Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:28, курсовая работа
По своему происхождению человек как биологический вид — об¬щественное существо. Люди жили сообществами, которые соответст¬вовали их глубинным социальным инстинктам взаимопомощи, рода¬ми, племенами, общинами и их объединениями. Труд, быт и иная деятельность человека на протяжении тысячелетий определялись традициями и обычным правом, функциональные различия между членами общества носили временный характер и не сопровождались социальными привилегиями.
ВСТУПЛЕНИЕ. 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ТОТАЛИТАРИЗМА. 4
НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТОТАЛИТАРИЗМА. 10
ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА 12
ХАРАКТЕРИСТИКА СТАЛИНИСТСКОГО РЕЖИМА. 19
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ВЯТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Тоталитарное государство»
Выполнил
студент 2 курса группы
Юр-Д-12В
Киров
2011
По
своему происхождению человек как
биологический вид —
Государство стало не просто орудием экономически доминирующего класса; оно приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя, подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь, монополию на принятие общих решений и на применение насилия.
В
ходе исторического развития совершенствовались
и механизмы государственного воздействия,
а полномочия властных аппаратов неуклонно
росли. В феодальной Европе сохранялась
автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций,
братств и т. д., государства мало вмешивались
в их внутреннюю жизнь.
Но по мере становления
К разрушению традиционных самоуправленческих структур в Европе вело развитие капитализма, распространение конкурентных нормативных ценностей. Субъекты рыночных отношений действуют не "общественно", а распыленно, разрозненно и несогласованно; итог их деятельности предвидеть невозможно. Он становится результатом стихийно сложившегося соотношения сил. При этом люди "не в состоянии непосредственно и сознательно договориться о том, что им следует делать с их общими ресурсами (силой, знаниями, средствами производства, природой). Действуя через рынок, индивиды лишены возможности совместно определять условия развития своей социальной среды. Раскол общества на множество разрозненных и эгоистических субъектов чем дальше, тем больше требовал усиления значения внешнего фактора — государства, создавал благоприятные условия для нарастания этатистских тенденций.
По
мере расширения функций политической
власти развивалось и представление
об идеальном и совершенном
Утвердившаяся в XIX веке фабричная организация хозяйства стала материальной основой для осуществления старых утопий. Она требовала формальной рационализации, строгой научности и предсказуемости в жизни социума. Индустриальная система производства предполагала особый тип разделения труда, доходящий до детальной специализации в выполнении задач и функций в рамках больших экономических комплексов. Таким образом, запрограммировано детальное разграничение между руководителями и исполнителями конкретных, частичных операций, а вместе с тем — наличие управляющих и управляемых, отчуждение и эксплуатация. Работник оказывался оторванным от процессов принятия решений, он становился роботом, выполняющим конкретные поручения вышестоящего начальства, не постигая их смысла и цели. Начала складываться система, получившая название индустриализма. Она "подвергает неодолимому принуждению каждого отдельного человека, формируя его жизненный стиль". Сферой рационализации и формализации оказались все отрасли человеческой деятельности, произошла "замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса", то есть материальной выгоды и господства над другими людьми и всем окружающим. За людьми сохранялись в лучшем случае права периодически отбирать наиболее способных начальников и правителей, но не возможности самоуправления.
Еще одной авторитарной тенденцией стала прогрессирующая милитаризация. С распространением всеобщей обязательной воинской повинности и культа армий, во многих европейских странах структура общества приобретала некоторые черты военной иерархии. Прошедшие армейскую службу массы людей усваивали навыки покорности и повиновения, привычку подчиняться вышестоящим, не думая о существе и смысле приказов.
Взгляды о взаимоотношениях между государствами и народами формировались в духе вывода о биологической "естественности" борьбы между людьми. В XIX в. сложилась теория наций и национальных государств как целостных организмов. В действительности же не нации, развиваясь, создавали свои государства, а, напротив, государства конструировали нации. Они силой устанавливали границы контролируемой ими территории, подавляли реальные языковые, культурные и региональные различия, а затем для обоснования и оправдания собственного господства выдвигали национальную идею, то есть представление о своей естественности, об общности интересов своих подданных (нации), об их принципиальном отличии от других людей и народов (вследствие расы, "крови и почвы", характера или мифического "национального духа") и, наконец, о том, что именно государство воплощает и защищает эти особые черты.
Оформление "государств-наций" в Европе сопровождалось возникновением массовых националистических движений.
