Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:59, курсовая работа
Современное гражданское право России к субъектам гражданских прав относит особый вид юридических лиц - некоммерческие организации. Законодательное закрепление особенностей их правового статуса прежде всего основывается на том, что извлечение прибыли не является основной целью их деятельности, а их участие в гражданских правоотношениях должно соответствовать тем целям, которые определены в документах, регламентирующих их деятельность (уставные документы, положения).
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Гражданско-правовая характеристика учреждения
1.1. Понятие учреждения……………………………………………………………..5
1.2. Учредительные документы………………………………………………………9
2. Право оперативного управления учреждения
2.1. Содержание права оперативного управления имуществом………………….13
2.2. Ограничения осуществления права распоряжения имуществом…………….15
3. Способы увеличения имущества учреждения
3.1. Способы приобретения имущества учреждением…………………………...17
3.2. Участие учреждения в создании и деятельности других юридических лиц..23
Заключение…………………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………………………………..26
Среди
перечисленных способов приобретения
имущества в нашем
Если имущество используется не в соответствии с обусловленным жертвователем назначением либо целевое назначение пожертвованного имущества было изменено при отсутствии указанных выше условий, жертвователь вправе требовать отмены пожертвования. Право на отмену пожертвования принадлежит и правопреемникам жертвователя. Вместе с тем неясно, почему правопреемник, обладая правом принять решение об отмене пожертвования, не может дать согласие на изменение назначения использования пожертвованного имущества. Кроме того, законодатель, употребляя термин "требовать отмены", не уточняет, к кому должно быть предъявлено такое требование и в какой форме. На наш взгляд, в законодательстве целесообразно четко указать, что жертвователь или его правопреемник имеют право обратиться в суд об отмене пожертвования.
На принятие имущества по безвозмездным сделкам не требуется чьего-либо разрешения. Означает ли это, что если назначение пожертвования противоречит цели деятельности данного учреждения, то последнее может отказаться от принятия имущества? Исходя из того, что договор пожертвования является разновидностью договора дарения, видимо, на этот вопрос следует ответить положительно.
ГК РФ не устанавливает, в каких случаях собственник вправе изъять излишнее имущество. Поэтому возможна ситуация: при значительном увеличении имущества учреждения (за исключением денежных средств) собственник изымает лишнее имущество. В сложившихся обстоятельствах учреждение может предъявить к собственнику иск о защите нарушенного права (ст. 301, 305 ГК).
Наиболее
распространенный способ увеличения имущества
учреждения - реализация предоставленного
собственником права
К
сожалению, в ГК РФ не учтена имевшаяся
в Основах гражданского законодательства
Союза ССР и союзных республик
1991 г. регламентация правового режима
доходов и приобретенного за счет
этих доходов имущества. А фраза
"поступают в самостоятельное
распоряжение учреждения" привела
к различному ее толкованию. В одних
нормативных актах эта не совсем
удачная формулировка считается
основанием возникновения права
собственности, например, положение
о том, что образовательному учреждению
принадлежит право
Нет единого мнения по поводу правовой природы названного субъективного права и среди ученых. По мнению одних, "если в законе или ином правовом акте не предусмотрено, что такие доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в собственность учреждения, то, по-видимому, речь в этих случаях должна идти об особом вещном праве, которое не укладывается ни в рамки права оперативного управления, на в рамки права хозяйственного ведения"20. Другие утверждают, что "такое имущество не может быть изъято у него (учреждения. - Г.Л.) без его согласия, по решению комитетов по управлению имуществом или др. муниципальных или государственных органов (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г.). Это правило по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения"21. "Характер этого права не оставляет сомнений в том, что оно является правом хозяйственного ведения"22.
Учреждение - некоммерческое юридическое лицо, а потому собственник не имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения. Исходя из этого, следует признать несоответствующим ГК РФ положение о том, что при осуществлении учреждением деятельности, связанной с получением доходов, собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением (п. 5 ст. 43 Закона об образовании), а заключенные на основании данной нормы договоры - ничтожными.
