Сравнительный анализ гражданского законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере финансовой аренды (лизинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 06:17, курсовая работа

Описание

Объектом изучения в данной работе является гражданско-правовой институт финансовой аренды (лизинга). Предметом работы - правовая природа договора финансовой аренды, его понятие, сущность, форма и содержание закрепленные в законодательствах Республики Беларусь и Российской Федерации.
Целью данной работы является всесторонний анализ гражданского законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере финансовой аренды (лизинга) для выявления существенных сходств и различий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…...................................................................................................................... 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЗИНГЕ (ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ)…...............
1.1. Сущность и понятие финансовой аренды………………….……………………….
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)………………………………………………………………………………...
2.1. Предмет договора финансовой аренды (лизинга)…………………………………...
2.2. Существенные условия, форма договора финансовой аренды (лизинга), содержание договора финансовой аренды…………………………………………….
2.3. Субъекта (стороны) договора финансовой аренды………………………………...
2.4. Изменение и расторжение договора финансовой аренды (лизинга)………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Савич Галина.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

    Понятие финансовой аренды в законодательстве Российской Федерации содержится в федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)». Российский законодатель определяет лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга (ст. 2)13. Так, институт финансовой аренды по законодательству Российской Федерации представляет собой деятельность субъектов хозяйствования, направленную на реализацию договора лизинга.

    В законодательствах зарубежных государств идентичным понятию лизинга (в понимании  белорусского и российского законодательств) является «финансовый лизинг». Примером может служить положение ч. 2 ст. 1 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 года, которая в качестве финансового лизинга определяет такую сделку, в рамках которой арендатор (лизингополучатель) определяет оборудование и продавца, у которого арендодатель (лизингодатель) должен купить данное оборудование, и далее предоставить его в пользование (в аренду) арендатору на определённых условиях, а также с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.14.

    Из  вышесказанного можно сделать вывод, что лизинг представляет собой ряд  взаимосвязанных экономических и правовых отношений, осуществляемых субъектами хозяйствования (по соглашению между ними) по поводу приобретения предмета лизинга, передачи его в долгосрочную аренду, последующей покупки предмета лизинга (не во всех случаях).

    Что же касается содержания понятия и сущности лизинга в законодательствах РБ и РФ, то из рассмотренных выше положений следует, что понятие и сущность лизинга в национальных нормах обоих государств, хотя и обличены в разные формы (в РБ в отсутствие определения «лизинга» существует лизинговой деятельности), все же схожи по наличию определенных правоотношений как правового так и экономического характера. 

 

    

    2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)

    2.1. Предмет договора финансовой  аренды (лизинга)

    Согласно ст. 637 ГК РБ предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов15. Идентичное положение содержится и в ст. 666 ГК РФ16. Более детальное (расширенное) определение предмета договора финансовой аренды установлено в Федеральном законе РФ «О финансовой аренде (лизинге)»17, так в ст. 3, указанного акта, определяет, что в качестве предмета лизинга может выступать предприятие (как имущественный комплекс), здания, сооружения, транспорт, оборудование и другое имущество, используемое в предпринимательской деятельности.

    Стоит отметить, что исключение земельных  участков и природных ресурсов из предмета лизинговых отношений обусловлено  установлением исключительной собственности государства над упомянутыми видами «имущества» в нормативных правовых актах РБ и РФ, а также в связи со спецификой лизинговых отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Интересно, что Положение о лизинге на территории Республики Беларусь (в редакции Постановления Совета Министров РБ от 13 июля 2000 г. N 1038)18 содержало уточнение объекта (предмета) лизинговых сделок. Так п. 1.2. в качестве предмета финансовой аренды определял имущество, «относящееся по установленной классификации к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструменты …, обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов». Однако вступающее в силу с 1 июля 2010 г. Положение о лизинге19 не содержит подобных положений, и согласно ч. 2 п. 1 относительно не урегулированных в данном положении вопросов отсылает к ГК РБ, а также актам Президента РБ. 

