Теория и опыт государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цели дисциплины ― изучение теории и опыта организации государственной службы Российской Федерации и других стран мира, формирование у студентов умений и навыков творческого использования полученных знаний в процессе профессиональной деятельности, повышение уровня их общей и профессиональной культуры.
Задачами дисциплины являются:

Работа состоит из  1 файл

Рабочая программа.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Тема 4. Функционирование государственной  службы

 

  1.  Как следует понимать выражение: «Функционирование государственной службы как воспроизводство ее компонентов и взаимосвязей»?
  2. Что означают и как взаимосвязаны между собой оптимизация и стабилизация структуры государственных органов.
  3. Необходимость и пределы разграничения задач, функций, полномочий и ответственности государственных органов и их подразделений.
  4. Установите соответствие между характером функций органов государственной службы и особенностями планирования и финансирования их деятельности.
  5. Влияет ли и как прохождение государственной службы на ее функционирование?
  6. Каковы должны быть карьерная стратегия и служебная тактика, чтобы человек мог реализовать себя на государственной службе?
  7. Зачем нужен кадровый резерв? Каковы проблемы его формирования и использования?
  8. Каковы технологии обеспечения функционирования государственной службы? Раскройте их содержание и конкретное предназначение.

Тема 5. Отечественный опыт государственной службы

 

  1. Раскройте особенности централизованного русского государства, назовите его высшие центральные и местные государственные учреждения.
  2. Каковы предпосылки и характер петровских преобразований в области государственного управления?
  3. Что такое "коллегия", в чем ее отличие от "приказа"? Какие коллегии были созданы в России в начале XVIII века?
  4. Какие меры по совершенствованию государственной службы были приняты в ходе реформ в 1860-е – 1870-е годы?
  5. Раскройте причины кризиса системы государственного управления на рубеже XIX – ХХ веков, в каких формах он выражался?
  6. Дайте характеристику социально-экономических и политических условий возникновения и развития советской системы управления.
  7. Выделите этапы формирования советского государственного аппарата, проанализируйте особенности каждого из них.
  8. Раскройте роль и место КПСС в политической системе советского общества, перечислите руководящие органы советского государства.
  9. Дайте обобщенную характеристику партийно-советского государственного аппарата, отдельных советских деятелей послевоенного периода.

Тема 6. Зарубежный опыт государственной  службы

 

  1. Раскройте содержание основных положений программы М. Тэтчер «Следующие шаги». Какие результаты получены в ходе ее реализации?
  2. Что представляет собой концепция карьеры государственного служащего Франции, в чем ее особенности?
  3. Дайте характеристику социально-правового статуса государственного служащего ФРГ.
  4. Назовите основные характеристики государственной службы «нового поколения» Италии.
  5. Как организована подготовка государственных служащих европейских стран?
  6. Какие социальные перемены последних десятилетий обусловили необходимость новых подходов к организации государственной службы?
  7. Как возникла государственная служба в США, что представлял собой период «правления джентльменов»?
  8. Перечислите и раскройте содержание принципов формирования корпуса госслужащих, получивших наименование «системы заслуг»?
  9. Какие механизмы защиты от злоупотреблений в области государственной службы разработаны в США?

 

Тема 7. Состояние и особенности государственной службы

 финансово-экономического профиля

 

  1. Какие органы государственной власти входят в финансово-экономический блок Правительства РФ?
  2. Перечислите и дайте характеристику полномочий Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ.
  3. Какие показатели используются в РФ для выявления и анализа состояния государственной службы, в чем выражается их ведомственная дифференциация?
  4. Чем обусловлены особенности структурных и функциональных изменений федеральных органов государственной власти в финансово-экономической сфере российского общества?
  5. Раскройте (на конкретных примерах) основные проблемы кадрового обеспечения органов государственной власти финансово-экономического профиля.
  6. Выделите и обоснуйте основные пути повышения профессионального мастерства (по категориям должностей государственных служащих).
  7. Назовите цель и задачи управления государственной службой в финансово-экономической сфере.

 

Тема 8. Реформирование государственной  службы Российской Федерации в постсоветский период

 

  1. В чем состоит специфика революционного и эволюционного характера развития государственных институтов?
  2. Охарактеризуйте государственную службу Российской Федерации как развивающуюся систему.
  3. В чем заключается закономерный характер укрепления российской государственности?
  4. В чем состоит объективная необходимость реформы государственной службы на современном этапе укрепления государственности России?
  5. Как реализуются цели и задачи реформирования российской государственной службы, сформулированные в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)»?
  6. Какова взаимосвязь реформы государственной службы и административной реформы?
  7. Каковы содержание и проблемы осуществления административной реформы в России?
  8. Связана ли и как реформа государственной службы с изменением механизма государственного регулирования рыночной экономики?

