Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 07:34, курсовая работа
В Республике Беларусь развитие реальных рыночных отношений возможно лишь тогда, когда будут созданы все условия, способствующие свободному вхождению национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей. И здесь основная стратегическая цель нашего государства должна быть направлена на создание высокоэффективной экономики, гибкой, восприимчивой к достижениям научно-технического прогресса, ориентированной на потребителя.
Введение
1. Общая характеристика совместных предприятий
1.1 Понятие и черты совместного предприятия
1.2 Классификация совместных предприятий
1.3 Причины создания совместных предприятий
2. Совместные предприятия в Республике Беларусь
2.1 Этапы становления совместных предприятий в Республике Беларусь
2.2 Особенности развития совместных предприятий на территории Республики Беларусь
3. Проблемы и перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь
3.1 Проблемы совместных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения
3.2 Перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь
- значительное повышение иностранным инвестором своего имиджа на местном рынке, так как совместное предприятие получает статус местного по законодательству данной страны, оно быстрее адаптируется на этом рынке благодаря заинтересованному отношению со стороны правительственных и политических кругов, возможности влиять на различные сферы экономической и общественной жизни, пользоваться привилегиями в налоговой, банковской и других сферах, активной работе с покупателями на рынке. [2, с. 24-25]
Именно действием этих причин определяются место и роль совместного предпринимательства как наиболее прогрессивной и комплексной формы долгосрочного экономического, научно-технического и производственного международного сотрудничества, опирающегося на объединение капиталов разных стран и дополняющее традиционные торгово-экономические отношения.
Таким образом, совместные с иностранным партнером предприятия позволяют решить вопросы сокращения времени строительства новых предприятий, использования прогрессивной технологии и техники в производстве, внедрения маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуска товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрого выхода на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией с целью получения валютных средств, сокращения нерационального импорта на свободно конвертируемую валюту. Все это способствует повышению эффективности национальной экономики. Создание совместных предприятий - одно из направлений вложения иностранных инвестиций в экономику страны, чем они больше, тем эффективнее национальная экономика, тем лучше условия для ее интегрирования в мировую экономическую систему.
2. Совместные предприятия в Республике Беларусь
2.1 Этапы становления совместных предприятий в Республике Беларусь
Республика Беларусь долгое время развивалась в составе бывшего СССР, что позволяет условно выделить пять исторических этапов становления совместных предприятий, обусловленных особенностями проводимой государственной инвестиционной политики:
Первый - 1921-1925 гг., характеризовавшийся созданием смешанных обществ на территории СССР и СП на территории капиталистических стран;
Второй - 1926-1960 гг. - период «изоляции», в течение которого отсутствовали условия для создания подобных предприятий;
Третий - 1961-1986 гг. - когда СП создавались исключительно за рубежом;
Четвертый - 1987-1991 гг., характеризовавшийся процессом создания СП внутри государства (первоначально на территории бывшего СССР);
Пятый – с 1992 и по настоящее время - период развития СП на территории Республики Беларусь. [8, с. 40]
Естественно, особенности исторических этапов обусловливали и специфику целей и проблем функционирования подобных предприятий, на которые накладывали отпечаток особые политические и экономические условия в стране, чем, в конечном счете, и определялась их эффективность и вклад в развитие национальном экономики.
На протяжении первого периода довольно активно осуществлялся процесс привлечения иностранного капитала на территорию СССР в целях ускорения хозяйственного развития страны. Предприятия, функционирующие с его использованием, обеспечивали уже к 1925 году 10% экспортной продукции и 5% импорта СССР.
Говоря о прямых иностранных инвестициях как основе для создания СП можно отметить, что за период с 1921 по 1929 годы в СССР поступило 2670 предложений о вложениях иностранного капитала, в то время как реализовано было лишь 172 (6,4%). Общие же вложения иностранного капитала за 20-е - начало 30-х годов 20 века не превысили 200 млн. золотых рублей, то есть в целом не превышали 2% всех капитальных вложений в стране. Для сравнения - ежегодный приток иностранного капитала в дореволюционной России составлял 80 млн. руб. золотом. [8, с. 41]
Второй этап в развитии совместного предпринимательства в СССР характеризовался ослаблением связей с мировым сообществом и процессом ликвидации ранее созданных СП.
