Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:39, реферат
Цель– анализ процесса реализации контроля.
Цель определяет основные задачи:
1. Определение сущности, значения и функций контроля в управлении;
2. Рассмотрение классификации;
3. Анализ процесса реализации контроля.
Введение
1. Понятие контроля
1.1 Сущность, значение, виды и функции контроля в управлении;
1.2 Классификация видов контроля;
1.3 Процесс реализации контроля;
1.4 Современные способы контроля.
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие контроля
1.1 Сущность, значение, виды и функции контроля в управлении;
1.2 Классификация видов контроля;
1.3 Процесс реализации контроля;
1.4 Современные способы контроля.
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Основное предназначение менеджера – обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие или выживание организации. Все это возможно только при принятии эффективных и рациональных управленческих решений.
Управленческое
решение – это результат
Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации принятых управленческих решений.
Цель– анализ процесса реализации контроля.
Цель определяет основные задачи:
1. Определение сущности, значения и функций контроля в управлении;
2. Рассмотрение классификации;
3. Анализ процесса реализации контроля.
1. Понятие контроля.
1.1 Сущность, значение, виды и функции контроля в управлении
Контроль – это функция
Процесс контроля – это деятельность
субъектов контроля, направленная на
выполнение принятых решений путем
реализации определенных задач, методов.
Его характеризуют три
- содержательная, т.е. что выполняется в процессе контроля;
-организационная, т.е. кем и
в какой последовательности
- технологическая, т.е. как
Цель контроля – обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение ошибок и недоработок, отклонений.
Содержание контроля проявляется
в выполняемых им функциях. Диагностическая
функция контроля состоит в выявлении
фактического состояния по выполнению
принятия решения. Ориентирующая функция
контроля направлена на указание ориентиров,
т.е. тех вопросов, которые в данный
момент заслуживают внимания. Стимулирующая
функция проявляется в
Контроль по упреждению разрабатывается на базе норм, стандартов, правил в процессе разработки решения.
Контроль по упреждению применим в
любой организации, его наличие
характеризует высокий
1.2 Классификация видов контроля.
Для эффективной организации
Если в основном ведется учет количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Во-первых, может проводиться контроль количественных показателей и качественных требований, документов и других предметов труда; во-вторых, он может осуществляться в различные периоды.
Контроль можно классифицировать по следующим признакам:
а) стадия
жизненного цикла товара — контроль
на стадиях стратегического
б) объект контроля - предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
в) стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, ее транспортировки и хранения;
г) исполнитель
— самоконтроль, контроль со стороны
менеджера, контрольного мастера, отдела
технического контроля, инспекционный,
государственный и
д) возможность
дальнейшего использования
с) принимаемое решение - активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;
ж) степень охвата объекта контролем - сплошной и выборочный контроль;
з) режим контроля - усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;
и) степень механизации - ручной, механизированный, автоматизированный и автоматический контроль;
к) время контроля - предварительный, текущий и заключительный контроль;
л) способ
получения и обработки
м) периодичность выполнения контрольных операций — непрерывный и периодический контроль.
1.3 Процесс реализации контроля.
Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации принятых планом действий.
Современные
управленческие технологии, использующие
компьютерное сопровождение. Дают возможность
одновременно отслеживать ход реализации
значительного числа
Непрерывно действующий либо с интервалами, диктуемыми характером запланированных мероприятий, мониторинг позволяет своевременно фиксировать наметившиеся отклонения в ходе реализации плана.
Причиной
необходимости корректировки
Изменение условий реализации управленческих решений, особенно при наличии анализа чувствительности к наметившимся изменениям, должны быть проанализированы с целью определения наиболее вероятных изменений, которые они могут вызвать при реализации намеченного плана.
Результатом
такого анализа должна стать адекватная
корректировка плана
В зависимости от цикла разработки и реализации решения контроль может быть предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль осуществляется
до начала выполнения решения. Его главная
задача – установить, верно ли определены
цели и выбрана стратегия. На этом
этапе разрабатываются и
Текущий контроль осуществляется в процессе разработки и реализации решения. Он включает необходимые измерения, взвешивания, оценку. В разовом порядке используется фильтрующий вид текущего контроля, когда из-за резких отклонений реализация решения приостанавливается. Процесс текущего контроля для повышения его гибкости, точности и объективности необходимо осуществлять с привлечением ПК. Сам процесс включает в себя следующие четыре стадии:
- установление норм
- сбор данных о фактических результатах,
- сравнение и оценка
- разработка и реализация
Стадии выполнения контроля требуют соблюдения основных принципов его поведения: систематичности, гласности, массовости, своевременности, экономичности. Выполнение контрольных функций должно поручаться компетентному специалисту, не связанному с подконтрольным подразделением едиными материальными интересами.
