Структура и организация органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 23:09, реферат

Описание

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

Работа состоит из  1 файл

Структура и организация работы органов местного самоуправления (3).docx

— 55.94 Кб (Скачать документ)

Закон наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации (ст. 45).

 

  1. Правовой статус главы муниципального образования.

 

Особенности правового статуса  главы муниципального образования  могут быть установлены в рамках устава муниципального образования  или в отдельном нормативном  акте местного уровня. Большинство  норм, установленных в отношении  главы муниципального образования  как выборного должностного лица, распространяются также и на депутатов  представительного органа местного самоуправления, иных выборных должностных  лиц муниципального образования.

По вопросам своей деятельности глава муниципального образования  пользуется правом безотлагательного  приема руководителями и другими  должностными лицами органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций, лицами начальствующего состава воинских формирований, расположенных на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования  в установленном порядке должен быть обеспечен документами, принятыми  органами местного самоуправления муниципального образования, другими информационными  и справочными материалами, а  также нормативно-правовыми и  иными документами, исходящими от органов  государственной власти и выборных должностных лиц субъекта РФ, на территории которого расположено соответствующее  муниципальное образование.

Глава муниципального образования  имеет преимущественное право выступать  по вопросам собственной деятельности в средствах массовой информации, учредителем (соучредителем) которых  являются муниципальные органы либо финансируемых указанными органами. Редактирование представленных главой муниципального образования материалов без его личного согласия не допускается.

Органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, расположенные  на территории муниципального образования, должностные лица, к которым обратился глава муниципального образования, обязаны в течение 2 недель со дня получения запроса представить ответ на него либо соответствующие документы с учетом ограничений, связанных с охраной государственной, коммерческой и иных видов тайн.

Глава муниципального образования  обладает неприкосновенностью в  отношении применения административных и уголовно-исполнительных мер. Глава  муниципального образования не может  быть задержан представителями правоохранительных органов, за исключением случаев задержания на месте преступления, подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без предварительного согласия прокурора субъекта РФ, на территории которого расположено муниципальное образование.

Глава муниципального образования  имеет право на отсрочку от призыва  на военную службу и военные сборы  на срок исполнения полномочий.

Глава муниципального образования  на время исполнения полномочий обеспечивается отдельным служебным помещением в здании местной администрации (представительного органа местного самоуправления), средствами связи, автомобильным  транспортом, необходимой оргтехникой  и иными средствами.

 

  1. Правовой статус главы местной администрации.

 

Глава местной  администрации также может именоваться  управляющим. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, в отношении должности главы местной администрации муниципального района уставом муниципального района и законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования и должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт главой местной  администрации заключается с  главой муниципального образования. Он расторгается по соглашению сторон или  в судебном порядке на основании  заявления:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. В связи с нарушением условий контракта в отношении решений вопросов местного значения;

2) высшего должностного лица субъекта Федерации вследствие нарушений условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации;

3) главы местной администрации в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации.

Полномочия главы  местной администрации, осуществляемые на основе контракта,прекращаются досрочно в случае: его смерти; отставки по собственному желанию; расторжения контракта; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства, прекращения российского гражданства, гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления. Заместители главы местной администрации осуществляют руководство отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчиненных им в соответствии с распределением обязанностей структурных подразделений администрации.

Глава местной администрации  определяет число своих заместителей, а в зависимости от их профессиональной подготовки – направления их работы.

Таковыми могут быть вопросы: жилищного и коммунального хозяйства; организации потребительского рынка; управления имуществом муниципального образования; капитального строительства; экономической и социальной сферы  деятельности местной администрации.

Круг вопросов, которые  приходится решать местным администрациям, различен в разных муниципальных  образованиях. От этого зависят их структура и штаты, направления  деятельности должностных лиц и  соответствующих служб.

 

  1. Компетенция местной администрации (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления).