После Великой Отечественной войны на основе перешедших к СССР бывших германских активов, находившихся в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии, по соглашению с этими странами были созданы СП на их территориях, действовавшие до 1955 года. Создание этих предприятий способствовало, в какой-то мере, возобновлению интеграционных процессов с мировым хозяйством и давало возможности СССР использовать уже имеющиеся производственные мощности, так как его собственные были разрушены войной, и требовалось значительное количество материальных и трудовых ресурсов для их восстановления.
Третий этап приходится на период с 1961 по 1986 годы, когда возобновляется процесс создания СП за рубежом. Основными сферами их деятельности являлись лишь сфера торговли и рыбного промысла. Учредителями этих СП были только внешнеторговые объединения, имевшие право выхода на международный рынок.
Нужно отметить, что первоначально не только СССР, но и все бывшие социалистические страны создавали СП за рубежом, поскольку использование подобной формы сотрудничества способствовало продвижению отечественной продукции на зарубежные рынки, повышению эффективности экспортно-импортных операций, использованию опыта иностранных партнеров.
В СССР создание совместных предприятий на своей территории началось после принятия постановлений СМ СССР от 13 января 1987 года № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности СП, МО и организаций СССР и других стран-членов СЭВ» и № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности СП с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». [8, с. 42]
В связи с принятием названных постановлений наступил четвертый этап в развитии совместного предпринимательства в СССР.
В первое время процесс создания СП шел медленно, в основном из-за неподготовленности советской стороны, сложной бюрократической процедуры согласования вопросов создания и функционирования подобных предприятий, несоответствия хозяйственного механизма и связанной с этим осторожностью зарубежных партнеров. Также ограничивало заинтересованность западных партнеров и условие, по которому доля советской стороны должна была составлять не менее 51%, то есть соответствовать контрольному пакету. В результате за 2 года с момента принятия соответствующих постановлений Минфином СССР было зарегистрировано лишь 170 СП. [8, с. 42]
Однако по мере продвижения экономических реформ в стране, отработки вопросов функционирования СП и особенно с тех пор, как 1 апреля 1989 года начали действовать новые законодательные положения о СП, допускавшие увеличение доли иностранного капитала до 99% , число СП, зарегистрированных Министерством внешних экономических связей СССР, стало резко возрастать.
После принятия в конце 1991г. Закона Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» начался пятый этап в развитии СП, который характеризуются определенными особенностями и проявлением ранее сложившихся тенденций.
2.2 Особенности развития совместных предприятий на территории Республики Беларусь
К совместным предприятиям, создаваемым на территории Республики Беларусь, можно отнести производственные предприятия, торговые фирмы, внедренческие и другие организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность от своего имени, на базе общей собственности и в интересах учредителей совместного предприятия.
Необходимость создания совместных предприятий обосновывается целями, которые ставят перед собой партнеры в процессе создания и функционирования таких предприятий.
Белорусские субъекты хозяйствования преследуют следующие цели:
- привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов;
- использование передовой зарубежной техники и технологии;
- повышение конкурентоспособности отечественной продукции;
- привлечение передового опыта в управление персоналом, производством;
- увеличение экспорта и сокращение нерационального импорта. Мотивация в создании совместных предприятий у зарубежных партнеров иная. В числе их целей можно назвать:
- освоение новых рынков;
- приобщение к сырьевым ресурсам страны создания СП;
- получение дополнительной прибыли за счет увеличения объемов продаж;
- снижение издержек производства в связи с более низкими, чем у себя в стране, расходами на оплату персонала;
- возможные более благоприятные законодательные условия.
Таким образом, можно говорить о наличии у иностранных партнеров производственно-экономических и маркетинговых мотивов создания СП. И хотя наряду с ними можно назвать и мотивы экологического направления, личностные, национальные, главное, что привлекает иностранного партнера в Республике Беларусь, - более дешевые факторы производства и дополнительные рынки сбыта продукции.
При определенном противоречии целей белорусских и иностранных партнеров многие из них ведут к реализации единых экономических интересов, что создает благоприятные предпосылки для развития совместных предприятий. Обеспечение процесса создания и эффективного функционирования СП связано с решением проблем организационного, правового и экономического характера.
