Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 11:30, курсовая работа
Актуальность темы источников гражданского права на сегодняшний день
весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы
страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские
нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву
капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в
данных условиях общественного строя.
Введение. 3
1. Понятие источников права и источников гражданского права. 5
1.1. Понятие источника гражданского права. 5
1.2. Гражданское законодательство. 7
2. Виды источников гражданского права РФ.. 13
2.1. Законы как источники гражданского права. 13
2.2. Подзаконные нормативные акты.. 15
2.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти 17
2.4. Комплексные нормативные акты.. 18
2.5. Нормы международного права, международные договоры.. 19
2.6. Обычаи делового оборота, деловые обыкновения,
правила морали и нравственности 23
2.7. Постановление судебных пленумов, постановления
конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент. 26
2.8. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об
исполнительном производстве» – как источник гражданского права. 28
Заключение. 32
Список литературы.. 35
текста нормативного акта. Высшей формой систематизации законодательства
является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже —
подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных
актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с
непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных
правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое
место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным
источником права соответствующей отрасли.
В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный
характер. В первом случае она выражается в принятии Гражданского кодекса,
охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором
— в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную
узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например,
Жилищного кодекса,
Кодекса торгового
п.), для которых возможна разработка и некоторых реальных, а не надуманных
общих положений.
Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права
находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в
дальнейшем – нормативные акты или правовые акты) которые принято именовать
источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности
образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь ввиду, что
в гражданском кодексе понятие «гражданское законодательство» используется в
узком смысле. Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство»
только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты,
содержащие нормы гражданского права выведены за пределы понятия «гражданского
законодательства». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов
является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти
не должны законодательствовать. Поэтому указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы
гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств
именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти».
Таким образом, нормы гражданского права могут быть закреплены как в законах,
так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости
от юридической силы, расположены по определенной строгой иерархической
системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической
силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение
в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов
гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное
практическое значения. В виду многочисленности нормативных актов гражданского
законодательства и не совершенства законодательной техники встречаются
ситуации, когда различные нормативные акты по – разному решают один и тот же
вопрос. В таком случае применяются нормативные акты имеющие большую
юридическую силу.
Так в холле гостиницы были вывешены правила проживания в гостиницах,
утвержденные местной администрацией. Этими правилами было предусмотрено, что
гостиница не несет ответственности за пропажу из номеров в гостинице вещей,
не сданных в камеру хранения. Между тем это правило противоречит ст. 925 ГК
РФ, которая устанавливает, что гостиница как хранитель и без особого о том
соглашения с проживающем в ней лицом (постояльцем) отвечает за утрату,
недостачу, или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу, кроме денег,
иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей. Поскольку
ГК обладает
более высокой юридической
проживания в гостиницах, суд, рассматривая дело о пропаже вещей гражданина из
предоставленного ему номера, должен руководствоваться ст. 925 ГК РФ, а не
правилами проживания в гостинице, утвержденные местной администрацией.
Во время проведения
радикальной экономической
устаревшие и не соответствующие рыночной экономики гражданское
законодательство не стояло на пути осуществляемых в нашей стране
преобразований. Поэтому Постановлением съезда народных депутатов РСФСР от 1
ноября 1991 года был установлен до 1 декабря 1992 года особый порядок
правового регулирования, проведения и обеспечения радикальной экономической
реформы в РСФСР. В соответствии с этим порядком Законы РСФСР, указы
Президента и другие акты, принятые в обеспечение экономической реформы,
подлежали приоритетному исполнению. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР в
период проведения
радикальной экономической
противоречащей актам, принятым в соответствии с указанным выше
постановлением. Законодательные акты Союза ССР препятствующие проведению
экономической реформы, могли быть приостановлены Верховным советом РСФСР,
Президентом.
Таким образом, гражданско-правовые акты Союза ССР действуют на территории РФ,
если они не признаны утратившими силу или не пришли в противоречие с
законодательными актами Российской Федерации, принятыми после 12 июня 1990
года, т.е. после принятия декларации о государственном суверенитете РФ.
Вывод.
Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения
правовых норм. Источниками права традиционно считают правовой обычай,
юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт),
религиозную норму.
В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права
являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы
как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно
охватываются понятием гражданского законодательства. Гражданское
законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм
права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом
охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную,
межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-
правовые нормы.
Источники гражданского права Российской Федерации делятся на правовые акты и
обычаи. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Они,
следовательно, должны также учитываться в качестве источников ее права.
Источником права в РФ является также международный договор. Гражданско-
правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского
законодательства, составляют определенную систему, построенную по
иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами
Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов
и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего
законодательства). По своей юридической силе гражданско-правовые акты
распределяются на три группы:
- обладающие
высшей юридической силой
принятые Государственной Думой РФ;
- носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления
федерального Правительства;
- нормативные
правовые акты иных
(министерств и ведомств).
Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному
официальному опубликованию. Гражданско-правовые нормативные акты, будучи
федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При
этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем
отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).
2. Виды источников гражданского права РФ
2.1.
Законы как источники
гражданского права
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы
(законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные
акты высших
органов государственной
силой по отношению
к подзаконным нормативным
разграничивает
федеральные конституционные
Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, по
сравнению с федеральными законами.
Среди федеральных
конституционных законов
обладает конституция РФ. Будучи основным законом нашей страны, Конституция РФ
содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть нормы и гражданского
права. В частности
основу гражданско-правового
собственности на территории РФ составляет ст. 35,36 Конституции РФ. Основу
гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений,
возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и
доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность,
неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки,
телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,
неприкосновенность жилища, составляют ст. 20-25 Конституции РФ.
Особое место в системе гражданского законодательства занимают отраслевые
кодифицированные нормативные акты в виде Основ гражданского законодательства
и Гражданского Кодекса. Отраслевые кодифицированные нормативные акты