 

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае: его смерти; отставки по собственному желанию; расторжения контракта; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства, прекращения российского гражданства, гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления
Полномочия местной администрации. Рассмотрим полномочия местной администрации на примере администрации муниципального образования "город Пушкин". 
Местная администрация разрабатывает проекты бюджета, смет внебюджетных фондов, планов и программ социально-экономического развития города и представляет их на утверждение городскому Совету. Кроме того, администрация: 
исполняет бюджет и представляет на утверждение Совета отчет о его исполнении; 
обеспечивает функционирование муниципального жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, муниципальных учреждений, здравоохранения, образования, культуры, других муниципальных учреждений; 
распоряжается и управляет муниципальной и иной переданной в управление города собственностью в порядке, установленном городским Советом; 
ведет территориальный кадастр, техническую инвентаризацию движимого и недвижимого имущества; 
разрабатывает предложения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; 
утверждает уставы муниципальных предприятий, организаций, учреждений; 
осуществляет исполнение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города; 
выполняет в случаях и порядке, установленных городским Советом, функции заказчика по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ (оказание услуг, поставку товаров) для нужд муниципального образования города; 
в случаях, установленных городским Советом, готовит и представляет на его рассмотрение проекты правовых актов; разрабатывает и представляет на утверждение городскому Совету штатное расписание должностей муниципальной службы, а также практические рекомендации по предметам своего ведения; 
создает в установленном порядке рабочие группы и коллегии, консультативные общественные и экспертные советы, привлекает на договорной основе научные организации, ученых и специалистов к решению проблем по вопросам местного значения; 
взаимодействует с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами по предметам своего ведения; 
участвует в разработке проектов соглашений, договоров муниципального образования города с другими муниципальными образованиями, органами исполнительной власти РФ, Санкт-Петербурга по вопросам местного значения; 
запрашивает и получает от отраслевых и территориальных органов администрации Санкт-Петербурга, иных государственных органов, учреждений, предприятий, организаций информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления задач, возложенных на нее, передает в установленном порядке информацию указанным органам, предприятиям, учреждениям, организациям; 
представляет интересы муниципального образования в судах общей юрисдикции и арбитражном суде по вопросам ведения; 
выдает разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, по основаниям, предусмотренным Семейным кодексом РФ; 
организует работу по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, и иными гражданами, в соответствии с ГК РФ и Семейным кодексом, иными нормативными правовыми актами; организует работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и призыв граждан на военную службу; участвует в пределах ведения в ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; рассматривает обращения граждан и юридических лиц, принимает по ним необходимые меры, ведет прием граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к ее ведению; осуществляет в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность. 
По решению городского Совета администрация может осуществлять иные полномочия, не отнесенные к компетенции других органов местногосамоуправления
Аналогичный набор полномочий можно встретить и в уставах других муниципальных образований. 
Планирование работы местной администрации. Работа местных администраций ведется на плановой основе. Так, деятельность администрации г. Копейска Челябинской области осуществляется на основе текущих и перспективных планов и программ. Администрация планирует проведение своих совещаний, заседаний, правотворческую деятельность и проведение мероприятий контрольного характера, связанных с исполнением органами местного самоуправления действующего законодательства. Перспективное планирование предусматривает разработку программ, мероприятий и иных видов деятельности на год, текущее - на квартал. Вопросы для внесения в проект плана определяются исходя из полномочий структурного подразделения. 
План включает следующие разделы: перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях городского Совета депутатов; календарь рассмотрения вопросов координационными и консультативными органами при главе города и на аппаратных совещаниях при главе города; перечень мероприятий по контролю и проверке исполнения; перечень проектов распорядительных документов, намеченных для рассмотрения и утверждения главой города; календарь текущей работы аппарата администрации, городских служб, проведения городских мероприятий; основные направления работы с кадрами; график выступления руководителей и представителей структурных подразделений и муниципальных учреждений, предприятий в средствах массовой информации и т.д. По каждому вопросу, мероприятию указываются ответственные за подготовку и сроки их исполнения. 
Контроль за выполнением перспективных и квартальных планов работы администрации осуществляют заместители главы администрации города (в соответствии с распределением обязанностей) и управление делами. В целях оперативного руководства и контроля за деятельностью структурных подразделений, обеспечения своевременного и обоснованного принятия решений по основным направлениям развития городского хозяйства в администрации города проводятся совещания и заседания консультативных и координационных органов, другие организационные мероприятия.

  1. В каком нормативном правовом акте должно устанавливаться наименование органов местного самоуправлении?

Наименования органов  местного самоуправления устанавливаются  Уставами муниципальных образований, в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации, с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" (закон  о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ

 

 

  1. Правовой статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления.

