Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:59, курсовая работа
Современное гражданское право России к субъектам гражданских прав относит особый вид юридических лиц - некоммерческие организации. Законодательное закрепление особенностей их правового статуса прежде всего основывается на том, что извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, а их участие в гражданских правоотношениях должно соответствовать тем целям, которые определены в документах, регламентирующих их деятельность (уставные документы, положения).
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Гражданско-правовая характеристика учреждения
1.1. Понятие учреждения……………………………………………………………..5
1.2. Учредительные документы………………………………………………………9
2. Право оперативного управления учреждения
2.1. Содержание права оперативного управления имуществом………………….13
2.2. Ограничения осуществления права распоряжения имуществом…………….15
3. Способы увеличения имущества учреждения
3.1. Способы приобретения имущества учреждением…………………………...17
3.2. Участие учреждения в создании и деятельности других юридических лиц..23
Заключение…………………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………………..26
Министерство образования Пермского края
Пермский
государственный технический
Гуманитарный факультет
Кафедра
государственного и муниципального управления
Курсовая
на тему:
Учреждение
как субъект гражданского права
Выполнил: студент группы ГМУ - 10. 02
Ф.И.О: Неганов Алексей Сергеевич
Проверил(а):
___________
Пермь 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Гражданско-правовая характеристика учреждения
1.1. Понятие учреждения……………………………………………………
1.2. Учредительные
документы………………………………………………………
2. Право оперативного управления учреждения
2.1. Содержание права оперативного управления имуществом………………….13
2.2. Ограничения осуществления права распоряжения имуществом…………….15
3. Способы увеличения имущества учреждения
3.1. Способы приобретения имущества учреждением…………………………...17
3.2. Участие учреждения в создании и деятельности других юридических лиц..23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современное гражданское право
России к субъектам
Ведущиеся
теоретические дискуссии и
В последние годы появление в нашем гражданском законодательстве новых организационно-правовых форм юридических лиц, в частности хозяйственных обществ и товариществ, незаслуженно отвлекло внимание исследователей от известной ранее правовой конструкции юридического лица - учреждения. Тем не менее учреждение, как и прежде, довольно распространенный субъект гражданского оборота и включает в себя органы государственной власти и управления, суд, прокуратуру, республиканские, городские, районные больницы, поликлиники, образовательные учреждения, библиотеки, музеи, театры и др.
Общие положения об учреждении содержатся в Гражданском кодексе РФ, а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Так, на сегодняшний день действуют законы "О библиотечном деле", "О музейном фонде и музеях в Российской Федерации", "Об образовании" (в редакции Закона от 20 июня 2007 г.), "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Надо
сказать, что в правовой литературе
уже появились некоторые
Гражданско-правовая характеристика учреждения
1.1 Понятие учреждения
В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В
Бюджетном кодексе Российской Федерации,
введенном в действие с 1 января 2000
г., употребляется другой юридический
термин - бюджетное учреждение - организация,
созданная органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления для осуществления
управленческих, социально-культурных,
научно-технических или иных функций
некоммерческого характера, деятельность
которой финансируется из соответствующего
бюджета или бюджета
Государственными (бюджетными) учреждениями являются государственные школы, больницы, воинские части, федеральные министерства и т.д. Правительство Российской Федерации не является юридическим лицом. Правительства некоторых субъектов федерации, например, Правительство г.Москвы, имеют статус юридического лица и являются государственными учреждениями.
В
отличие от подавляющего большинства
юридических лиц, учреждение не входит
в число собственников
В ГК отсутствует указание на то, кто может быть собственником имущества учреждения, и поэтому, по общему правилу, учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами. Однако в зависимости от целей деятельности учреждения в законе или других правовых актах определяется, на базе какой собственности может быть создано учреждение того либо иного профиля. Так, только государственная собственность лежит в основе органов государственной власти и управления, суда, прокуратуры, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (п. 2 ст. 11 Закона об образовании). К числу учреждений, базирующихся на федеральной государственной собственности, относятся и учреждения культуры, включенные в перечень особо ценных объектов культурного наследия (например, Государственный Эрмитаж, Государственный академический Мариинский театр, Государственный исторический музей).
Финансируются
за счет бюджетных средств субъектов
Российской Федерации учреждения, созданные
в государственной системе
Несмотря на то, что частные собственники наделены правом создавать учреждения, подавляющее большинство учреждений функционирует за счет финансирования из государственного и (или) местного бюджетов. Допускается и совместное финансирование различными собственниками (п. 1 ст. 29 Закона «О музеях»)1, в том числе с участием иностранных граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 4 Закона «Об образовании»).
Финансирование
учреждения может быть как полным,
так и частичным. Предусматривая
возможность частичного финансирования
собственником созданного им учреждения,
законодатель, вероятно, имел в виду,
что недостающие денежные средства
учреждение должно каким-то образом "зарабатывать",
т. е. заниматься деятельностью, направленной
на получение прибыли. Об этом свидетельствует
и норма о том, что учреждение
может заниматься самостоятельной
хозяйственной деятельностью (п. 2. ст.
298 ГК). К сожалению, в ГК не оговорен
минимальный объем
Отсутствие в ГК регламентации минимального объема финансирования привело к тому, что в законах «Об образовании» (п. 1 ст. 41) и «О высшем образовании» (п. 2 ст. 28) предусматривается возможность функционирования образовательного учреждения на условиях полного самофинансирования. Это означает, что учредители только принимают участие в формировании минимального первоначального уставного капитала (размер которого может быть недостаточен для функционирования учреждения в течение одного месяца) и не несут никакой обязанности по финансированию созданного ими учреждения. Полное самофинансирование противоречит правовой природе учреждения: в данном случае термин "учреждение" применяется не к организационно-правовой форме, а к юридическим лицам, осуществляющим определенного рода деятельность.
Представляется,
что в ГК следовало предусмотреть
нормы как о минимальном
Итак,
свою деятельность учреждение осуществляет
за счет денежных средств, выделяемых
ему собственником. Однако для реализации
поставленных целей только одного этого
недостаточно, требуется иное движимое
и недвижимое имущество (здания, земельные
участки и др.). Поэтому при
создании учреждения собственник, определяя
объем финансирования, выделяет часть
своего имущества и закрепляет ее
за вновь созданным учреждением
в качестве необходимого имущества.
Если речь идет о государственной
собственности, то от имени государства
выделение имущества
1.2 Учредительные документы
Будучи
полноправным субъектом гражданского
оборота, учреждение, как всякое юридическое
лицо, реализует свою деятельность
на основании учредительных
При
создании учреждения на базе федеральной
собственности от имени собственника
выступают различные
В
целях единообразного правового
положения учреждений одного профиля
деятельности Правительством Российской
Федерации утверждаются типовые (примерные)
положения, являющиеся актами, на основе
которых с учетом конкретных обстоятельств
собственником принимается
Информация о работе Учреждение как субъект гражданского права