Контроль выполняет важную роль в обеспечении выполнения принятого решения, в том числе как фактор социально-психологического характера, как для проверяющего, так и для проверяемого. Здесь часто сказывается отсутствие гражданского мужества сказать правду о провале решения, недостатке профессионализма проверяющего, излишняя доверчивость, поверхностные наблюдения, боязнь человека обидеть, унизить и др. Отдав распоряжение, руководитель может не получить объективной обратной связи из-за субъективизма исполнителя по оценке фактического состояния дел. Поэтому контроль надо осуществлять только по мере необходимости.
Заключительный контроль имеет три важные функции:
а) создание или пополнение базы данных по реализованным решениям на ПК;
б) формирование статистики деятельности организации для принятия решения в экспертных ситуациях;
в) выявление инновационных
Развитие теории и практики привело к появлению нового направления в менеджменте – контроллинга, объектом которого становятся и управленческие решения.
Предметы контроля по подсистемам системы менеджмента указаны в табл. 1.1.
Таблица 1
Предметы контроля по подсистемам системы менеджмента
Подсистема системы менеджмента |
Предмет контроля |
1. Научное обоснование системы |
1.1. Наличие и достоверность 1.2. Применение научных
подходов и принципов 1.3. Отражение функций
менеджмента в положениях о
подразделениях фирмы и 1.4. Наличие нормативно- |
2. Целевая подсистема |
2.1. Рыночная стратегия фирмы 2.2. Дерево целей фирмы на перспективу 2.3. Нормативы 2.4. Показатели качества
и ресурсоемкости товаров 2.5. Показатели организационно- 2.6. Показатели социального
развития коллектива фирмы и
охраны окружающей среды на
текущий момент и на 2.7. Экономическая эффективность системы менеджмента фирмы |
3. Управляемая подсистема |
3.1. Обоснованность проводимых 3.2. Качество и глубина разработок НИОКР 3.3. Организация ТПП 3.4. Организация производства и сервиса товаров |
4. Обеспечивающая подсистема |
4.1. Конкурентоспособность 4.2. Обоснованность состава
и качества нормативов расхода
различных ресурсов по 4.3. Качество информации 4.4. Состав и качество
законодательных актов по 4.5. Наличие и действенность
организационно- |
5. Внешняя среда |
5.1. Параметры макросреды (политические,
экономические, природно- 5.2. Параметры развития
инфраструктуры региона ( 5.3. Параметры микросреды
фирмы (клиентура, конкуренты, система
распределения, контактные |
6. Управляющая подсистема |
6.1. Обоснованность 6.2. Качество положений
о подразделениях фирмы и 6.3. Структура, квалификация и обеспеченность кадрами 6.4. Морально-психологический климат в коллективе 6.5. Социальные методы
повышения эффективности 6.6. Психологические методы
повышения эффективности 6.7. Методы оптимизации управленческого решения 6.8. Эффективность системы менеджмента |
По первым
двум подсистемам (пункты 1 и 2) контроль
должен осуществлять лично высший руководитель
фирмы, так как от обоснованности
и реализации этих подсистем зависит
эффективность системы
Приведенные в табл. 1.1. предметы контроля по подсистемам даны укрупнено. На следующем этапе структуризации, в зависимости от размера и структуры фирмы, особенностей выпускаемых товаров и других факторов, по каждому предмету руководитель подсистемы (ответственные исполнители) должен строить подробные планы контроля по следующей форме
Нормативы
контроля устанавливаются на стадии
планирования. Они должны быть обоснованными
и выполнимыми, иметь некоторый
резерв, "буферный" запас. При составлении
плана контроля ранее установленные
нормативы могут быть скорректированы,
так как на этой стадии управления
имеется больше информации, чем на
стадии планирования. Методы измерения
фактических значений нормативов контроля
должны быть максимально
Реализованный план управленческих воздействий или его фрагмент, представляющий интерес, должны быть подвергнуты тщательному анализу с целью оценки эффективности принятых управленческих решений и их реализации.
Такой анализ должен определить:
Таким образом,
эффективный управляющий должен
сделать соответствующие выводы
и учесть их при принятии следующих
решений. Безусловно, лучше учиться
не на собственных ошибках. Но если
собственные ошибки уже сделаны,
то не научиться на них, не сделать
соответствующих выводов
Если
результаты контроля реализации управленческих
решений заставляют серьезно задуматься
о возможном развитии ситуации и
возникают сомнения в правильности
поставленных целей, то возможно переосмысление
и изменение стратегии
1.4 Современные способы контроля.
1. Система стандартов и