Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:02, курсовая работа
Защита авторских и смежных прав - одна из важнейших категорий теории гражданского и гражданско-процессуального права, без уяснения которой весьма сложно разобраться в характере и особенностях гражданско-правовых санкций, механизме их реализации и других вопросах, возникающих в связи с нарушением гражданских прав. Исследование данной категории предполагает, в свою очередь, выяснение содержания и соотношения ряда взаимосвязанных понятий, к числу которых первую очередь относится само право на защиту.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Понятие, объекты, субъекты и общие положения авторских и смежных прав……………………………………………………………………………………….6
Понятие авторских прав……………………………………………………6
Понятие смежных прав……………………………………………………11
2 Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав……………………………………………………………………………………….18
2.1 Формы защиты авторских и смежных прав………………………………..18
2.2 Детальный анализ конкретных способов защиты…………………………23
Заключение……………………………………………………………………….28
Глоссарий…………………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………………31
Приложения………………………………………………………………………33
- самозащиты права;
-
присуждения к исполнению
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
-
иными способами,
Как
правило, обладатель нарушенного права
может воспользоваться не любым,
а вполне конкретным способом защиты
своего права. Зачастую способ защиты
нарушенного права прямо
Закрепление
в специальных нормах тех или иных способов
защиты, равно как и выбор способа зашиты
из числа предусмотренных Гражданском
кодексе РФ в тех случаях, когда в специальных
нормах нет указаний на конкретные способы
защиты, в свою очередь, определяются спецификой
защищаемого права и характером нарушения.
Например, такие способы зашиты, как возмещение
убытков и взыскание неустойки, применяются
чаще всего при нарушении имущественных
прав. Напротив, пресечение действий, нарушающих
право или создающих его нарушения, является
типичным способом защиты личных неимущественных
прав. Достаточно очевидно влияние на
выбор конкретных способов защиты и характера
правонарушения. Так, если в результате
правонарушения субъективное право полностью
уничтожается, восстановить положение,
существовавшее до нарушения права, практически
невозможно, и потому подлежат применению
те способы защиты, которые направлены
на заглаживание причиненного вреда -
взыскание убытков и неустойки, возмещение
вреда в натуре и т.п. Таким образом, хотя
обладатель нарушенного субъективного
права в очерченных законом рамках самостоятельно
выбирает конкретный способ его защиты,
сам этот выбор обычно предопределяется
отмеченными выше обстоятельствами.
2.2
Детальный анализ конкретных
способов защиты
Следует учитывать, что регламентируемые действующим законодательством способы защиты авторских и смежных прав неоднородны по своей природе, что также оказывает существенное влияние на возможности их реализации. Наиболее распространенным в литературе является их подразделение на меры защиты и меры ответственности, которые различаются между собой по основаниям применения, социальному назначению и выполняемым функциям, принципам реализации и некоторым другим моментам. Наибольшую практическую значимость при этом имеет то обстоятельство, что по общему правилу меры ответственности, в отличие от мер защиты, применяются лишь к виновному нарушителю авторского права и выражаются в дополнительных обременениях в виде лишения правонарушителя определенных прав или возложения на него дополнительных обязанностей. Среди способов защиты гражданских прав, предусмотренных Гражданским кодексом, мерами ответственности могут быть признаны лишь возмещение убытков - взыскание неустойки и компенсация морального вреда; все остальные являются мерами защиты.
Обратимся к более детальному анализу конкретных способов защиты. Первым из них названо признание авторских и смежных прав. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица определенного авторского или смежного права подвергается сомнению, такое право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределенность авторского или смежного права приводит к невозможности его использования или по крайней мере затрудняет такое использование. Признание права как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.
Признание
права как средство его защиты
по самой своей природе может
быть реализовано лишь в юрисдикционном
(судебном) порядке, но не путем совершения
истцом каких-либо самостоятельных
односторонних действий. Требование
истца о признании права
Нередко требование о признании права имеет самостоятельное значение и не поглощается другими способами защиты. Так, признание права является распространенным способом защиты права собственности, других абсолютных (право хозяйственного ведения, право авторства и т.д.) и относительных прав.
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, как самостоятельный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Данный способ защиты охватывает собой широкий круг конкретных действий, например, возврат собственнику его имущества из чужого незаконного владения , в случаях когда произведение обнародовано с нарушениями и без согласия автора (в этом случае автор может потребовать восстановления публикации сведений о допущенных нарушениях) и т.д. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, может происходить посредством применения как юрисдикционного, так и неюрисдикционного порядков защиты.
Распространенным способом защиты субъективных прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например, взысканием убытков или неустойки, или иметь самостоятельное значение. В последнем случае интерес обладателя авторского иди смежного права выражается в том, чтобы прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Так, например, автор произведения, которое незаконно используется (готовится к изданию без его ведома, искажается, подвергается переделке и т.п.) третьими лицами, может потребовать прекратить эти действия, не выдвигая никаких иных, например, имущественных претензий.
Нередко назначение данного способа защиты состоит в устранении препятствий для осуществления права, создаваемых нарушителем. Обычно это имеет место при длящемся правонарушении, которое само по себе не лишает лицо авторского или смежного права, но мешает ему нормально им пользоваться.
