и модель поведения
(семинар)
Доклад: Государственно-властный
характер деятельности государственного
служащего.
Вопросы для обсуждения:
- Социальный статус государственного служащего
и его виды.
- Модель поведения государственного
служащего.
- Система требований к профессиональным и личностным качествам государственных служащих.
Тема 3. Организация государственной
службы (семинар)
Доклад: Основные принципы
организации государственной службы.
Вопросы для обсуждения:
- Система должностей государственной службы.
- Комплектование аппарата государственных органов государственными
служащими.
Тема 5. Отечественный опыт государственной
службы (семинар)
Доклад: Подготовка государственных
служащих для институтов государственной
власти и управления в монархической России.
Вопросы для обсуждения:
- «Табель о рангах», ее достоинства и недостатки.
- Партийная номенклатура и государственная служба.
- Проблема преемственности в отечественной государственной службе.
Тема 6. Зарубежный опыт государственной службы
(семинар)
Время — 2 часа
Доклад: Особенности
государственной службы зарубежных стран.
Вопросы для обсуждения:
- Модели организации государственной службы за рубежом.
- Особенности нормативно-правового регулирования деятельности госслужащих за рубежом.
- Современные тенденции модернизации государственной службы зарубежных стран.
Тема 7. Состояние и особенности государственной
службы финансово-экономического профиля
(семинар)
Доклад: Состав и полномочия
государственных органов финансово-экономического
блока Правительства РФ.
Вопросы для обсуждения:
- Миссии, стратегические цели и тактические
задачи органов государственной власти
финансово-экономического профиля.
- Оценка эффективности и результативности
деятельности государственных служащих.
Тема 8. Реформирование
государственной службы Российской Федерации в постсоветский
период (семинар)
Доклад: Реформа государственной
службы как объективная необходимость
современного этапа укрепления государственности
России и ее направления.
Вопросы для обсуждения:
- Этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации.
- Цели, задачи и направления реформирования российской государственной службы в 2009―2013 гг.
Тема 9. Формирование
российского законодательства о
государственной службе (семинар)
Доклад: Проблемно-тематическая
характеристика указов Президента Российской
Федерации о государственной службе за
2005-2010 гг.
Вопросы для обсуждения:
- Нормативно-правовая база государственной службы Российской
Федерации.
- Современные проблемы правового регулирования государственной службы.
Методические рекомендации
по изучению
дисциплины
При изучении учебной дисциплины «Теория
и опыт государственной службы»
необходимо учитывать, прежде всего, что
ее актуальность и содержание обусловлены
необходимостью построения государственного
управления в Российской Федерации, адекватного
политическим, экономическим и культурным
вызовам и условиям XXI века; потребностью
повышения эффективности работы аппарата
государственных органов; новыми возможностями,
открывающимися в ходе реализации целей
и задач административной реформы и реформы
государственной службы; изменением роли
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления.
При изучении учебной дисциплины
«Теория и опыт государственной службы»
рекомендуется:
- Активно использовать учебную, правовую и историческую литературу о государственной службе
России и других стран, всемерно расширять
с ее помощью знания, полученные на лекции.
- Уделять особое внимание выявлению специфики современной
государственной службы, обусловленной
переходным периодом в жизни государства;
внимательно изучать содержание и этапы
реформ в области государственного управления
и государственной службы.
- Владеть информацией о теоретических и
практических проблемах государственной
службы, формах и конкретных примерах
их проявления в России и за рубежом.
- Не останавливаться на понятиях,
отражающих сущностные черты государственной
службы, пытаться обсуждать также новые
явления и тенденции в ее развитии.
- Строить самостоятельную работу таким образом, чтобы в ней в достаточно полной мере отразились содержание и логика изучения учебной дисциплины.
- Критически и творчески относиться
к отечественной и зарубежной теории и
практике государственной службы, объективно
оценивать их полезность и возможность
использования в нашей стране. Анализировать
результаты и эффективность государственной
службы, выделять и сравнивать системы
показателей, принятые в различных странах
для ее оценки.
- Тщательно готовиться к встречам с преподавателем
в рамках индивидуальной работы (своевременно
определять свои образовательные запросы
с учетом собственных возможностей и информировать
о них преподавателя; готовить по планируемым
для обсуждения вопросам необходимый
материал; осуществлять предварительный
расчет времени для индивидуальной работы
с учетом расписания занятий, жизненных
обстоятельств и др.).
Соблюдение требований методических
рекомендаций значительно облегчает
самостоятельную работу студентов,
способствует их лучшей ориентации в предметной
области изучаемой дисциплины, придает
процессу обучения опережающий характер
и, таким образом, обеспечивает успешное
достижение учебных целей.
Тематика эссе и методические
рекомендации
по их выполнению
- Государственная служба в истории моей семьи.
