Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть правовое положение унитарных предприятий как юридического лица.
Задачи курсовой работы:
• Обозначить признаки унитарного предприятия как юридического лица;
• Выделить виды унитарных предприятий;
• Исследовать правосубъектность унитарного предприятия;
• Определить ответственность унитарных предприятий.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и признаки унитарного предприятия как юридического лица. Виды унитарных предприятий…………………………………………….6
Глава 2. Правосубъектность унитарного предприятия
2.1 Правоспособность и дееспособность унитарного предприятия………….18
2.2 Ответственность унитарного предприятия………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33
Место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-
Однако вследствие сложной правовой природы предприятие обладает некоторыми признаками, несвойственными коммерческим организациям в целом:
1) главным отличием унитарного предприятия от остальных коммерческих организаций является то, что предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество. Оно владеет этим имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
2) единственным органом управления унитарным предприятием в соответствии с п. 4 ст. 113 ГК является руководитель предприятия. Аналогичная ситуация имеет место только в крестьянском (фермерском) хозяйстве, созданном одним гражданином;
3) в соответствии с п.1 ст. 113 ГК имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), что также по общему правилу не свойственно остальным коммерческим организациям;
4) отличительной чертой предприятий, основанных на праве оперативного управления (казённого предприятия), является то, что в соответствии со ст. 61 ГК такое предприятие не может быть признано экономически несостоятельным (банкротом).
Некоторые авторы, в частности Сидорчук В.К., ставят под сомнение коммерческий характер предприятия, указывая, что оно, скорее, представляет собой "квазикоммерческое лицо" [33,с.80]. Такой вывод делается на основании того, что "предприятие не отвечает критериям предпринимателя" [33, с. 80], а именно критерию риска, так как использует в процессе своей деятельности чужое имущество.
Таким образом, можно сформулировать понятие унитарного предприятия:
Унитарным предприятием является коммерческая организация, наделённая правом хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество, закреплённое за ней собственником, а также обладающая вследствие весьма сложной правовой природы некоторыми несвойственными коммерческим организациям признаками, в частности неделимостью имущества и невозможностью его разделения по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия.
II. Первый критерий для классификации – форма собственности на имущество унитарного предприятия. В Республике Беларусь в соответствии с п.2 ст. 113 ГК могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия. Классификация предприятий в зависимости от формы собственности основывается на нормах Конституции Республики Беларусь, ст. 13 которой предусматривает, что собственность может быть государственной и частной. Если же говорить о частных унитарных предприятиях, то их можно отнести к отличительным особенностям белорусского гражданского права. Так, например, в Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.113 Гражданским кодексом Российской Федерации от 24.10.1994г. N51-ФЗ в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Это объясняется тем, что в других государствах функции частного унитарного предприятия реализуется посредством хозяйственного общества с одним участником. В Республики Беларусь же отсутствует указание на возможность создание такого общества, так как участники хозяйственного общества должны между собой «общаться» и поэтому их не может быть менее двух. Что касается государственных предприятий, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь или административно-территориально
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу, что в зависимости от формы собственности на имущество предприятия можно классифицировать на:
предприятие, собственником имущества которого выступает Республика Беларусь (республиканское предприятие);
предприятие, собственником имущества которого выступает административно-
предприятие, собственником имущества которого выступает физическое лицо (например, супруги в случае создания предприятия на основе общей совместной собственности);
предприятие, собственником имущества которого выступает юридическое лицо негосударственной формы собственности.
Особый интерес представляет предприятие, имущество которого находится в совместной собственности супругов. Супруги как собственники имущества предприятия являются весьма специфическими субъектами. Когда предприятие создается супругами на основе общей совместной собственности, нельзя говорить о наличии двух участников предприятия. Дело в том, что участие в коммерческой организации неразрывно связано с наличием доли в уставном фонде, то есть статус участника должен быть имущественно закреплен обособленной от других участников долей в общем капитале. Именно отдельная доля является основанием права голоса участника, а значит основанием права на участие в решении судьбы организации. Таким образом, факт участия должен определяться не количеством лиц, а правовым режимом их имущества, которое они передают предприятию, т.е. наличием у каждого лица своей обособленной доли. Общая совместная собственность в соответствии с п.4 ст. 246 ГК не может быть разделена на доли, это единое имущество обоих супругов, которым в соответствии с п.1 ст. 256 ГК они владеют и пользуются сообща; распоряжение таким имуществом осуществляется по согласию всех участников совместной собственности.
Следует отметить, что лица, состоящие в браке, помимо указанных предприятий могут также создать предприятие на основе своего личного имущества. Кроме того, Функ Я.И. отмечает, что "если унитарное предприятие создано одним из супругов до брака, то право собственности на его имущество принадлежит исключительно данному супругу" [23, с. 61]. Данный вывод базируется на том, что в соответствии со ст. 26 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, является собственностью каждого из них. Вместе с тем если имущество супруга, на основании которого создано предприятие, будет признано в соответствии с законодательством общей совместной собственностью супругов, то представляется, что собственником имущества предприятия будет уже выступать не отдельное физическое лицо, а супруги. Такое признание согласно ст. 26 КоБС возможно, если будет установлено, что в период брака были произведены вложения, значительно увеличившие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, переоборудование и т.п.), если иное не предусмотрено Брачным договором.
Собственником имущества предприятия могут выступать как коммерческие организации, так и некоммерческие, которые приняли решение в соответствии с п.1 ст. 46 ГК осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно-значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.
