Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 06:47, курсовая работа
Государство и право – важнейшие факторы общественной эволю-ции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практиче-ской юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие и основные признаки государства.
2.Право в политическом обществе.
3.Соотношение государства и права.
4.Верховенство права ( либеральная концепция ).
5.Верховенство государства ( этатически - тоталитарная концепция ).
6.Концепция равного взаимодействия государства и права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
на тему: Соотношение
государства и права.
ТЕМА: СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА.
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Соотношение
государства и права, права и закона, имели
место не только в далеком историческом
прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют
место также дискуссии и в настоящем. Современные
исследователи, так же как и их предшественники,
выделяют в основном два подхода и два
разных определения права. Один из
этих подходов, именуемый позитивистским,
ориентируется не только на неразрывную
связь государства и права, но и на то,
что государство является единственным,
исключительным источником права. Право
при этом определяется не иначе, как система
общеобразовательных, формально-опреде
-ленных, государственно-принудительных
норм, выражающих возведенную в закон
государственную волю господствующего
класса и выступающего в качестве классового
регулятора общественных отношений.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятель- ности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотноше -ний.
1. Понятие
и основные признаки
государства.
Термин «государство» может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вто -рых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство — это сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции, мы выявим присущие ему следующие функциональные признаки.
Территория — это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное прост- ранство, континентальный шельф и др. Без территории государство не сущест- вует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория государства заня та его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
Население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством принад- лежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонацио- нальным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федера -лизация или автономизация.
Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.
Власть политической
элиты имеет
Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает:
а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые приз - наются справедливыми, должными, правомерными, моральными;
б) ее поддержка населением,
в) ее международное признание.
Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди ко -торых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.
Как известно, право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением госу -дарственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выпол -няется в полной мере. В той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает нормы, говорят об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.
Налоги, т. е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принуди -тельно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.
Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в госу -дарстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе как самосто -ятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств.
Различают
внутренний и внешний суверенитеты.
Внутренний суверенитет —это верховенство
в решении внутренних дел. Внешний
суверенитет — это
Итак,
на основании выше изложенного
приходим к выводу, что государство
— это организация суверенной политической
власти, действующая в отношении всего
населения на закрепленной за ним территории)
использующая право и специальный аппарат
принуждения.
2. Право
в политическом
обществе.
В фундаментальном смысле, право — это продукт политического общества. Оно является одним из движущих элементов государственной деятельности. Во всех государствах эту деятельность ведут самые высокопоставленные чиновни- ки, которых в настоящее время обычно называют политическим руководством, "власть имущими" или государственными властями.
Руководители политического общества выполняют две основные функции: функцию правления и нормативную функцию. С помощью первой функции они определяют тип общества, который они стремятся или желают создать, главные философские, социологические, политические, экономические, социальные и культурные показатели, на базе которых будет основываться это общество; они установят связи между этим обществом и другими политическими обществами, дружественными или враждебными; наконец, учитывая все это, они возлагают ответственность на все общество, а также несут личную ответственность перед своим народом и перед Историей.