Совместные предприятия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 07:34, курсовая работа

Описание

В Республике Беларусь развитие реальных рыночных отношений возможно лишь тогда, когда будут созданы все условия, способствующие свободному вхождению национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей. И здесь основная стратегическая цель нашего государства должна быть направлена на создание высокоэффективной экономики, гибкой, восприимчивой к достижениям научно-технического прогресса, ориентированной на потребителя.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика совместных предприятий
1.1 Понятие и черты совместного предприятия
1.2 Классификация совместных предприятий
1.3 Причины создания совместных предприятий
2. Совместные предприятия в Республике Беларусь
2.1 Этапы становления совместных предприятий в Республике Беларусь
2.2 Особенности развития совместных предприятий на территории Республики Беларусь
3. Проблемы и перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь
3.1 Проблемы совместных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения
3.2 Перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Создаваемые в республике совместные предприятия существенно различаются и по количеству стран-участниц. Наибольший удельный вес занимают двусторонние СП, где и в качестве иностранного партнера выступает одна зарубежная фирма. Это наилучший вариант, поскольку, как свидетельствует зарубежный опыт, количество стран-участниц СП должно определяться исходя из специфики современного этапа экономического развития участвующих сторон, особенностей их интересов при вступлении в СП и возможностью их последующей реализации. [8, с. 45]

При анализе направлений деятельности СП в отечественной экономике прежде всего необходимо подчеркнуть, что практически все предприятия с иностранными инвестициями имеют достаточно широкий спектр деятельности для поиска наиболее прибыльных и стабильных секторов белорусской экономики, для возможности перелива капитала из одного сектора в другой.

Кроме того, отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными капиталовкладчиками и их белорусскими партнерами, во многом не совпадают с приоритетами структурной политики правительства Республики Беларусь, сориентированной на развитие, прежде всего, наукоемких производств. Следовательно, в наименьшей степени вовлечены в сотрудничество отрасли, определяющие развитие НТП в настоящее время и в перспективе (например, электроника, электротехника, биотехнология, производство новых материалов и другие отрасли).

Подобная ситуация объясняется тем, что создание совместного предприятия на территории Республики Беларусь и других стран СНГ является для зарубежных фирм способом сохранения производства изделий, еще пользующихся спросом на рынке, но технология изготовления которых уже устарела, хотя и является передовой по сравнению с отечественной. К тому же гарантирование сбыта продукции СП на внутреннем рынке Республики Беларусь порождает и низкую заинтересованность иностранных партнеров в участии в управлении предприятием, внедрении передовых методов производства, контроле за качеством продукции. Основными сферами деятельности, которые привлекают наибольшее внимание инвесторов в Республике Беларусь, являются производство товаров народного потребления, выпуск продукции производственно-технического назначения, торговля и торгово-закупочная деятельность. [8, с. 46]

Проследим развитие совместных предприятий в Республике Беларусь за период с 2004 по 2007 годы. Количество совместных предприятий возросло с 1841 в 2004 году до 2321 в 2007. Вклады зарубежных инвесторов в уставном капитале за данный период выросли практически вдвое (с 383 до 715 млн. долл. США). Объем производства промышленной продукции, работ, услуг в фактических отпускных ценах совместными предприятиями значительно возрос (с 5398 до 9186 млрд. рублей). Причем реализация товаров и услуг СП на национальном рынке составила 3793 млрд. рублей по сравнению с 2232 млрд. в 2004 году.[Приложение А] Эта динамика свидетельствует о положительных тенденциях роста СП, их эффективности и влияния на экономическую ситуацию в Беларуси.

Таким образом, в условиях ограниченных финансовых и наукоемких ресурсов технологическое перевооружение производства, улучшение финансовых показателей, выпуск новой конкурентоспособной продукции, наращивание экспортных поставок являются насущными вопросами деятельности белорусских совместных предприятий на данном этапе. Для этих целей необходимо привлечение иностранных инвестиций и налаживание сотрудничества с международными компаниями. Государством принимаются определенные меры по увеличению притока зарубежных инвестиций: льготный режим регулирования СП, льготное налогообложение и другие,- что способствует улучшению инвестиционного климата в стране.

 

3. Проблемы и перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь

 

3.1 Проблемы совместных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения

совместный предприятие международное сотрудничество

Практика функционирования совместных предприятий показывает, что в процессе их деятельности возникает ряд проблем, вызванных различными причинами. Основными из них могут быть существенные различия партнеров по уровню развития производственного потенциала и определяемые ими возможности в принятии решений. Так одни из партнеров может отставать от другого в области ноу-хау, маркетинга, профессиональной подготовки кадров. Вследствие этого партнеры не всегда соответствуют друг другу по целеустановкам в отношении использования доходов и инвестиций, реализации готовой продукции.