 

Тема 9. Формирование российского  законодательства о 

государственной службе

  1. Что составляет конституционные основы государственной службы Российской Федерации?
  2. Назовите основные нормативно-правовые акты федерального уровня, регулирующие отношения в области государственной службы, раскройте их основное содержание.
  3. Дайте проблемно-тематическую характеристику указов Президента РФ и иных подзаконных актов по вопросам государственной службы.
  4. Выделите и охарактеризуйте неразвитые компоненты, противоречия и пробелы в современном законодательстве о государственной службе.
  5. В чем выражаются особенности законодательства о государственной службе субъектов Российской Федерации?
  6. Каким образом проявляется действие общих тенденций правового обеспечения государственной службы на федеральном и региональном уровнях?
  7. Обоснуйте целесообразность разработки и принятия Кодекса профессиональной этики  государственного служащего.

 

Контроль за выполнением  заданий для самостоятельной  работы студентов предусматривает:

  1. Индивидуальную работу преподавателя со студентами согласно методическим рекомендациям по проведению индивидуальной работы со студентами.
  2. Участие студентов в обсуждении докладов и вопросов, включенных в планы семинарских занятий.
  3. Промежуточное тестирование студентов.

Формы промежуточного и  итогового контроля и требования при их проведении

 

Промежуточный контроль уровня освоения студентами содержания дисциплины осуществляется путем тестирования, оценки докладов и сообщений на семинарских занятиях, а также проведения социологического мониторинга качества обучения.

Тестирование студентов проводится на семинарских занятиях. Тестовые задания включают в себя теоретические вопросы и практические задачи, охватывающие основное содержание дисциплины. Содержание тестовых заданий утверждается на кафедре. Компьютерное тестирование по учебной дисциплине проводится с помощью тестовых заданий, оформленных в соответствии с требованиями Адаптивной Системы Тестирования.

Зачет по дисциплине проводится в  устной форме по учебным группам. По своему содержанию вопросы зачета отражают основное содержание учебной дисциплины. Перечень и содержание вопросов зачета ежегодно обсуждается и утверждается на заседании кафедры.

 

Примерные варианты тестовых заданий

 

Тестовое задание 1. Ведущими признаками государственной службы как профессиональной деятельности являются:

 

 

использование возможностей современных информационных технологий

 

непрерывное, преемственное  и компетентное обеспечение полномочий государственных органов

 

контроль над деятельностью  органов местного самоуправления

 

распределение бюджетных  расходов по целям, задачам и программам в отчетном и планируемом периоде

 

деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков


 

Тестовое задание 2. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

 

 

результаты сдачи квалификационного  экзамена

 

назначение на иную должность  гражданской службы в порядке  должностного роста на конкурсной основе

 

факт совершения дисциплинарного  проступка

 

включение в кадровый резерв на конкурсной основе

 

результаты аттестации


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение  дисциплины

Нормативно-правовые акты

а) законы

Конституция Российской Федерации. Официальный  текст с историко-правовым комментарием д.ю.н., проф. Б.А. Страшуна. ― М.: Норма, 2004.

О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. // Российская газета. 2003. 31 мая; Бюллетень Минтруда и социального развития РФ. 2003. № 6.

О государственной гражданской  службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27 июля 2004 года // Российская газета. 2004. 31 августа.

О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы (от 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ) // КонсультантПлюс

Об обеспечении доступа к  информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления  // Российская газета. 2008. 30 декабря (от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ) // Российская газета. 2009. 13 февраля.

 

б) Указы Президента Российской Федерации

Концепция реформирования системы  государственной службы Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 15 августа 2001 года. Пр-1496 // Кадровая политика и эффективность профессиональной структуры государственных служащих: Учебно-методическое пособие. ― М.: Ин-т труда Минтруда и социального развития, 2001. ― С.186-222.

О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти (от 9 марта 2004 г. № 314) // Российская газета. 2004. 11 марта.

Вопросы структуры федеральных  органов исполнительной власти (от 20 мая 2004 г. № 649) // Российская газета. 2004. 22 мая.

О проведении аттестации государственных  гражданских служащих Российской Федерации (от 1 февраля 2005 г. № 110) // Российская газета. 2005. 3 февраля.

О порядке сдачи квалификационного  экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации  и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) (от 1 февраля 2005 г. № 111) // Российская газета. 2005. 3 февраля.

О конкурсе на замещение вакантной  должности государственной гражданской службы Российской Федерации (от 1 февраля 2005 г. № 112) // Российская газета. 2005. 3 февраля.

О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим (от 1 февраля 2005 г. № 113) // Российская газета. 2005. 3 февраля.

О примерной форме служебного контракта  о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (от 16 февраля 2005 г. № 159) // Российская газета. 2005. 18 февраля.

Информация о работе Теория и опыт государственной службы