Типичным примером реализации данного способа защиты в сфере авторских прав является наложение автором запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование переработки и т.д.
Присуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое в литературе еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой. В соответствии с действующим законодательством, он вправе настаивать на том, чтобы его контрагент фактически совершил действия, являющиеся предметом соответствующего обязательства, например, реально передал вещь, выполнил работу, оказал услугу и т.п. Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможным либо нежелательным для потерпевшего, данный способ должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего.
Возмещение убытков и взыскание неустойки представляют собой наиболее распространенные способы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые применяются в сфере как договорных, так и внедоговорных отношений. В отличие от предыдущего способа защиты авторских прав, в данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ними лишь косвенным образом или вообще независима от него (взыскание неустойки). Основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков; взыскание неустойки (штрафа) производится в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Отметим,
что хотя возможность компенсации
имущественных потерь допускалась
и ранее действующим
Такой способ защиты гражданских прав, как компенсация морального вреда, состоит в возложении на нарушителя обязанности по выплате потерпевшему денежной компенсации за физические или нравственные страдания, которые тот испытывает в связи с нарушением его прав. Применение данного способа защиты ограничивается двумя основными обстоятельствами. Во-первых, требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены только конкретными гражданами, так как юридические лица физических или нравственных страданий испытывать не могут. Во-вторых, нарушенные права должны носить по общему правилу личный неимущественный характер. При нарушении других субъективных гражданских прав возможность компенсации морального вреда должна быть прямо указана в законе.
Своеобразным
способом защиты гражданских прав и
охраняемых законом интересов является
прекращение или изменение
Рассмотренные способы защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций не исчерпывают собой все возможные меры защиты. Рассмотренные способы защиты авторских прав не касаются уголовных и административных способов воздействия на нарушителя. В работе были рассмотрены только гражданско-правовые способы защиты авторских прав.
Сколько проблем содержит в себе данная сфера, можно понять, только подробно изучив вопрос применения охраны и защиты авторских прав в России. Нарушения авторского права бывают совершенно различными: начиная от невыплаты вознаграждения автору и бездоговорного использования произведения, заканчивая откровенным плагиатом и даже "пиратством". Значимость данной темы определяется еще и тем, что в последнее время в России, по разным оценкам, ущерб, причиняемый государству от неуплаты налогов в аудио- и видеопиратстве, ежегодно оценивается в сумму не менее одного млрд долл. А в области книжного дела, по мнению специалистов, около 40% книг, продаваемых в России, переводится, издается и продается с нарушениями прав авторов и издателей. В итоге авторы и издатели, а вместе с ними и госбюджет, теряют миллиарды рублей. Возникает вопрос: что делать и какие шаги предпринять для борьбы с явными нарушениями авторских прав?
Для охраны и защиты авторских прав необходимо повысить уровень правовой культуры авторов и правоприменителей, а также, усилить подготовку служителей Фемиды (юристов) в данной сфере, ведь от специалиста по интеллектуальной собственности требуются знания не только национального законодательства, но и международного. Дальнейшие перспективы работы в этом направлении - это совершенствование охраны авторских прав с акцентом не только на нужды и потребности авторов, но и на тесное мировое сотрудничество государств.
В заключение вышеизложенного
можно сделать вывод, что если охрана авторских
прав считается целесообразной для успешного
развития страны (а это подтверждается
современной историей развития законодательства
в Российской Федерации), то чем в большей
степени будут охраняться авторские права,
тем выше будет отдача общества для укрепления
и развития культурного, научного, технического
и других потенциалов страны.
№
п/п |
Новое понятие | содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Авторский договор | соглашение между автором произведения науки, литературы и искусства или его работодателем, либо иным обладателем имущественных авторских прав, с одной стороны, и пользователем произведения, по которому автор обязуется передать пользователю за вознаграждение правло использова-ния произведения обусловленным способом и в установлен-ный срок, а пользователь обязуется использовать произведе-ние в соответствии с предоставленным ему правом и уплатить вознаграждение |
2 | Авторский договор заказа | договор, в силу которого автор обязуется создать произведе-ние в соответствии с условиями договора и передать его заказчику |
3 | Авторский договор о передаче исключительных прав | договор, по которому
разрешается использование |
4 | Авторский договор о передаче неисключительных прав | договор, в силу которого пользователю разрешается использо-вать произведение наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом |
5 | Произведение | совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения |
6 | Право авторства | право признаваться автором произведения, нарушение которого довольно часто имеет место на практике |
7 | Право на имя | право использовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно |
8 | Право на защиту репутации автора | право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора) |
9 | Право на обнародование | обеспечение доступа к произведению третьих лиц. |
10 | Исполнение | следует понимать представление произведений, фонограмм, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств /телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств/; показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности /с сопровождением или без сопровождения звуком/. |
11 | Фонограмма | это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков, в том числе неохраняемых авторским правом, например, шум леса, пение птиц и т.д. |
12 | Передача организации эфирного и кабельного вещания | передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией. |
13 | Контрафактные произведения | это произведения, выпущенные с нарушением авторских и смежных прав. |