Законы отдельных стран жестко регулируют использование иностранных инвестиций, что определяет доминирование местного партнера в управлении. Различия идеологического и национального характера воздействуют на экономический менталитет, опыт принятия решений, целеустановки, стиль руководства, управленческое поведение и другое.

Во многих странах допуск иностранных инвесторов для создания СП регулируется особым законодательством, затрудняющим реализацию ими своих стратегий и увеличивающих затраты капитала. Это касается и ограничения делового пространства в части сбыта продукции, перевода валюты и доходов за рубеж, управления предприятием и персоналом, финансовых и особенно инвестиционных решений и так далее.

 Учитывая эти проблемы, в каждом конкретном случае решению о создании СП должно предшествовать тщательное маркетинговое исследование зарубежного рынка.

В настоящее время в Республике Беларусь наиболее значимыми проблемами выступают отсутствие в необходимых объемах инвестиций в реальный сектор и несоответствие структуры вложений потребностям экономики страны (опережающие темпы роста капиталовложений в жилищное строительство по сравнению с вложениями в производственные объекты). Вместе с тем, как свидетельствует зарубежный опыт, без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономический рост практически невозможен (не менее 1/3 ВВП должно идти через сбережения и инвестиции). [6, с. 60]

Следует отметить, что незначительные объемы и их низкая эффективность сказываются на углублении технологического отставания в различных отраслях промышленности, прежде всего наукоемких. Вместе с тем результативное инвестирование может и должно рассматриваться как необходимое условие занятия Беларусью достойного места в мировом разделении труда. Выход на мировые рынки возможен только с высококачественной, наукоемкой продукцией.

Наблюдается также значительная неравномерность отраслевой инвестиционной активности. Это проявляется в относительно более высокой доле капиталовложений в отраслях перерабатывающей промышленности и явно недостаточном инвестировании развития высокотехнологичных наукоемких отраслей.

Государство также не располагает на сегодняшний день достаточными финансовыми ресурсами для инвестирования даже на приоритетных направлениях реформирования экономики, что в целом сдерживает процесс структурных преобразований, не способствует повышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, не позволяет эффективно и быстро решать острые социальные и экологические проблемы.

В этой связи необходима выработка научно обоснованной инвестиционной политики, результатом которой должно стать как существенное увеличение объемов, так и повышение эффективности инвестирования. Принимая во внимание ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов Республики Беларусь, представляется целесообразным привлечение и эффективное использование прямых иностранных капиталовложений.

В настоящее время в Беларуси созданы определенные предпосылки для развития и эффективного функционирования совместных предприятий. К числу наиболее значимых можно отнести: уровень экономического развития, ориентацию экономики страны на осуществление рыночных преобразований; конкурентоспособность отечественной рабочей силы; выгодное транспортно-географическое положение страны.

Для обеспечения устойчивого роста СП необходимо создание предпосылок, способствующих улучшению экономических результатов их деятельности при максимальном воздействии интенсивных факторов на динамику производства с учетом состояния макросреды, обуславливающей влияние данных предприятий на развитие национальной экономики. Поэтому целесообразно смоделировать систему рационального взаимодействия СП с основными компонентами политико-правового и организационно-экономического пространства, в которое они помещены. Для реализации данной цели должны быть обоснованы мероприятия, направленные на достижение эффективного функционирования СП в РБ, включающие совершенствование государственной политики стимулирования развития международного совместного предпринимательства и обеспечивающее формирование механизма результативной деятельности СП. Данный механизм должен основываться на определении целесообразности и возможности создания и развития СП в экономике с учетом национальных интересов и степени вовлеченности государства в международное инвестиционное сотрудничество; предполагать многоуровневую оценку макроэкономического воздействия СП и их микроэкономической эффективности; выступать действенным стимулом активизации международного совместного предпринимательства.

