Свобода мысли и слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 09:24, курсовая работа

Описание

Целью - является рассмотрение вопроса использования свободы мысли и слова в рамках конституционного права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3.
1. Теоретические аспекты свободы мысли и слова:
1.1. Cвобода мысли и слова……………………………………………….... 7.
1.2. Ограничение свободы мысли и слова…………………………………. 9.
2. Реализация и защита свободы мысли и слова:
2.1. Гарантии конституционных прав на свободу мысли и слова………. 14.
2.2. Система процессов обеспечения и защиты прав и свобод…………... 16.
2.3. Основные правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова… 19.
2.4. Защита конституционного права на свободу мысли и слова……….. 21.
Заключение………………………………………………………………...... 23.
Список литературы………………………………………………….……... 25.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик Конституционное Право.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

      Основанные  на Конституции конкретные запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, и соответствующие меры ответственности предусмотрены и в других статьях УК, в ГК12, КоАП13. Так, в УК РФ установлена ответственность: за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному ее удержанию или насильственному изменению конституционного строя (ст. 280), к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); за клевету и оскорбление (ст. 129, 130, 298); в КоАП РФ - за опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, при непредоставлении ему возможности обнародовать опровержение либо иное разъяснение в свою защиту (ст. 4013) и др. Статья 152 ГК РФ предусматривает право гражданина требовать в суде опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший данные сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

      Следует отметить, что и в законодательстве зарубежных стран содержится немало строгих санкций за сочинение  и умышленное искажение фактов, за призывы к мятежу, поношение нации, республики, конституции, конституционных учреждений, за утрату государственной тайны, распространение «непристойностей» и т.д.14

      Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др., но наиболее развернуто, сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он гласит: «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия»15.

      Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

      В Законе РФ «О СМИ» также содержится ряд ограничений, обусловленных:

-охраной частной жизни;

-соблюдением государственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны;

-охраной здоровья;

-обеспечения безопасности и целостности государства;

-уважением прав, законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций;

-необходимостью соблюдать принцип равноправия людей независимо от пола, возраста и т. д.

      Ст. 4 Закона о СМИ говорит, о недопустимости использования средств массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

      Ст. 51 устанавливает, запрет на использование  права журналиста на распространение  информации с целью опорочить  гражданина или отдельные категории  граждан исключительно по признакам  пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

      Кроме того некоторые ограничения предусмотрены  и во время чрезвычайного положения  и в период выборов. Пункт «б» ст. 22 Закона «О чрезвычайном положении» допускает возможное ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры, временного ареста печатной продукции (до отмены чрезвычайного положения), а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры.

      Таким образом, реализация конституционных  норм о свободе слова, выражения  своего мнения предполагает как беспрепятственное  осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых  для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Реализация и правозащита свободы мысли и слова 

2.1. Гарантии конституционных прав свободы мысли и слова 

      Конституция провозглашает Российскую Федерацию - правовым и демократическим государством. Что подразумевает под собой наличие в таком государстве гарантируемых и реально существующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием правового характера законодательства и практики его применения.17

      Российская  Федерация признает право человека на свободу  мысли и слова, гарантируя его непосредственное действие Конституцией РФ, законами и другими правовыми актами.

      В советское время Конституции  гарантировали свободу слова, печати лишь в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и  развития социалистического строя, об интересах и развитии самой  личности при этом даже не упоминалось. Действующая же Конституция не обусловливает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе мысли и слова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной. Реально гарантированная свобода выражения разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции является конкретным показателем демократизма общества.

      Каждый  человек может воспользоваться  своим правом на получение и распространение  информации с помощью СМИ, являющиеся главным средством для реализации этого права, но не единственным. Получение  и распространение информации возможно и в межличностном общении, а также на собраниях, выставках, митингах, фестивалях и т. д. Необходимым условием для этого является то, что все действия должны осуществляться законным способом и в рамках ограничений предусмотренных международными документами, Конституцией, а также другими федеральными законами.

      Часть 5 ст.29 Конституции РФ  запрещает  цензуру. То есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а так же наложение запрета на распространение сообщений и материалов и их отдельных частей запрещено.  Однако запрет цензуры еще не означает безграничность и абсолютность свободы слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Система процессов обеспечения и защиты прав и свобод

 

      Конституционная обязанность государства соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина состоит в  создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

      Особую  роль в защите прав и свобод от нарушения  органами государственной власти и  органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека.

      Предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, Конституция РФ  одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие.18

      Правосудие  – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1 Конституции РФ). Этим правом обладает любое лицо независимо от гражданства.19

      В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из которых, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

      Особая  роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении находятся аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

      Многие  вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и  решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют  практически все министерства и  ведомства. Например, МВД – обязано  решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.20

      Одним из способов защиты гражданином своих  прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб  и заявлений в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

      Еще одним действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко  оказывается их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение  и т.д.

      Нарушенное  равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова 

      Свободу мысли и слова гарантирует 29 статья Конституции РФ:

1. Каждому  гарантируется свобода мысли  и слова. 

2. Не  допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую,  национальную или религиозную  ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто  не может быть принужден к  выражению своих мнений и убеждений  или отказу от них. 

4. Каждый  имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется  свобода массовой информации. Цензура  запрещается. 

Информация о работе Свобода мысли и слова