Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:02, курсовая работа
Защита авторских и смежных прав - одна из важнейших категорий теории гражданского и гражданско-процессуального права, без уяснения которой весьма сложно разобраться в характере и особенностях гражданско-правовых санкций, механизме их реализации и других вопросах, возникающих в связи с нарушением гражданских прав. Исследование данной категории предполагает, в свою очередь, выяснение содержания и соотношения ряда взаимосвязанных понятий, к числу которых первую очередь относится само право на защиту.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Понятие, объекты, субъекты и общие положения авторских и смежных прав……………………………………………………………………………………….6
Понятие авторских прав……………………………………………………6
Понятие смежных прав……………………………………………………11
2 Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав……………………………………………………………………………………….18
2.1 Формы защиты авторских и смежных прав………………………………..18
2.2 Детальный анализ конкретных способов защиты…………………………23
Заключение……………………………………………………………………….28
Глоссарий…………………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………………31
Приложения………………………………………………………………………33
Автор
наделен особыми правами
в отношении произведений изобразительного
искусства. К ним относятся право доступа
и право следования. (см.рис.1)
┌──────────────────────────┐
│ Автора произведения │
│изобразительного искусства│
└────────────┬─────────────┘
┌─────────────────────────┼───
┌─────────┴────────────┐ ┌──────┴────────┐ ┌───────┴──────┐
│Личные неимущественные│ │Исключительные │ │Дополнительные│
│ права │ │имущественные │ │ права │
└──────────────────────┘ │авторские права│ └───────┬──────┘
┌─────────────────────────────
┌───────────────────┴─────────
│ Право доступа │ │ Право следования │
│Автор произведения
│искусства вправе требовать от соб-│ │репродажи произведения изоб-│
│ственника произведения предостав-│ │разительного искусства (через│
│ления возможности осуществления│ │аукцион, галерею изобрази-│
│права на воспроизведение своего│ │тельного искусства, художест-│
│произведения. При этом от собствен-│ │венный салон, магазин и т.д.)│
│ника произведения нельзя требовать│ │по цене, превышающей предыду-│
│доставки произведения автору
└─────────────────────────────
Рис.1. Права
автора произведения изобразительного
искусства
По общему правилу использование произведения допускается только с согласия автора, но иногда, в интересах общества для обеспечения доступа к знаниям и распространения информации Закон устанавливает случаи свободного использования произведений (без согласия автора). Одним из таких видов свободного использования является воспроизведение произведения для судебных целей, когда для целей судебного производства произведение может быть воспроизведено, показано, исполнено и т.д. Эта норма относится как к обнародованным, так и не к обнародованным произведениям. Причем, когда произведение не было обнародовано, и не было получено согласие автора на совершение такого действия, судами проводится закрытые заседания.
Приведем перечень того, что допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
А
в некоторых случаях
и т.д.
Во случаях, когда, например, лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, является нарушением авторских прав и подлежащих защите. В данном случае лицо несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение.
Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.
Исключение составляют право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, которые охраняются бессрочно.
Охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации.
Исчисление
сроков охраны авторских прав начинается
с 1 января года, следующего за годом, в
котором имел место юридический факт,
являющийся основанием для начала течения
срока (например, год опубликования произведения
или год смерти автора).
1.2 Понятие
смежных прав
Термин «смежные права» возник с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.
К объектам смежных прав относятся постановки, исполнения, радио- и телевизионные передачи, фонограммы.
В отличие от объектов авторских прав не каждый объект смежных прав включает в себя творческий элемент.(см.Приложение А). Творческий характер присущ в определенной мере исполнительской деятельности артистов, режиссеров, постановщиков. Исполнения и постановки можно признать в большинстве случаев результатами творческой деятельности.
Разграничение авторских и смежных прав можно провести по субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение, то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами, могут быть и юридические лица.
В качестве исполнителей могут выступать артисты, актеры, музыканты, танцоры, певцы, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей, дирижеры.
Производителями фонограмм являются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В качестве производителя фонограммы может выступать как юридическое, так физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме или содержащем ее футляре обычным способом. Организациями эфирного и кабельного вещания являются радиостанции, телевизионные компании, организации, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения.
Деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей имеет очень важное значение при осуществлении смежных прав. Это происходит потому, что некоторые произведения, создаваемые авторами, в силу своей сущности не позволяют автору уследить за их использованием. Например, композитор практически не в состоянии проследить все случаи копирования и исполнения своих произведений по радио, телевидению, на дискотеках, в ресторанах и т.п. Индивидуальные меры по реализации своих прав и получению за это вознаграждения могут не оправдать себя, в связи с этим единственный реальный выход из этого положения – коллективное управление имущественными правами.
Институт коллективного управления имеет определенные элементы представительства, обладающие следующими особенностями.
Смежные права могут возникать также как и авторские независимо от выполнения каких-либо формальностей. Для оповещения о своих правах может использоваться знак охраны, помещаемый на экземпляре или футляре фонограммы и состоящий из трех элементов:
Если при создании любых объектов авторского права у автора возникают как имущественные, так и личные неимущественные права, то для объектов смежных прав личные неимущественные права характерны далеко не во всех случаях. Так, в отношении прав исполнителей юридически неточно говорить о таких правах, как право авторства, право на обнародование, право на отзыв. Само создание указанного объекта предполагает его обнародование под настоящим или вымышленным именем исполнителя. Реализация права на отзыв исполнения возможна только при использовании произведения через запись или передачу.