    2.2. Существенные условия, форма договора финансовой аренды (лизинга), содержание договора финансовой аренды

    Положение о лизинге (от 4 июня 2010г.) определяет целый ряд существенных условий договора финансовой аренды, при отсутствии которых такой договор считается незаключенным. Так, п. 4 указанного акта в качестве обязательных положений договора лизинга устанавливает четкое определение предмета лизинга (его наименование, количественные и иные характеристики, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в лизинг), а также его контрактной стоимости; указание на сторону, определяющую выбор предмета лизинга и продавца; размер либо порядок определения размера, способ и периодичность уплаты лизинговых платежей в соответствии с условиями договора; цена договора лизинга либо порядок ее определения; условие о сроке лизинга.

    Кроме того, Положение о лизинге (от 4 июня 2010г.) устанавливает обязательное содержание в договоре купли-продажи имущества, приобретаемого для последующей передачи в лизинг, указание на то, что имущество в последующем станет предметом договора лизинга (п. 5)20.

    Что касается существенных условий договора финансовой аренды в Российском законодательстве, то стоит отметить, что российский законодатель исходит из принципа свободы договора в гражданском праве и в качестве неотъемлемых условий договора лизинга определяет лишь четкое определение имущества, являющегося предметом лизинга (п. 3 ст. 15)21. Остальные положения договора лизинга определяются сторонами по их соглашению.

    Что касается формы договора финансовой аренды, то положения о лизинге, содержащиеся в ГК РФ не решают этого вопроса. Вопрос о форме договора лизинга решен в ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ о финансовой аренде (лизинге), согласно указанной норме, договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме.

    Положения § 6 главы 34 ГК РБ (положения о лизинге) не закрепляют норм, касающихся формы договора лизинга, в этом случае следует руководствоваться общими положениями главы 34 ГК РБ. Так, ч. 1 ст.58022 устанавливает обязательную письменную форму договора, по которому хотя бы одной стороной является юридическое лицо (как будет подробно исследовано ниже, лизингодателем по договору лизинга может выступать только юридическое лицо).

    Положение о лизинге, вступающее в силу 1 июля 2010г., в п. 6 определяет, что предмет лизинга, права на него и (или) договор лизинга, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством, регистрируются уполномоченной государственной организацией по заявлению лизингополучателя, если иное не предусмотрено договором лизинга. Так обратившись к ст. 165 ГК РБ, можно сделать вывод о том, что договор лизинга подлежит государственной регистрации в том случае, когда предметом лизинга является имущетсво подлежащее государственной регистрации (недвижимое имущество, и иное, установленное законодательными актами РБ). 

    2.3. Субъекта (стороны) договора финансовой аренды

    В связи с особенностью лизинговых отношений, составляющих определенную систему и носящих трехсторонний характер, сторонами отношений финансовой аренды принято считать лизингодателя, лизингополучателя и продавца предмета лизинга.

    Стоит отметить, что непосредственно договор  лизинга заключается между двумя  сторонами: лизингодателем и лизингополучателем, а правовая связь этих участников с продавцом имущества, являющегося  предметом лизинга, осуществляется на основе договора купли-продажи предмета лизинга между лизингодателем и продавцом.

    Закрепление легальных определение субъектов  договора лизинга в белорусском праве нашло в Положении о лизинге на территории РБ (от 31.12.1997, в ред. Постановления Совмина РБ от 13 июля 2000 г. N 1038). Так, упомянутый акт, под лизингодателем понимает юридическое лицо, передающее по договору лизинга специально приобретенный для этого за счет собственных и (или) заемных средств объект лизинга (ч. 1 п. 1.3)23. Тот же нормативный акт определяет содержание понятия лизингополучателя как субъекта хозяйствования, получающего объект лизинга во временное владение и пользование по договору лизинга (ч. 2 п. 1.3)24.

    Федеральный закон РФ О финансовой аренде (лизинге), в ч. 1 п. 1 ст. 4 определяет лизингодателя как «физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга». Лизингополучатель, в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ О финансовой аренде (лизинге), представляет собой «физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга».

