Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 09:24, курсовая работа
Целью - является рассмотрение вопроса использования свободы мысли и слова в рамках конституционного права.
Введение…………………………………………………………………….. 3.
1. Теоретические аспекты свободы мысли и слова:
1.1. Cвобода мысли и слова……………………………………………….... 7.
1.2. Ограничение свободы мысли и слова…………………………………. 9.
2. Реализация и защита свободы мысли и слова:
2.1. Гарантии конституционных прав на свободу мысли и слова………. 14.
2.2. Система процессов обеспечения и защиты прав и свобод…………... 16.
2.3. Основные правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова… 19.
2.4. Защита конституционного права на свободу мысли и слова……….. 21.
Заключение………………………………………………………………...... 23.
Список литературы………………………………………………….……... 25.
Основанные на Конституции конкретные запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, и соответствующие меры ответственности предусмотрены и в других статьях УК, в ГК12, КоАП13. Так, в УК РФ установлена ответственность: за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному ее удержанию или насильственному изменению конституционного строя (ст. 280), к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); за клевету и оскорбление (ст. 129, 130, 298); в КоАП РФ - за опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при непредоставлении ему возможности обнародовать опровержение либо иное разъяснение в свою защиту (ст. 4013) и др. Статья 152 ГК РФ предусматривает право гражданина требовать в суде опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший данные сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Следует отметить, что и в законодательстве зарубежных стран содержится немало строгих санкций за сочинение и умышленное искажение фактов, за призывы к мятежу, поношение нации, республики, конституции, конституционных учреждений, за утрату государственной тайны, распространение «непристойностей» и т.д.14
Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др., но наиболее развернуто, сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он гласит: «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия»15.
Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.
В Законе РФ «О СМИ» также содержится ряд ограничений, обусловленных:
-охраной частной жизни;
-соблюдением государственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны;
-охраной здоровья;
-обеспечения безопасности и целостности государства;
-уважением прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций;
-необходимостью соблюдать принцип равноправия людей независимо от пола, возраста и т. д.
Ст. 4 Закона о СМИ говорит, о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Ст. 51 устанавливает, запрет на использование права журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Кроме
того некоторые ограничения
Таким
образом, реализация конституционных
норм о свободе слова, выражения
своего мнения предполагает как беспрепятственное
осуществление каждым этой свободы,
создание государством необходимых
для этого правовых и организационных
механизмов, так и решительное пресечение
злоупотреблений данной свободой.16
2.
Реализация
и правозащита свободы
мысли и слова
2.1.
Гарантии конституционных
прав свободы мысли
и слова
Конституция провозглашает Российскую Федерацию - правовым и демократическим государством. Что подразумевает под собой наличие в таком государстве гарантируемых и реально существующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием правового характера законодательства и практики его применения.17
Российская Федерация признает право человека на свободу мысли и слова, гарантируя его непосредственное действие Конституцией РФ, законами и другими правовыми актами.
В советское время Конституции гарантировали свободу слова, печати лишь в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя, об интересах и развитии самой личности при этом даже не упоминалось. Действующая же Конституция не обусловливает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе мысли и слова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной. Реально гарантированная свобода выражения разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции является конкретным показателем демократизма общества.
Каждый
человек может воспользоваться
своим правом на получение и распространение
информации с помощью СМИ, являющиеся
главным средством для
Часть
5 ст.29 Конституции РФ запрещает
цензуру. То есть требование от редакции
средства массовой информации со стороны
должностных лиц, государственных органов,
организаций, учреждений или общественных
объединений предварительно согласовывать
сообщения и материалы (кроме случаев,
когда должностное лицо является автором
или интервьюируемым), а так же наложение
запрета на распространение сообщений
и материалов и их отдельных частей запрещено.
Однако запрет цензуры еще не означает
безграничность и абсолютность свободы
слова.
2.2. Система процессов обеспечения и защиты прав и свобод
Конституционная
обязанность государства
Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека.
Предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, Конституция РФ одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие.18
Правосудие
– деятельность суда, осуществляемая
в предусмотренном
В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из которых, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении находятся аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.20
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.
Еще одним действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказывается их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.
Нарушенное
равноправие людей нужно защищать и восстанавливать
всеми средствами, предоставляемыми Конституцией
и законом. В частности, каждый вправе
защищать свои права и свободы всеми способами,
не запрещенными законом.
2.3.
Правовые акты, затрагивающие
свободу мысли и слова
Свободу мысли и слова гарантирует 29 статья Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не
допускаются пропаганда или
3. Никто
не может быть принужден к
выражению своих мнений и
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.