 

Особенности правового статуса  депутата, члена выборного органа местного самоуправления определяются характером замещения муниципальной  должности. Выборное должностное лицо местного самоуправления - это должностное  лицо, избранное населением непосредственно (например, депутат муниципальной  думы) или представительным органом  местного самоуправления из своего состава (например, глава муниципального образования).

Срок полномочий этих лиц  устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее  двух и более пяти лет.

Законодательное регулирование  правового статуса депутата представительного  органа местного самоуправления осуществляется на трех уровнях - федеральном, региональном и местном.

Депутат - это всегда избранное  лицо, замещающее должность в выборном органе местного самоуправления. Депутат  представительного органа местного самоуправления обязан выражать интересы населения муниципального образования, его избравшего. Депутат как член представительного органа местного самоуправления характеризуется следующими особенностями:

  1. по способу замещения должности - это выборное должностное лицо;
  2. представляет интересы населения в соответствующем представительном органе местного самоуправления;
  3. представляет интересы представительного органа местного самоуправления перед населением муниципального образования.

Основными правами депутата представительного органа местного самоуправления являются:

  1. участие в рассмотрении любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей, в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования;
  2. участие в работе различных объединений избирателей, органов территориального общественного самоуправления;
  3. контроль за рассмотрением предложений, заявлений, жалоб и иных обращений, направленных в органы местного самоуправления как им лично, так и населением муниципального образования;
  4. контроль за исполнением решений, принятых представительным органом местного самоуправления, и иные права.

Депутат в соответствии с  законом субъекта РФ или уставом  муниципального образования может  быть наделен следующими обязанностями:

  1. проводить регулярные собрания избирателей в целях обсуждения волнующих население вопросов местного значения; информировать избирателей о результатах и планах своей работы;
  2. рассматривать поступившие от граждан муниципального образования заявления, предложения, жалобы и иные обращения;
  3. участвовать в работе сессий представительного органа местного самоуправления;
  4. соблюдать правила депутатской этики.

Надлежащее исполнение депутатом  представительного органа местного самоуправления своих должностных  обязанностей гарантируется наличием организационных, материально-технических, социальных и иных механизмов, форм и способов обеспечения законности муниципальной деятельности.

 

  1. Опишите основные модели организации муниципальной власти.

Однако несколько  десятилетий отечественной истории XX в. с их жесткой унификацией  местной жизни, предельным централизмом в управлении сказываются и доныне - законодательный потенциал многообразия на практике еще только начинает разворачиваться, знает небольшое число моделей. Приведем классификацию этихмоделей с точки зрения функциональной специализации разных органов и должностных лиц, а также с точки зрения способов их формирования. 
Первая модель. Предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации. Эта модель, сегодня широко распространенная, воспроизводит сложившуюся на общефедеральном уровне форму полупрезидентского правления с доминирующим положением в ней Президента РФ. На местах, конечно, доминируют над всеми иными органами главы муниципальныхобразований. Представительный орган выполняет функции нормотворчества, контроля. Однако и глава представительного органа активно в той или иной форме участвует в их осуществлении и соединяет в своей компетенции полномочия во всех отраслях местно-публичной жизни. Строго говоря, при этой модели глава остается подотчетным Думе только в качестве руководителя местной администрации. 
Вторая модель. Так же, как и в первой модели, представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования избираются непосредственно населением. Однако глава такого образования соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципальногообразования и председателя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному аппарату местной власти - он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа. Сильная сторона данной модели состоит в попытке организационного соединения лидерских начал в управлении и гарантий от необоснованной концентрации всей местной власти в одних руках. В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего осуществление исполнительно-распорядительных функций, распоряжающегося средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности, и главы муниципального образования, отдаленного от этих важных полномочий. 
Третья модель представляет собой разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Однако это обстоятельство не меняет статус главы как высшего должностного лица муниципальногообразования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетного в первую очередь населению муниципального образования. Глава подотчетен представительному органу как его председатель. 
Четвертая модель. Представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципальногообразования здесь выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности. Функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципальногообразования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава администрации и как его, представительного органа, руководитель. 
Изложенная модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек. 
Пятая модель принципиально отличается от других моделей тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. 
Шестая модель. Представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальныхрайонов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.

Информация о работе Структура и организация органов местного самоуправления