- Образ государственного служащего XXI века.
- Как нам относиться к зарубежному опыту государственной службы?
- Значение «Табели о рангах» Петра I в формировании отечественной системы
государственной службы.
- Почему государственная служба называется «службой»?
- Государственная служба, подходы к определению понятия.
- Существенные черты государственной службы, значимые для изучения ее опыта. (Раскрыть на примере
одной из характеристик).
- Профессиональная компетентность государственного служащего: пути обеспечения.
- Ведущие принципы профессиональной этики государственного служащего.
- Социально эффективная государственная служба: условия ее достижения.
- Ориентация на гражданина в профессиональной деятельности госслужащего.
- Плюсы и «минусы» прозрачности (открытости) государственной
службы.
- Служебная лояльность государственного служащего: где начинаются и где заканчиваются ее
границы?
- Имидж современного государственного служащего Российской Федерации.
- Стимулы для поступления молодежи на государственную службу в Российской Федерации.
- Конкурсный прием на государственную службу.
- Способы рационализации затрат на государственную службу.
- Роль государственной службы в развитии экономики.
- Критерии качества государственных услуг.
- Реальность и перспективы создания «электронного правительства»
в России.
- Квалификационные требования к должностям государственной службы.
- Конфликт интересов и его урегулирование на гражданской службе.
- Модели государственной службы: континентальная, англо-саксонская, китайская, стран исламской ориентации. (Оценка одной
из моделей по выбору студента).
- Особенности государственной службы зарубежных стран (на примере одной из стран по выбору студента).
- Особенности государственной службы как профессии.
- Понятие и признаки государственного служащего.
- Правовой статус государственного гражданского служащего РФ.
- Ограничения на государственной службе.
- Нормы служебного поведения государственного служащего.
- Принципы построения и функционирования государственной службы РФ. (Раскрыть на примере одного
из принципов).
- Понятие и классификация государственных должностей государственной службы.
- Факторы, влияющие на карьеру государственного служащего. (Дать характеристику влияния одного из факторов).
- Принципы прохождения государственной службы. (Раскрыть на примере одного из принципов).
- Виды и технологии обеспечения прохождения
государственной службы.
- Особенности государственной гражданской службы субъектов РФ.
- Правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ.
- Изменения в российской бюрократии в постсоветский
период.
- Механизмы защиты от злоупотреблений на государственной службе.
- Проблема коррупции и пути ее решения.
- Роль науки в совершенствовании государственной службы Российской Федерации.
- Система подготовки кадров для государственной службы России в дореволюционный
период.
- Условия и факторы, существенно влиявшие на карьеру государственного служащего в монархической
России.
- Общие черты, достоинства и недостатки государственной службы дореволюционной России.
- Организация и функционирование государственной
службы в СССР: достоинства и недостатки.
- Особенности номенклатурного подхода к подбору кадров на государственную службу, его плюсы
и минусы.
- Почему в современной России назрела необходимость проведения административной реформы?
- Повышение взаимодействия государственной службы с гражданским обществом
- Формирование законодательства о государственной службе в Российской Федерации в постсоветский
период.
- Значение опыта государственной службы для формирования профессиональной культуры российских
государственных служащих.
- Новые тенденции в развитии государственной службы. (На примере одной из тенденций).
Методические
рекомендации по подготовке эссе
Эссе – это краткая научная работа
студента, в которой студент должен раскрыть
один узкий проблемный вопрос. Отличие
эссе от других научных работ студентов
– в его краткости, лаконичности изложения
материала на предложенную тему. Эссе
сравнимо с устными высказываниями студентов
по определенному научному вопросу на
семинарах или с докладом. В эссе студент выражает собственное
мнение, обосновывая его ссылками на учебную
или научную литературу. Наличие авторской
позиции, собственного отношения к вопросу
в эссе обязательно. В эссе не требуется
сравнивать научные концепции и взгляды,
в обязательном порядке использовать
сложные логические или статистические
методы, если это только прямо не предусмотрено
выбранной темой эссе.
Эссе выполняется на отдельных
листах формата А4, скрепленных между
собой. Рекомендуемый объем эссе
– 5 – 7 страниц печатного текста, включая
титульный лист и список литературы.
Эссе начинается с титульного листа,
считающегося первой страницей. На
титульном листе номер страницы не ставится.
План в эссе не обязателен, так как структура
плана предполагает введение и заключение,
а также деление плана на подвопросы, что
в эссе сделать, как правило, затруднительно.
Объем эссе не позволяет писать подробные
введение и заключение на нескольких страницах.
В начале эссе можно ограничиться одной
или несколькими фразами, вводящими читающего
в курс рассматриваемого вопроса. Вместо
заключения достаточно сформулировать
вывод, к которому пришел автор в результате
рассуждений. В эссе обязательно должен
быть список использованной литературы.
