Тема
4. Функционирование государственной
службы
- Как следует понимать выражение: «Функционирование государственной службы как воспроизводство
ее компонентов и взаимосвязей»?
- Что означают и как взаимосвязаны между собой оптимизация и стабилизация структуры
государственных органов.
- Необходимость и пределы разграничения задач, функций, полномочий и ответственности государственных
органов и их подразделений.
- Установите соответствие между характером
функций органов государственной службы
и особенностями планирования и финансирования
их деятельности.
- Влияет ли и как прохождение государственной службы на ее функционирование?
- Каковы должны быть карьерная стратегия и служебная тактика, чтобы человек мог реализовать себя
на государственной службе?
- Зачем нужен кадровый резерв? Каковы проблемы его формирования и использования?
- Каковы технологии обеспечения функционирования государственной службы? Раскройте их содержание
и конкретное предназначение.
Тема
5. Отечественный опыт государственной
службы
- Раскройте особенности централизованного русского государства, назовите
его высшие центральные и местные государственные
учреждения.
- Каковы предпосылки и характер петровских преобразований в области государственного управления?
- Что такое "коллегия", в чем
ее отличие от "приказа"? Какие коллегии
были созданы в России в начале XVIII века?
- Какие меры по совершенствованию государственной службы были приняты в ходе реформ в 1860-е
– 1870-е годы?
- Раскройте причины кризиса системы государственного управления на рубеже XIX
– ХХ веков, в каких формах он выражался?
- Дайте характеристику социально-экономических и политических условий возникновения и развития советской системы управления.
- Выделите этапы формирования советского государственного аппарата, проанализируйте особенности
каждого из них.
- Раскройте роль и место КПСС в политической системе советского общества, перечислите руководящие органы советского государства.
- Дайте обобщенную характеристику партийно-советского государственного аппарата, отдельных советских
деятелей послевоенного периода.
Тема
6. Зарубежный опыт государственной
службы
- Раскройте содержание основных положений программы М. Тэтчер «Следующие шаги». Какие результаты получены в ходе ее реализации?
- Что представляет собой концепция карьеры государственного
служащего Франции, в чем ее особенности?
- Дайте характеристику социально-правового статуса государственного служащего ФРГ.
- Назовите основные характеристики государственной службы «нового поколения» Италии.
- Как организована подготовка государственных
служащих европейских стран?
- Какие социальные перемены последних десятилетий обусловили необходимость новых подходов к организации
государственной службы?
- Как возникла государственная служба в США, что представлял собой период «правления джентльменов»?
- Перечислите и раскройте содержание принципов формирования корпуса госслужащих, получивших наименование «системы заслуг»?
- Какие механизмы защиты от злоупотреблений в области государственной службы разработаны в США?
Тема 7. Состояние и особенности государственной
службы
финансово-экономического профиля
- Какие органы государственной власти входят в финансово-экономический блок Правительства
РФ?
- Перечислите и дайте характеристику полномочий Министерства экономического развития
и торговли РФ, Министерства финансов
РФ.
- Какие показатели используются в РФ для выявления и анализа состояния государственной службы, в чем выражается их ведомственная дифференциация?
- Чем обусловлены особенности структурных и функциональных изменений федеральных органов государственной
власти в финансово-экономической сфере
российского общества?
- Раскройте (на конкретных примерах) основные проблемы кадрового обеспечения органов государственной
власти финансово-экономического профиля.
- Выделите и обоснуйте основные пути повышения профессионального
мастерства (по категориям должностей
государственных служащих).
- Назовите цель и задачи управления государственной службой в финансово-экономической сфере.
Тема 8. Реформирование государственной
службы Российской Федерации в постсоветский период
- В чем состоит специфика революционного и эволюционного характера развития государственных
институтов?
- Охарактеризуйте государственную службу Российской Федерации как развивающуюся систему.
- В чем заключается закономерный характер укрепления российской государственности?
- В чем состоит объективная необходимость реформы государственной службы на современном этапе
укрепления государственности России?
- Как реализуются цели и задачи реформирования российской государственной службы, сформулированные
в федеральной программе «Реформирование
и развитие системы государственной службы
Российской Федерации (2009—2013 годы)»?
- Какова взаимосвязь реформы государственной
службы и административной реформы?
- Каковы содержание и проблемы осуществления административной реформы
в России?
- Связана ли и как реформа государственной службы с изменением механизма государственного регулирования рыночной экономики?
Тема 9. Формирование российского
законодательства о
государственной службе
- Что составляет конституционные основы государственной
службы Российской Федерации?
- Назовите основные нормативно-правовые акты федерального уровня, регулирующие отношения в области государственной службы, раскройте их основное содержание.
- Дайте проблемно-тематическую характеристику указов Президента
РФ и иных подзаконных актов по вопросам
государственной службы.
- Выделите и охарактеризуйте неразвитые компоненты, противоречия и пробелы в современном законодательстве
о государственной службе.
- В чем выражаются особенности законодательства о государственной
службе субъектов Российской Федерации?
