф.Яковлев
Следующим источником в иерархии уровней правового регулирования отношений по поручению следует считать нормы других разделов Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют смежные с поручением отношения по представительству, именуемые в юридической доктрине «квази-представительскими» или «квази-поручение»6. Например, ст.ст.980-989 ГК (гл.50 «Действия в чужом интересе без поручения»), анализ которых позволяет сделать вывод о тенденции уравнивания юридических последствий действий в чужом интересе без поручения к юридическим последствиям, возникающим из отношений по поручению, на что прямо указывает ст.982 ГК РФ. В отличие от сложной структуры отношений по поручению (внешняя и внутренняя стороны), отношения из действий в чужом интересе без поручения представляют собой более упрощенную структуру отношений между субъектами: лицо, действующее в интересах другого лица, не имеет какого-либо полномочия от имени последнего (в поручении – это доверенность), в то же время отсутствует внутренняя правовая связь между ними, которая в отношениях по поручению выражается в форме договора поручения.
В этот же уровень можно отнести нормы главы 52 ГК «Агентирование». В основе агентирования может лежать как договоры поручения и комиссии, так и агентский, который в качестве дополнительного элемента предмета договора предполагает совершение агентом фактических действий. В ст.1011 ГК РФ прямо предусмотрена возможность применения норм главы 49 и 51 ГК в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от своего имени или от имени принципала, если данные положения не противоречат положениям гл.52 или существу агентского договора.
Третьим
уровнем в иерархии источников отношений
по поручению можно считать
В Кодексе торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. №81-ФЗ глава XIV посвящается договору морского посредничества10. В соответствии со статьей 240 «Определение договора морского посредничества» КТМ РФ, посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования. Согласно статье 232 главы XIII КТМ РФ («Договор морского агентирования») морской агент по договору морского агентирования обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.
В Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской федерации» N 4015-1 от 27 ноября 1992 года11 одними из участников отношений, регулируемых Законом, являются страховые брокеры и страховые агенты. В соответствии с п.1 ст.8 Закона страховые агенты осуществляют свою деятельность на основании гражданско-правового договора, представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Согласно п.2 той же статьи страховые брокеры могут действовать в интересах страховщика и осуществлять деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком и страхователем.
Учитывая упомянутые выше отношения по морскому агентированию, страхованию и их взаимосвязь с отношениями по поручению, данные отношения следует признать частью системы правового регулирования отношений по поручению.
Некоторые
нормы, посвященные договору поручения
и представительству
Наконец, четвёртый уровень в иерархии источников правового регулирования договора поручения можно обозначить нормативные правовые акты процессуального права, а именно в гражданском и арбитражном процессе и так же в исполнительном производстве.
В главе 5 Гражданском Процессуальном Кодексе РФ от 14 ноября 2002г. «138-ФЗ15 («Представительство в суде») говорится об оформлении отношений по представительству в гражданском процессе. Исходя из указанных положений, можно говорить о приоритетности заключения именно договора поручения, хотя законодатель в статьях главы 5 обозначил внешнюю сторону представительских отношений, а именно необходимость соответствующего оформления доверенности. Похожие положения содержатся, в том числе и в Арбитражном процессуальном Кодексе РФ от 24 июля 2002г. №95-ФЗ16, в главе 6 («Представительство в арбитражном суде»), а так же в Федеральном законе «Об исполнительном производстве»17 от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (ст.ст.53-54).
1.3. Классификация
договоров поручения.
Договор
поручения, является довольно распространенной
договорной конструкцией, имея в свою
очередь разнообразные
Прежде всего, договор поручения можно подразделить на возмездный и безвозмездный. Статьёй 421 ГК РФ предусмотрен принцип возмездности гражданско-правового договора, если нормативными правовыми актами или договором не предусмотрено иное. В случае с договором поручения, законодательство предусматривает оба его вида.