Согласно национальному законодательству, объем иностранных инвестиций в уставный фонд СП должен составлять не менее 20.000 долл. США, чтобы предприятию предоставлялись льготы. [13.]
Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь иностранными учредителями в счет вклада в уставный фонд, освобождаются от обложения НДС и таможенными пошлинами, если не являются подакцизными и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами СП.
Законодательством предусмотрено, что оценка вкладов, вносимых в неденежной форме, подлежит обязательной экспертизе, проводимой Министерством по управлению госимуществом и приватизации.
Все вопросы, связанные с функционированием предприятия, управлением его хозяйственной и финансовой деятельностью, включая порядок распределения прибыли между учредителями СП, порядок ее использования, определяются в учредительном договоре.
Государственная регистрация совместных предприятий осуществляется в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 11 от 16.03.1999 года в редакции Декрета Президента Республики Беларусь № 29 от 17.12.2002 года Согласно пункту 13 указанной редакции Декрета, право регистрирующего органа коммерческих организаций с иностранными инвестициями передано от Министерства иностранных дел облисполкомам.
Налоговое, таможенное и валютное регулирование СП осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В целях привлечения иностранного капитала национальное законодательство предусматривает для совместных предприятий льготный режим регулирования. В течение трех лет с момента получения прибыли эти предприятия (при условии доли иностранного партнера не менее 30 %) освобождаются от уплаты налога на прибыль и, если выпускаемая ими продукция является социально значимой, освобождаются от налогообложения на более длительный срок в установленном законом порядке. Совместные предприятия освобождаются и от обязательной продажи государству 30 % валютной выручки, что является обязательным для других предприятий.
Товары, ввозимые в Республике Беларусь в качестве взноса иностранного партнера в уставный фонд, освобождаются от уплаты НДС и пошлин. Работниками СП могут быть как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане; трудовые отношения в этих коллективах регулируются действующим в Республики Беларусь законодательством о труде. [10, с. 263-264]
Совместные предприятия в РБ создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью или в иных организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству. Акционерное общество (корпорация) - наиболее распространенная организационная форма осуществления капиталоемкой экономической деятельности, предполагающая возможность международной интеграции. Такие общества могут быть как открытыми, так и закрытыми. Для учреждения акционерного общества требуется не менее двух участников. Акции могут быть именными или привилегированными (их доля не должна превышать 10% уставного фонда). Для регистрации акций акционерного общества (корпорации) требуется нотариально заверенный устав. Учредители должны полностью внести вклады в уставный фонд в течение двух месяцев с момента государственной регистрации.
Общество с ограниченной ответственностью является корпоративным юридическим лицом, чей капитал ограничен долевым участием. Оно может быть учреждено не менее чем двумя пайщиками. Возможно создание дочерних предприятий (с правом открытия отдельных счетов) или филиалов, а также добровольных объединений предприятий (союзов, концернов и других). Дочернее предприятие создается за счет передачи ему части имущества учредителя. Учредитель не отвечает по обязательствам дочернего предприятия. Филиалы не являются юридическими лицами. Их имущество числится на отдельном балансе, который входит составной частью в баланс юридического лица. [13]
Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями функционирует в промышленности, сфере торговли, на транспорте. Возросло их количество в области научно-исследовательской деятельности, проектно-конструкторских работ, разработки программных средств и информационных услуг. Среди совместных предприятий наибольшее количество создано с Россией, Германией, Польшей, США. Также функционируют совместные предприятия с Австрией, Великобританией, Италией, Швейцарией, Нидерландами и другими странами. [10, с. 265]
Неодинаково географическое распределение СП по территории республики. Наибольшее количество созданных и функционирующих СП находится в городе Минске, Брестской, Гродненской и Минской областях. Это объясняется, с одной стороны, высоким уровнем развития инфраструктуры в этих регионах, а, с другой, близостью к западным границам, что снижает транспортные издержки. Кроме того, положение некоторых регионов в качестве столичных обеспечивает концентрацию здесь всех необходимых организационно-экономических структур, способствующих значительным, по сравнению с другими районами, темпам создания СП.
Информация о работе Совместные предприятия в Республике Беларусь