- Каким образом проявляется действие общих тенденций правового обеспечения государственной
службы на федеральном и региональном
уровнях?
- Обоснуйте целесообразность разработки и принятия Кодекса профессиональной этики
государственного служащего.
Контроль за выполнением
заданий для самостоятельной
работы студентов предусматривает:
- Индивидуальную работу преподавателя со студентами согласно методическим рекомендациям
по проведению индивидуальной работы
со студентами.
- Участие студентов в обсуждении докладов и вопросов, включенных в планы семинарских занятий.
- Промежуточное тестирование студентов.
Формы промежуточного и
итогового контроля и требования при их проведении
Промежуточный контроль уровня освоения
студентами содержания дисциплины осуществляется
путем тестирования, оценки докладов и
сообщений на семинарских занятиях, а
также проведения социологического мониторинга
качества обучения.
Тестирование студентов проводится
на семинарских занятиях. Тестовые
задания включают в себя теоретические
вопросы и практические задачи, охватывающие
основное содержание дисциплины. Содержание
тестовых заданий утверждается на кафедре.
Компьютерное тестирование по учебной
дисциплине проводится с помощью тестовых
заданий, оформленных в соответствии с
требованиями Адаптивной Системы Тестирования.
Зачет по дисциплине проводится в
устной форме по учебным группам.
По своему содержанию вопросы зачета отражают
основное содержание учебной дисциплины.
Перечень и содержание вопросов зачета
ежегодно обсуждается и утверждается
на заседании кафедры.
Примерные варианты тестовых
заданий
Тестовое задание 1. Ведущими признаками государственной
службы как профессиональной деятельности
являются:
|
использование возможностей современных информационных технологий |
|
непрерывное, преемственное
и компетентное обеспечение полномочий
государственных органов |
|
контроль над деятельностью
органов местного самоуправления |
|
распределение бюджетных
расходов по целям, задачам и программам в отчетном и планируемом периоде |
|
деятельность, осуществляемая
на основе специальных знаний и навыков |
Тестовое задание 2. Основанием для направления гражданского
служащего на профессиональную переподготовку,
повышение квалификации или стажировку
являются:
|
результаты сдачи квалификационного
экзамена |
|
назначение на иную должность
гражданской службы в порядке
должностного роста на конкурсной основе |
|
факт совершения дисциплинарного
проступка |
|
включение в кадровый
резерв на конкурсной основе |
|
результаты аттестации |
Учебно-методическое обеспечение
дисциплины
Нормативно-правовые акты
а) законы
Конституция Российской Федерации. Официальный
текст с историко-правовым комментарием
д.ю.н., проф. Б.А. Страшуна. ― М.: Норма, 2004.
О системе государственной службы
Российской Федерации. Федеральный закон
РФ от 27 мая 2003 г. // Российская газета. 2003.
31 мая; Бюллетень Минтруда и социального
развития РФ. 2003. № 6.
О государственной гражданской
службе Российской Федерации. Федеральный
закон от 27 июля 2004 года // Российская газета.
2004. 31 августа.
О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в части уточнения требований
к лицам, замещающим государственные или
муниципальные должности, а также должности
государственной или муниципальной службы
(от 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ) // КонсультантПлюс
Об обеспечении доступа к
информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления
// Российская газета. 2008. 30 декабря (от
9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ) // Российская газета.
2009. 13 февраля.
б) Указы Президента Российской
Федерации
Концепция реформирования системы
государственной службы Российской
Федерации. Утверждена Президентом РФ
15 августа 2001 года. Пр-1496 // Кадровая политика
и эффективность профессиональной структуры
государственных служащих: Учебно-методическое
пособие. ― М.: Ин-т труда Минтруда и социального
развития, 2001. ― С.186-222.
О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти (от
9 марта 2004 г. № 314) // Российская газета.
2004. 11 марта.
Вопросы структуры федеральных
органов исполнительной власти (от
20 мая 2004 г. № 649) // Российская газета.
2004. 22 мая.
О проведении аттестации государственных
гражданских служащих Российской Федерации
(от 1 февраля 2005 г. № 110) // Российская
газета. 2005. 3 февраля.
О порядке сдачи квалификационного
экзамена государственными гражданскими
служащими Российской Федерации
и оценки их знаний, навыков и умений
(профессионального уровня) (от 1 февраля
2005 г. № 111) // Российская газета. 2005. 3 февраля.
О конкурсе на замещение вакантной
должности государственной гражданской
службы Российской Федерации (от 1 февраля
2005 г. № 112) // Российская газета. 2005. 3 февраля.
О порядке присвоения и сохранения
классных чинов государственной
гражданской службы Российской Федерации
федеральным государственным гражданским
служащим (от 1 февраля 2005 г. № 113) // Российская
газета. 2005. 3 февраля.
О примерной форме служебного контракта
о прохождении государственной
гражданской службы Российской Федерации
и замещении должности государственной
гражданской службы Российской Федерации
(от 16 февраля 2005 г. № 159) // Российская газета.
2005. 18 февраля.