Унитарные предприятия также могут быть классифицированы в зависимости от полномочий предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом на:
предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения.
предприятия, обладающие правом оперативного управления (казённые предприятия).
Глава 2. Правосубъктность унитарного предприятия.
2.1 Правоспособность и дееспособность унитарного предприятия
Правоспособность юридического лица, по мнению профессора Чигира В.Ф., – "это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности" [18, с. 209].
Правоспособность возникает у юридического лица в момент его создания (п.3 ст.45 ГК), а оно признается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.47 ГК).
Пределы правоспособности юридического лица установлены ст. 45 ГК, согласно которой юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Таким образом, правоспособность юридического лица в целом и предприятия в частности определяется через категории "цель" и "предмет" деятельности. Под предметом деятельности традиционно принято считать перечень всех осуществляемых видов деятельности. Относительно определения понятия "цель деятельности" большинство склоняется к тому, что его следует понимать весьма широко, в частности, как извлечение прибыли.
В юридической литературе правоспособность юридического лица именуется специальной, [18, c.209] когда организация может осуществлять лишь те виды деятельности, которые указаны в ее учредительных документах. Общая же правоспособность имеет место тогда, когда организация вправе осуществлять любые виды деятельности, которые не противоречат целям ее создания. Анализируя данные слова, можно прийти к выводу, что определяющим фактором является наличие в учредительных документах сведений о видах предпринимательской деятельности, которые осуществляет организация, т.е. о предмете деятельности.
Правоспособность юридического лица, по мнению Функа Я.И., является специальной, когда организация "может осуществлять лишь те виды деятельности, которые указаны в ее учредительных документах" [35]. Общая правоспособность имеет место тогда, когда организация "вправе осуществлять любые виды деятельности, которые не противоречат целям ее создания" [35]. Анализируя данные слова, можно прийти к выводу, что определяющим фактором является наличие в учредительных документах сведений о видах предпринимательской деятельности, которые осуществляет организация, т.е. о предмете деятельности. В соответствии со ст. 48 ГК в редакции от 2009г. учредительные документы предприятия должны содержать предмет деятельности. Таким образом, в юридической литературе ранее отмечалось, что правоспособность предприятий носит специальный характер [24, с. 125].
По словам Функа Я.И., "ГК "сознательно" пошёл на ограничение правоспособности унитарных предприятий в связи с тем, что это вид организации, которая не является собственником своего имущества, поэтому собственник имущества унитарного предприятия – его учредитель должен иметь возможность через устав ограничивать предприятие в совершаемых сделках и тем самым контролировать распоряжение своим имуществом" [35].
Описанная точка зрения относительно характера правоспособности предприятия на определённом этапе развития гражданского законодательства представлялась весьма логичной, так как она опиралась и на правовые нормы, и на доктринальные исследования. Вместе с тем на сегодняшний момент в силу законодательных преобразований такая точка зрения представляется устаревшей. В отечественной правовой системе на протяжении нескольких последних лет наблюдалась тенденция расширения правоспособности коммерческих организаций. На необходимость принятия соответствующих мер указывал, в частности, Президент Республики Беларусь при обращении 24 апреля 2007 г. с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь [31]. Серьезный шаг в данном направлении был осуществлен с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 N 8 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. N 11" [3]. Конечную точку в данном вопросе поставил Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", утвердивший Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее – Положение о регистрации), а также положение ГК в новой редакции от 15.07.2010г.
Согласно п. 19 Положения о регистрации в уставе юридического лица (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) по желанию собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица могут быть указаны виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом. При изменении таких видов деятельности юридические лица вправе (по своему усмотрению) обратиться за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица.
Регистрирующим и иным государственным органам (организациям) запрещается требовать указания в уставе юридического лица (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя осуществляемых ими видов деятельности.
В результате толкования пункта 19 Положения о регистрации можно прийти к выводу, что предприятие может осуществлять любые виды деятельности независимо от того, отражены они в уставе или нет. Таким образом, на данном этапе уместно говорить о наличии у предприятия общей правоспособности.
Также стоит отметить, что, несмотря на исключение необходимости предусматривать предмет деятельности в уставе предприятия, правоспособность предприятия нельзя в полной мере назвать общей. Ведь правоспособность предприятий как государственных, так и частных всегда имеет определённые ограничения. В частности, предприятие, как указывалось ранее, не способно иметь право собственности на имущество. Из этого вытекают определённые ограничения в отношении владения, пользования и распоряжения закрепленным за предприятием имуществом. В частности, предприятие не может (не способно иметь право) самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом.
Дееспособность – способность юридического лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, исполнять их, отвечать за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также нести ответственность за совершение правонарушения. Дееспособность унитарного предприятия возникает и прекращается одновременно с его правоспособностью. Организация со статусом юридического лица, являясь субъектом искусственным, неодушевленным, сама непосредственно никаких фактических действий совершить не может. В соответствии с п.1 ст. 49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Единственным органом управления унитарного предприятия является его руководитель (п. 4 ст. 113 ГК), который назначается собственником имущества и ему подотчётен. Законом о внесении изменений предусмотрено, что собственник имущества предприятия – физическое лицо вправе непосредственно осуществлять функции руководителя. Данное правило существовало и ранее, однако теперь оно имеет прямое законодательное закрепление. Руководитель данного предприятия по своей природе является исполнительным органом, так как распоряжается имуществом юридического лица в пределах, установленных учредителем (участником).
Информация о работе Унитарное предприятие как юридическое лицо в Республике Беларусь