Для этого необходимо:

- стимулировать поток инвестиций в экспортоориентированные и импортозамещающие производства;

- развивать систему государственного страхования иностранных инвестиций в приоритетные отрасли;

- разработать механизм налогового стимулирования хозяйственной деятельности конкурентоспособных СП, основанного на заключении с ними особых налоговых договоров. При этом налоговые льготы целесообразно предоставлять дифференцированно: либо на всю налогооблагаемую базу, либо только на ее прирост в зависимости от эффективности инвестиционно перспективных предприятий;

- создать целесообразную систему экономической поддержки развития СП в различных регионах республики, реализация которой возможна преимущественно через дальнейшее развитие свободных экономических зон; [9, с. 8]

- сформировать свободный валютный рынок (что предполагает гарантированный доступ к конвертации национальной и иностранной валюты и обеспечения единого и стабильного обменного курса рубля с учетом спроса и предложения), создавая основы для совершенствования механизма валютной самоокупаемости СП;

- развивать отечественный фондовый рынок и активизировать привлечение портфельных инвестиций за счет обеспечения взаимного доступа к котировкам на биржах РБ и иностранных государств ценных бумаг друг друга. Это положительно отразится на привлечении иностранного капитала на отечественный фондовый рынок;

- оказывать государственную поддержку инвесторам, осуществляющих финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов. При этом критериями отбора первоочередных инвестиционных проектов с учетом международной практики являются: валютоокупаемость, степень реализуемости, экологичность, срок окупаемости затрат (преимущественно до 2-ух лет), возможность подъема производства и отраслей, важных для жизнеобеспечения Республики в целом, увеличения экспорта, развития научно-технического потенциала передовых производств, импортозамещения, создания эффективно функционирующих хозяйствующих субъектов, стабилизации финансово-экономического положения предприятия и отрасли в целом. [6, с. 68]

Таким образом для достижения краткосрочных целей изменения инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом в лучшую сторону и создания большего числа совместных предприятий необходимо реализовать в ближайший период следующие первоочередные задачи:

- усовершенствовать кредитование, чтобы иметь достаточно денежных средств на проекты;

- подобрать полную информацию о состоянии рынков других стран и мирового рынка, иметь долгосрочную стратегию и четкий бизнес-план;

- совершенствовать и стабилизировать законодательную базу, разработать нормативные правовые акты, которые могли бы работать без внесения регулярных изменений и дополнений;

- упростить процедуру регистрации предприятия, сократить перечень

документов, необходимых для регистрации;

- перейти от сплошного осуществления проверок СП к избирательным проверкам, унифицировать данную процедуру, улучшить координацию контролирующих органов.

- ввести в действие изменения в налоговое законодательство только с нового финансового года или предусмотрение определенного адаптационного периода для организаций, согласовывать нормативные акты разных учреждений (например, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам). [4, с. 144-145]

 

3.2 Перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь

 

Перспективы сотрудничества отечественных предприятий с иностранными инвесторами находятся в зависимости от целого спектра разнообразных факторов: рыночная доля предприятия, его перспективы развития, финансовое состояние, научно-техническая база и потенциал, качество трудовых ресурсов и менеджмента, доступ к сырью и рынкам сбыта, финансовым ресурсам и коммуникациям, глобальная стратегия инвестора, совместимость производственного цикла, возможность кооперации и другие. [1, с. 12]

Создание совместных предприятий будет способствовать сокращению времени строительства новых предприятий, использованию прогрессивной технологии и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что приведет к повышению эффективности национальной экономики.

Кроме того, СП являются более конкурентоспособными, так как могут обладать большими материальными, финансовыми, управленческими, маркетинговыми ресурсами по сравнению с другими предприятиями. Проследим это на примере предприятия «Белвест», которое было создано в июне 1988 года и является одним из первых белорусских совместных предприятий на территории бывшего Советского Союза. У истоков его создания стояли два известнейших производителя обуви – витебская фабрика «Красный Октябрь» и немецкая компания Salamander. А с конца 2002 года «Белвест» – белорусско-российское предприятие. Без сомнения, именно эффективная политика в области качества позволила «Белвесту» в 2002 году стать первым среди обувных предприятий СНГ, сертифицировавших свою систему менеджмента качества на соответствие международному стандарту ИСO 9001. Активное сотрудничество с известными итальянскими модельерами позволяет создавать современные коллекции с использованием новых технологий. Часто для реализации подобных проектов приобретается специальное оборудование. Для изготовления своей обуви «Белвест» закупает материалы у производителей из Италии, Германии, Австрии, Польши, Чехии, Словении, Турции. Независимые эксперты высоко оценивают качество продукции «Белвест». Подтверждением этому служат победы в конкурсах «Лучшие товары Республики Беларусь» (2002, 2004, 2006) и «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» (2001, 2003, 2005, 2007). «Белвест»– единственный отечественный производитель обуви, дважды удостоенный Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества (2002, 2005). [12.] Все это свидетельствует о больших возможностях и хороших перспективах развития совместных предприятий и предприятия «Белвест» в частности.

Информация о работе Совместные предприятия в Республике Беларусь