Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 09:24, курсовая работа
Целью - является рассмотрение вопроса использования свободы мысли и слова в рамках конституционного права.
Введение…………………………………………………………………….. 3.
1. Теоретические аспекты свободы мысли и слова:
1.1. Cвобода мысли и слова……………………………………………….... 7.
1.2. Ограничение свободы мысли и слова…………………………………. 9.
2. Реализация и защита свободы мысли и слова:
2.1. Гарантии конституционных прав на свободу мысли и слова………. 14.
2.2. Система процессов обеспечения и защиты прав и свобод…………... 16.
2.3. Основные правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова… 19.
2.4. Защита конституционного права на свободу мысли и слова……….. 21.
Заключение………………………………………………………………...... 23.
Список литературы………………………………………………….……... 25.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КИНО И
ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Кафедра
Государственного и муниципального
управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
предмету Конституционное
право
На
тему: «Свобода мысли
и слова».
Выполнил студент группы:
Руководитель:
\
Санкт-Петербург
2010
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты свободы мысли и слова:
1.1. Cвобода мысли и слова……………………………………………….... 7.
1.2. Ограничение
свободы мысли и слова………………………
2. Реализация и защита свободы мысли и слова:
2.1. Гарантии конституционных прав на свободу мысли и слова………. 14.
2.2. Система процессов обеспечения и защиты прав и свобод…………... 16.
2.3. Основные правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова… 19.
2.4. Защита конституционного права на свободу мысли и слова……….. 21.
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…».1 Это говорит о том, что Россия является правовым государством; одним из важнейших признаков такого государства является провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность, остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности существования личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. 2
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1) эти
права и свободы являются по
своей сущности правами и
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Права человека дают обществу возможность управлять государством или дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.
Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки. Важнейшее место в науке о правах человека занимает исследование взаимодействия прав человека и государства. Так же оно рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека – это сложное многомерное образование.3
Способность мыслить - необходимое условие нашей жизни. Кроме того мышление ещё и одна из наших основных духовных потребностей. Казалось бы, раз это так, то человек эту потребность может свободно реализовывать каждый день, каждую минуту, не спрашивая ни у кого на то согласия. Однако, имея способность к мышлению и потребность мыслить, человек ещё нуждается в возможности поделиться своими мыслями с родными, друзьями, знакомыми, да и незнакомыми тоже. При этом делиться плодами своих раздумий он может по-разному: просто в разговоре, в письме, в статье в журнале или газете. Мысли иных людей находят воплощение в романе, повести, стихах, поэмах, живописных полотнах и т.д. Каким бы способом мы не делились своими мыслями, любой из них есть возможность раскрыть наш внутренний мир, реализовать творческий потенциал, нашу человеческую сущность. Если запретить человеку претворять мысли в словах, в каких-то конкретных делах, то само мышление потеряет всякий смысл. Но если мыслить никто не может запретить, то делиться, мыслями запретить можно. Это случалось в истории не раз.4
В современных демократических государствах признаётся и законодательно закрепляется право человека на свободное выражение своего мнения. Поскольку свобода имеет границы, то можно предположить, что и свобода выражать свои мысли не является абсолютной. Если это так, то встаёт ряд других чрезвычайно важных вопросов:
- во имя, каких целей могут вводиться ограничения?
- каковы должны быть пределы ограничения?
- кто должен определять и вводить эти пределы?
Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая идею этой фундаментальной свободы, французский просветитель Вольтер писал: "…нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли". Сейчас свобода слова, долгое время находящаяся в забытьи, стремится вновь подняться до уровня, определенного для нее Вольтером. О ней вновь говорят после длительного затишья.5
Без
свободы мысли и слова
Все это сохраняет проблему свободы мысли и слова актуальной и в современном мире.
Новизна моей курсовой работы состоит в изучении права на свободу мысли и слова в современном обществе.
Целью - является рассмотрение вопроса использования свободы мысли и слова в рамках конституционного права.
Объектом - является право на свободу мысли и слова, закрепленное в Конституции РФ.
Предметом - является возможность использования права на свободу мысли и слова, защита этих прав и свобод, а также правовые акты, закрепляющие эти права и свободы.
Цель курсовой работы определила постановку следующих задач:
1.
Теоретические аспекты
права свободы мысли
и слова
1.1.
Право свободы мысли
и слова
Конституция провозглашает Российскую Федерацию - демократическим и правовым государством. Что подразумевает под собой наличие в таком государстве гарантируемых и реально существующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием правового характера законодательства и практики его применения.6
Мысль - неотъемлемое свойство человека, основа всех его действий и поступков. «Я мыслю – значит, я существую», - писал великий французский философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли ее свободы – заветная цель всех тиранов, но эта цель, в конечном счете, неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины – главная причина краха всех тоталитарных режимов. Мысль как результат, продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, поэтому сама по себе она не может быть предметом регулирования правом. Вместе с тем мышление лежит в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью. 7
Другое дело – свобода слова. Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера. У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничтожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и излишне амбициозных политиков.8
Содержание
свободы слова весьма широкое. Это
не только право говорить все что
угодно, но и сумма убеждений, мнений,
идей, выраженных как устно, так и
печатно, в произведениях
1.2.
Ограничение свободы
мысли и слова
Положения
Конституции о свободе мысли
и слова соответствуют
Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной и безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.9
Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Так же запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к идеям, способным подорвать общественное согласие.
Конституция РФ устанавливает главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Хотя эти конституционные запреты и сформулированы в достаточно общем виде, но дают вполне определенный ориентир поведения при осуществлении рассматриваемой свободы. Их нарушение влечет за собой предусмотренную законом ответственность.10
Так, статья 282 УК11 устанавливает уголовную ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно за пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.