Во Франции первым из них считают бонапартизм 1848-1851 гг., приведший к восстановлению империи. Большинство его сторонников — люмпен-пролетариат, пострадавшая от кризиса и опутанная долгами мелкая буржуазия, крестьянство, часть городских трудящихся — протестовало против налогов, ненавидело богачей и верило в то, что сильное националистическое правительство послужит защитой их интересов. Несколько десятилетий спустя, в условиях роста социального недовольства и распространения реваншистских настроений после утраты Эльзаса и Лотарингии появилось мелкобуржуазное движение генерала Буланже (1887-1889 гг.). Характерно, что оно выступало не как консервативно-монархическая, а как обновленческая, даже республиканская сила. Националистические идеи и требования авторитарной государственной власти сочетались у буланжистов (особенно у созданной в 1882 г. "Лиги патриотов" во главе с М.Барресом) с агитацией за ограничение крупных состояний, за покровительство "национальным рабочим" и даже за "социалистическую программу". В 1890-е гг. на политическую арену вышло антисемитское движение, объединившее лавочников, торговцев, крестьян, ремесленников, которые разорялись из-за развития фабрик, заводов, крупных капиталистических магазинов. Пик его активности и влияния был связан с делом Дрейфуса — французского офицера, еврея по происхождению, ложно обвиненного в шпионаже. Оно вступило в союз с традиционными правыми силами и частью военщины в попытке свергнуть республиканский режим и захватить власть.
Протофашистская группировка "Аксьон франсэз" была создана в 1898 г. лидером антисемитского движения Ш.Моррасом. Она пропагандировала идеи интегрального национализма, жесткой корпоративной организации общества и борьбы с внутренними и внешними врагами, выступала за авторитарно-монархический режим с традиционалистскими чертами. Нередко она прибегала к террору против левых и демократов. В 20-е — 30-е гг. XX века на основе "Аксьон франсэз" и других подобных организаций сложилось французское фашистское движение. Но оно никогда не достигло масштабов, сравнимых с его итальянским или немецким аналогом, так и не разорвало связи с традиционно-монархической, клерикальной и феодально-консервативной идеологией..
В Германии нарастание националистических настроений стимулировалось войнами с Наполеоном в начале XIX века, и объединением страны, которое произошло под эгидой Пруссии. Созданная в результате династических войн "железом и кровью" Германская империя представляла собой милитаристское, националистическое и деспотическое государство, правящие круги которого нередко прибегали к бонапартистским методам. Прусские консерваторы, возглавляемые рейхсканцлером О. фон Бисмарком, пытались опереться н крестьян, ремесленников и торговцев с их сословными представлениями, "использовать антикапиталистические настроения этих слоев убедить их в том, что землевладельцы являются их естественным] союзниками против эксплуататоров, фабрикантов и банкиров". В противовес растущему рабочему движению была выдвинута идея "государственного социализма", как средства преодоления общественных несправедливостей посредством социальных реформ, осуществляемых сверху монархическим режимом..
В антисемитской публицистике О. Глагау, В. Марра, Е. Дюринга и других проводились идеи национального, немецкого социализма, расовой борьбы, различий между созидающим и паразитическим капиталом. Первая политическая организация движения, "Лига антисемитов" имела тайное членство и была построена на жестких принципах вождизма. Лига собрала сотни тысяч подписей под петицией за ограничение гражданских прав евреев, а в 1880 г. организованные ею террористические банды устроили серию еврейских погромов. В 80-х гг. возникло международное объединение антисемитов из Германии, России и Австро-Венгрии, которое провело в Дрездене два международных конгресса.
"Немецкий
союз антисемитов"
В последующие годы в антисемитском лагере происходили расколы и объединения. С 1890 г. он был представлен в германском парламенте. В 1914 . группировки антисемитов слились в движение "дойч-фёлькише", которое опиралось на многотысячные общественные организации — молодежные, спортивные, крестьянские, союз приказчиков, "Немецко-национальный рабочий союз". Его расистские, националистические и экспансионистские идеи пользовались поддержкой властей и таких объединений, как "Пангерманский союз".
"Фёлькише"
развили и довели до крайности
"идеологию крови и почвы"
об особых качествах
В Италии, в отличие от Германии, политическое объединение страны было результатом массового революционного и демократического движения — Рисорджименто.. Уже в тот период выдвигались идеи прославления творящей воли сильной героической личности — вождя, возрождения "великой Италии".
Дальнейшим
шагом в развитии правого экстремизма
было создание Итальянской националистической
ассоциации (1910 г.). Первый ее идеолог
Э.Коррадини заявлял о
Почему же люди становились участниками фашистского движения?
Психологические мотивы, которыми они руководствовались, сформировались прежде всего под влиянием распада устоявшихся общественных отношений. В эпоху господства гигантских концернов и бюрократических структур окончательно складывалось из разрозненных индивидов так называемое "массовое общество" с аморфной социальной структурой. Если прежде человек был в значительной мере растворен в системе традиционных групповых, местных, религиозных и иных связей, то теперь он оказывался один на один с миром и потому ощущал утрату своего места в социуме, потерю самого смысла существования. "Ему угрожают, — писал известный психоаналитик Э.Фромм, — мощные силы, стоящие над личностью, — капитал и рынок. Его отношения с собратьями, в каждом из которых он видит возможного конкурента, приобрели характер отчужденности и враждебности... Человек подавлен ощущением своей ничтожности и беспомощности ".