Исходя уже из характера возмездности либо безвозмездности договора поручения, можно подразделить его в зависимости от сферы применения: на предпринимательский и непредпринимательский. Таким образом, в непредпринимательском договоре поручения будет действовать презумпция безвозмездности, а в предпринимательском – соответственно презумпция возмедности.
В
свою очередь возмездные договоры
поручения можно
Особое положение в данной классификации занимает договор поручения на коммерческое представительство, закрепленный положениями статьи 184 ГК РФ («Коммерческое представительство»). При этом коммерческим представителем считается лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей, в качестве которого может выступать только гражданин, являющийся предпринимателем, либо коммерческое юридическое лицо. Особенностью коммерческого поручения является то, что традиционно поверенный от имени доверителя не может совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, но в коммерческом представительстве допускается представительство разных сторон сделки в случаях, когда на это имеется согласие этих сторон, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Отношения по коммерческому представительству характеризуются большей свободой в действиях поверенного с одновременным предъявлением к нему повышенных требований. Например, существует специфика при изменении и расторжении договора поручения коммерческого представительства, связанная с тем, что такой договор применяется исключительно в сфере предпринимательской деятельности, участники которой преследуют цели извлечения прибыли, а потому материальные потери сторон вследствие его досрочного расторжения могут быть весьма существенны. В ряде случае поверенный - коммерческий представитель несет ответственность в форме возмещения убытков в изъятие из общих правил в договоре поручения. Так, в соответствии с п.3 ст. 972 ГК поверенный, действующий в качестве коммерческого представителя, вправе в соответствии со ст. 359 ГК удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче доверителю, в обеспечение своих имущественных требований по договору поручения. К такого рода требованиям относятся как право на вознаграждение, так и право на возмещение понесенных поручителем издержек.
По общему правилу, поверенный вправе отступить от указаний доверителя лишь в тех случаях, когда по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя и поверенный не мог предварительно запросить доверителя или не получил ответа на свой запрос в разумный срок. Поверенному же, действующему в качестве коммерческого представителя, может быть предоставлено доверителем право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. Коммерческий представитель обязан лишь в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, причем и от этой обязанности он может быть освобожден договором поручения.
В соответствии со ст. 977 ГК РФ договор поручения может быть прекращён в результате отмены доверителем поручения, либо отказа от него поверенным. Однако, по договору коммерческого представительства сторона, прекращающая договор, обязана уведомить об этом другую сторону не позднее чем за 30 дней до прекращения договора.
Наиболее важной особенностью договора поручения на коммерческое представительство является то, что на него не распространяются общие правила договора поручения об освобождении от ответственности в форме возмещения убытков стороны, прекратившей договор в одностороннем порядке. По договору на осуществление коммерческого представительства доверитель, отменивший свое поручение, и поверенный, отказавшийся от исполнения поручения, несут обязанность возмещения убытков, понесенных вследствие таких действий другой стороной. Особенности этих правил объясняются, во-первых, возмездностью договора на коммерческое представительство и, во-вторых, тем, что хотя элемент доверия присутствует и в этих отношениях, в целом лично доверительными они не являются, а относятся к числу коммерческих отношений.
В зависимости от сложности состава правового регулирования договоры поручения можно подразделить на сложные и простые18. К простым относят договоры поручения, где в правоотношении присутствует только основная обязанность представителя совершать юридические действия по поручению доверителя и от его имени. К ним относятся договоры поручения, заключенные в порядке ст.971 ГК РФ. В сложных договорах поручения состав правового регулирования комбинированный, тем самым договор поручения входит в состав более сложной договорной конструкции. Например, глава 49 ГК РФ «Поручение» тесно связана с трёмя последующими главами Кодекса (гл.50 «Действия в чужом интересе без поручения», гл.51 «Комиссия», гл.52 «Агентирование») что выражается в том, что каждая из этих глав регулирует отношения, складывающиеся при выступлении одного лица в интересах и за счёт другого. В дореволюционной российской юридической доктрине подобные отношения весьма удачно были названы «заместительством»19.