Требования по оформлению титульного
листа, сносок, списка литературы в
эссе такие же, как для рефератов, курсовых
работ и выпускных квалификационных работ.
Эссе – это
относительно свободные рассуждения
студента по теме, заданной преподавателем.
Эссе бывает довольно сложно оценить.
Тем не менее (это все-таки учебное эссе)
главными критериями оценки эссе будет
степень отражения в нем изученного материала,
а также самостоятельность и оригинальность
подхода студента к раскрытию темы, аргументация
и способность автора обоснованно отстаивать
собственную точку зрения.
Перечень контрольных
вопросов
- Понятие «государственная служба», подходы к его определению.
- Система государственной службы РФ.
- Особенности государственной службы как профессии.
- Характеристики государственной службы, значимые для изучения ее опыта.
- Понятие и признаки государственного служащего.
- Правовой статус государственного гражданского служащего РФ.
- Компетентность государственного служащего, ее содержание и пути формирования.
- Нормы служебного поведения государственного служащего.
- Принципы построения и функционирования
государственной службы РФ.
- Система федеральных органов исполнительной власти РФ, их основные функции.
- Понятие и классификация государственных должностей государственной службы.
- Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
РФ.
- Прохождение государственной службы. Факторы, влияющие на карьеру государственного служащего.
- Должностной регламент государственного гражданского служащего.
- Принципы прохождения государственной службы.
- Обеспечение прохождения государственной службы
и его виды.
- Особенности государственной гражданской службы субъекта РФ.
- Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ.
- «Табель о рангах» Петра I, ее достоинства и недостатки.
- Система подготовки кадров для государственной службы России
в дореволюционный период.
- Условия и факторы, существенно влиявшие на карьеру государственного служащего в монархической
России.
- Общие черты, достоинства и недостатки государственной службы дореволюционной России.
- Организация и функционирование государственной
службы в СССР.
- Особенности номенклатурного подхода к подбору кадров на государственную службу.
- Особенности государственной службы зарубежных стран (на примере одной из стран по выбору студента).
- Этапы реформирования государственной службы в постсоветской
России и их характеристика.
- Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной
службы Российской Федерации (2009—2013 годы)»,
ее цель, задачи, этапы, система мероприятий.
- Основные направления административной реформы в Российской
Федерации в 2009 – 2013 гг.
- Формирование законодательства о государственной службе в Российской Федерации в постсоветский
период.
- Значение опыта государственной службы для формирования профессиональной культуры российских
государственных служащих.
Задания для самостоятельной работы и формы
контроля за их выполнением
Тема 1. Государственная
служба как система и
профессиональная деятельность
- Проанализируйте различные определения государственной службы, имеющиеся в литературе, и определите принципиальные
различия между ними.
- Что представляет собой государственная служба как институт государственного управления?
- Какие свойства (признаки) государственной службы позволяют считать ее целостностью?
- Дайте характеристику основным компонентам системы государственной
службы и взаимосвязям между ними.
Уровни и виды государственной службы.
- Охарактеризуйте функции системы государственной службы.
- Дайте характеристику государственной службы как профессиональной деятельности.
- Каким образом связаны между собой профессионализм,
профессиональная компетентность и профессиональная
культура государственного служащего?
Тема 2. Государственный
служащий: понятие, статус и
модель поведения
- В чем заключается общее и особенное
между служащим и государственным служащим?
- Осуществите классификацию российских
государственных служащих, найдите ее
практическое применение.
- Как определяется статус государственного
служащего? Можно ли его использовать
для повышения роли и престижа государственной
службы?
- Определите, какие обязанности на
государственного служащего возлагает
его принадлежность к гражданскому обществу.
- Охарактеризуйте мотивы деятельности
государственных служащих.
- Поведение государственного служащего:
модели и действительность.
- Назовите стереотипы бюрократического
сознания. Что, на Ваш взгляд, необходимо
делать для их преодоления?
Тема
3. Организация государственной службы
- Какова система должностей государственной службы в Российской Федерации? Расскажите об
их распределении по категориям и группам.
- Каков порядок учреждения должности в Российской Федерации?
- Каково практическое предназначение реестров должностей и служебных регламентов.
- Раскройте требования общих принципов построения организационных структур органов государственной
власти: федерализма, законности, приоритета
прав и свобод, равного доступа, единства
прав и организационных основ государственной
службы, взаимосвязи государственной
службы и местного самоуправления,
открытости государственной службы и
ее доступности, профессиональной
компетентности, защиты государственных
служащих от неправомерного вмешательства.
- Чем различаются комплексный, функциональный и отраслевой подходы в организации органов государственной
власти и управления?
- Каковы функции государственного аппарата государственного
органа?