    Из  приведенных выдержек нормативных  актов следует, что в вопросе определения субъектов, имеющих возможность выступать в качестве сторон по договору лизинга, в отличие от белорусского, российский законодатель «более либерально» определяет круг таких лиц. Так, по законодательству РБ лизингодателем в договоре лизинга может выступать только юридическое лицо, в отличие от более «мягкого» подхода со стороны российского законодательства, определяющего лизингодателя как «физическое или юридическое лицо». Таким образом, согласно белорусскому пониманию понятия лизингодателя, в такой роли не может выступать, например, индивидуальный предприниматель, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц (на основании ч. 1 ст. 22 ГК РБ).

    Что касается такого субъекта лизинговых отношений как продавец предмета лизинга, то в отличие от российского  законодательства, причисляющего его  к субъектам лизинга (ч. 3 п. 1 ст. 4)25, белорусский законодатель, как уже отмечалось выше, связал лишь стороны договора лизинга с продавцом, указанием в соглашении между ними обязательного пункта о выборе продавца имущества, передаваемого в лизинг (существенное условие договора лизинга). Однако отнесение к субъекту лизинговых отношении продавца предмета лизинга в белорусском праве не отражается. Положение о лизинге (от 4 июня 2010г.) указывает лишь на возможность совмещение функций продавца предмета лизинга и лизингополучателя при возвратном лизинге (ч. 4 п. 3)26.

    Стоит отметить, что Постановление Совмина РБ от 4 июня 2010 г. № 865, отменяющее предыдущее Положение о лизинге на территории РБ (от 31.12.1997г.) и утверждающее новое Положение о лизинге, вступающее в силу с 1 июля 2010г. и вовсе не содержится определения субъектов лизинга (лизинговых отношений).

    Говоря  о сторонах договора лизинга, нельзя не указать на объем прав и обязанностей, которым в соответствии с установленными правовыми нормами наделяются субъекты лизинговой сделки. Федеральный закон  РФ о финансовой аренде (лизинге) определяет объем прав и обязанностей сторон по договору лизинга в соответствии с гражданским законодательством, настоящим законом и договором лизинга (ч. 1 ст. 10). Так, к правам лизингодателя в соответствии со ст. 13 упомянутого закона, лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, неисполнения последним условий договора и федерального законодательства в области лизинга. Что же касается специфических прав лизингополучателя (отличных от других субъектов лизинговых отношений), то в соответствии с ч. 2 ст. 10 лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования27.

    Таким образом, можно сделать вывод об особых отношениях между лизингополучателем и продавцом предмета лизинга на основании законодательства и договора лизинга. Что же касается непосредственно объема прав субъектов договора лизинга, то установление таковых в соответствии с законодательством РФ соответствует определенным правам, касающимся арендных отношений, определение специфических прав и обязанностей (связанных с договором лизинга как особой формой аренды) предоставляется на усмотрение сторон договора (что также может быть обусловлено видом лизинга).

    Содержание  прав и обязанностей сторон лизинговых отношений в законодательстве РБ заключено в ст. 641 ГК РБ. Так, лизингополучатель вправе предъявлять требования к продавцу предмета лизинга по поводу качества, комплектности товара. Такое требование вытекает из договора купли-продажи предмета лизинга между лизингодателем и продавцом. Стоит отметить, что в данном случае, хотя между продавцом и лизингополучателем не существует фактических правоотношений, основанных на соглашении, все же, как уже указывалось выше, продавец в обязательном порядке уведомляется о том, что предмет договора купли-продажи будет в последующем передаваться в лизинг. Право лизингополучателя на обращение к продавцу с требованием, касающимся характеристик товара, все же не обуславливает возникновение иных прав лизингополучателя в отношении сделки купли-продажи предмета лизинга. Лизингодатель несет ответственность перед лизингополучателем в связи с невыполнением требований о качестве лишь в тех случаях, когда по договору лизинга выбор товара и продавца лежит в сфере ответственности лизингодателя (ч. 2 ст. 641 ГК РБ), в таком случае продавец и лизингодатель несут солидарную ответственность. 

Информация о работе Сравнительный анализ гражданского законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере финансовой аренды (лизинга)