Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 11:30, курсовая работа
Актуальность темы источников гражданского права на сегодняшний день
весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы
страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.
Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские
нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву
капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в
данных условиях общественного строя.
Введение. 3
1. Понятие источников права и источников гражданского права. 5
1.1. Понятие источника гражданского права. 5
1.2. Гражданское законодательство. 7
2. Виды источников гражданского права РФ.. 13
2.1. Законы как источники гражданского права. 13
2.2. Подзаконные нормативные акты.. 15
2.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти 17
2.4. Комплексные нормативные акты.. 18
2.5. Нормы международного права, международные договоры.. 19
2.6. Обычаи делового оборота, деловые обыкновения,
правила морали и нравственности 23
2.7. Постановление судебных пленумов, постановления
конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент. 26
2.8. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об
исполнительном производстве» – как источник гражданского права. 28
Заключение. 32
Список литературы.. 35
происходящие в нашей стране экономические преобразования.
Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников
гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и
Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный
характер. Наибольшей
юридической силой среди
обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами
закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон
(разумеется, если
они не содержат прямых
Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны
не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским
указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение»
перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК).
Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах
министерств и ведомств и иных федеральных органах исполнительной власти.
Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах,
предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах.
Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы
различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер
нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит
сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.
Источником гражданского права РФ также являются нормы международного права,
международные договора РФ. Как источник гражданского права международные
договоры Российской
Федерации имеют приоритет
законодательством.
Деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех
случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение,
оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему
гражданского законодательства.
Правила морали, и нравственности сами по себе также не являются источниками
гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского
права лишь в том случае, если они закреплены в каком - либо нормативном акте,
входящем в систему гражданского законодательства.
Согласно ст. 5 ГК РФ источником гражданского права является обычай. Этот
источник является дополнительным источником.
Разъяснения пленумов являются не нормативными актами, а актами применения
права. Постановления пленумов должны лишь разъяснять и толковать смысл
гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского
права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками
гражданского права.
Не относятся к числу источников гражданского права и постановления
Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного
суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его
положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт или отдельные его
положения утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ
можно отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую.
Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика,
под которой понимаются многократные, единообразные решения судами одной и той
же категории дел.
Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под
которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является
обязательным только для лиц участвующих в данном деле. Оно не имеет
обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичные дела.
Заключение
В работе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием источников
гражданского права и влиянием источников на право в целом, с общей
характеристикой источников в гражданском праве. Изучены особенности отдельных
источников гражданского права.
В работе сделаны выводы, что источниками гражданского права являются формы
выражения гражданско–правовых норм, которые в совокупности образуют
гражданское право. Источники гражданского права РФ делятся на правовые акты и
обычаи.
Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и
исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права,
закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.
В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового
регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права
собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие
предпринимательской деятельностью.
Особое значение в системе гражданского законодательства занимает гражданский
Кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов
и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.
Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского
законодательства (права) являются специальные законы, регулирующие отдельные
виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права: например
Закон РФ « О страховании», Патентный Закон и др. Эти и другие специальные
законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера как ГК РФ, однако
имеют важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены
происходящие в нашей стране экономические преобразования.
Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников
гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и
Правительством
РФ. Правительственные
гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным
законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на
основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы.
Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах
министерств и ведомств и иных федеральных органах исполнительной власти.
Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах,
предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах.
Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы
различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер
нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит
сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.
Источником гражданского права РФ также являются нормы международного права,
международные договора РФ. Как источник гражданского права международные
договоры Российской
Федерации имеют приоритет
законодательством.
Деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех
случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение,
оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему
гражданского законодательства.
Правила морали, и нравственности сами по себе также не являются источниками
гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского
права лишь в том случае, если они закреплены в каком - либо нормативном акте,
входящем в систему гражданского законодательства.
Также источником гражданского права является обычай. Этот источник является
дополнительным источником.
Разъяснения пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов являются не
нормативными актами, а актами применения права. Постановления пленумов
должны лишь разъяснять и толковать смысл гражданского законодательства, но не
создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных
пленумов не являются источниками гражданского права.
Не относятся к числу источников гражданского права и постановления
Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного
суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его
положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт или отдельные его
положения утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ
можно отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую.
Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика,
под которой понимаются многократные, единообразные решения судами одной и той
же категории дел.
Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под
которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является
обязательным только для лиц участвующих в данном деле. Оно не имеет
обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичные дела.
Таким образом,
на основании всего
вывод о том, что формы (источники) права имеют исключительно большое
значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство
названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических
представлений о них и от качества по существу всех видов юридической
практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные
рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать
предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно
функционирующей системы источников права. От качества этой системы права
зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном
правовом государстве России? При оптимизации форм права надо полнее учесть