Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 06:47, курсовая работа

Описание

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволю-ции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практиче-ской юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1.Понятие и основные признаки государства.


2.Право в политическом обществе.


3.Соотношение государства и права.


4.Верховенство права ( либеральная концепция ).


5.Верховенство государства ( этатически - тоталитарная концепция ).


6.Концепция равного взаимодействия государства и права.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

                                                   Филиал  Санкт – Петербургского     

                                                          Университета   МВД  РФ    

                                               

                     Кафедра  теории и истории права и государства

                                        КУРСОВАЯ  РАБОТА                                                                    

                

                     по  курсу:        Теория  государства  и  права.

                   на  тему:     Соотношение   государства  и  права.                                       

                        

       

       
 
 

                                                                         Романский Дмитрий Владимирович

                                                                         Слушатель I курса 13 группы

                                                                         Заочного  факультета

                                                                         Домашний адрес :

                                                                         183014  г. Мурманск

                                                                          ул. Баумана  д.32 кв.11

                                                                          д.т. 59-29-79

                                                                          р.т. 59-86-18 
 
 

                                                                                                                                                                                           

                                                                    
 

                                                                  МУРМАНСК

                                                                        2 0 0 3 
 
 
 
 
 
 
 

              

          ТЕМА:  СООТНОШЕНИЕ  ГОСУДАРСТВА   И  ПРАВА. 
 
 

                                               П   Л   А   Н 
 

                         ВВЕДЕНИЕ 

    1. Понятие и  основные признаки государства.
 
    1. Право в  политическом обществе.
 
    1. Соотношение государства и права.
 
    1. Верховенство  права ( либеральная концепция ).
 
    1. Верховенство  государства ( этатически - тоталитарная       концепция ).
 
    1. Концепция равного взаимодействия государства  и права.
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          ЛИТЕРАТУРА 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                        ВВЕДЕНИЕ

    Соотношение  государства и права, права и закона, имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.  Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как система общеобразовательных, формально-опреде -ленных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений.                                                                                                                                  Другой подход к праву — непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматрива - ется как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, государственных и между-  народных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справед- ливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды.

  Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятель- ности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотноше -ний.

                   1.  Понятие и основные признаки государства. 

  Термин  «государство» может быть использован  в двух значениях: во-первых, для  выделения страны как политико-географического  образования и, во-вто -рых, для обозначения  организации политической власти, системы  институтов власти.  Государство — это сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции,  мы выявим присущие ему следующие функциональные признаки.

  Территория  — это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное прост- ранство, континентальный шельф и др. Без территории государство не сущест- вует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория государства заня та его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

  Население, т. е. человеческое сообщество, проживающее  на территории государства. Население  и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством принад- лежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонацио- нальным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федера -лизация или автономизация.

  Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты имеет институализированный характер, т. е. осуществляется посредством  органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизне деятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законо -дательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения оста -ются, за исключением случаев уничтожения государства в результате его зах -вата или гражданской войны. Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религи -озной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее все -общность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю террито- рию, на все население, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы и общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает:

  а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые приз -  наются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

  б) ее поддержка  населением,

  в) ее международное  признание.

  Существует  множество средств обеспечения  легитимности власти, среди ко -торых  многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

  Как известно, право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением госу -дарственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выпол -няется в полной мере. В той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает нормы, говорят об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

  Налоги, т. е. обязательные и безвозмездные  платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принуди -тельно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

  Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в госу -дарстве, выступает  как высшая власть, а в мировом  сообществе как самосто -ятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств.

  Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет —это верховенство в решении внутренних дел. Внешний  суверенитет — это независимость  во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет  носил абсолютный характер, но постепенно он становится отно -сительным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп. Мнение меж -дународного сообщества может влиять на проведение политики внутри госу -дарства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна и сужается он с большей скоростью нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит дели- катную проблему: где границы внешней суверенности?

    Итак, на основании выше изложенного  приходим к выводу, что  государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории) использующая право и специальный аппарат принуждения.    

     

        2.      Право  в политическом  обществе. 

  В фундаментальном  смысле, право — это продукт  политического общества. Оно является одним из движущих элементов государственной  деятельности. Во всех государствах эту  деятельность ведут самые высокопоставленные чиновни- ки, которых в настоящее время обычно называют политическим руководством, "власть имущими" или государственными властями.

  Руководители  политического общества выполняют  две основные функции: функцию правления  и нормативную функцию. С помощью первой функции они определяют тип общества, который они стремятся или желают создать, главные философские, социологические, политические, экономические, социальные и культурные показатели, на базе которых будет основываться это общество; они установят связи между этим обществом и другими политическими обществами, дружественными или враждебными; наконец, учитывая все это, они возлагают ответственность на все общество, а также несут личную ответственность перед своим народом и перед Историей.

Информация о работе Соотношение государства и права