Бюджетный
кодекс в отличие от ГК РФ не предоставляет
бюджетным учреждениям права
самостоятельно распоряжаться имуществом,
полученным от осуществления коммерческой
деятельности. Часть 2 ст.42 БК РФ устанавливает,
что доходы бюджетного учреждения,
полученные от предпринимательской
и иной деятельности, приносящей доход,
в полном объеме учитываются в
смете доходов и расходов бюджетного
учреждения и отражаются в доходах
соответствующего бюджета как доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной или
В соответствии со ст.71 БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных установленных федеральным законом размеров оплаты труда осуществляются учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Государственный или муниципальный контракт должен быть предусмотрен в расходах соответствующего бюджета и размещается на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (ст.72 БК РФ).
Таким
образом, сделка, заключенная на срок
более года, предусматривающая закупку
государственным учреждением
Последствия недействительности такой сделки указаны в ст.167 ГК РФ. Эта норма предусматривает двустороннюю реституцию и не предусматривает возмещения убытков. Следует отметить, что если убытки причинены заключением ничтожной сделки учреждением, осуществляющим властные функции (налоговая инспекция, отделение милиции), ст.16 ГК РФ о возмещении государством убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, также не применяется, так как это учреждение действовало в качестве участника гражданского оборота. Поэтому возможна ответственность учреждения (или его руководителя) перед контрагентом за предоставление информации для руководства этого учреждения, заведомо не соответствующей действительности.
Цели
введения в Бюджетном кодексе
жестких ограничений на совершение
сделок очевидны - коммерческая деятельность
государственных учреждений в значительной
степени должна быть ограничена или
стать подконтрольной вышестоящим
государственным органам. Кроме
того, указанные положения БК РФ
создают возможность признания
недействительной практически любой
сделки, совершенной бюджетным
Часть
4 ст.161 БК РФ устанавливает, что при
уменьшении уполномоченными органами
государственной власти в установленном
порядке средств
Указанные
положения БК РФ об обязанности контрагента
бюджетного учреждения изменить условия
договора противоречат гражданскому законодательству.
В соответствии с ч.2 ст.450 ГК РФ договор,
не измененный соглашением сторон,
может быть изменен только решением
суда, в частности, в случаях, предусмотренных
в федеральном законе. При наступлении
обстоятельств, указанных в ч.4 ст.161
БК РФ, контрагент учреждения в силу
ч.2 ст.328 ГК РФ вправе приостановить
исполнение своих обязательств либо
отказаться от их исполнения и потребовать
возмещения убытков (в данном случае
только реального ущерба). Учреждение,
в свою очередь, вправе предъявить в
суд иск об изменении договора.
Контрагент в этом случае вправе предъявить
встречный иск о расторжении
договора в связи с существенным
изменением обстоятельств (ст.451 ГК РФ).
3. 2 Участие учреждения в создании и деятельности других юридических лиц
Согласно ГК РФ, учреждение вправе быть учредителем других юридических лиц. Так, финансируемые собственником учреждения могут стать участниками хозяйственных обществ и товариществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (п. 4 ст. 66); общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, имеют право добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций (п. 2 ст. 121 ГК, п. 8 ст. 13 Закона «Об образовании», п. 1 ст. 14 Закона «О высшем образовании»).
«Полагаю, что приведенные нормы применимы только к тем учреждениям, которые обладают имуществом и на праве оперативного управления, и на праве хозяйственного ведения, и лишь в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. На учреждения - субъекты права оперативного управления эти нормы не распространяются. В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ для реализации права участвовать в хозяйственных обществах и товариществах учреждение должно получить согласие собственника. И здесь не имеет значения, какое имущество будет выступать в качестве вклада: движимое или недвижимое. В этом проявляется ограничение в содержании права хозяйственного ведения учреждения, что в полной мере соответствует абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК»23
Для
учреждения, участвующего в ассоциации,
ГК РФ никаких ограничений в
Вступление
учреждения в ассоциацию (союз) в
качестве нового участника может
быть обусловлено ответственностью
по обязательствам ассоциации (союза),
возникшим до его вступления (п. 3
ст. 123 ГК). Независимо от основания прекращения
членских отношений (на добровольной основе
или в принудительном порядке) учреждение
(как и другой участник ассоциации)
несет субсидиарную ответственность
по обязательствам ассоциации (союза)
пропорционально своему взносу в
течение двух лет с момента выхода
(исключения). «Характер и пределы дополнительной
ответственности членов ассоциации (союза)
по долгам должны определяться в учредительных
документах, в т. ч. с учетом имущественного
положения юридических лиц - несобственников
(унитарных предприятий и учреждений)»24.
Информация о работе Учреждение как субъект гражданского права