Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:30, курсовая работа
Предмет исследования – порядок осуществления выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации, основные процедуры и особенности, возникающие при проведении выборов.
Объект - общественные отношения, возникающие при проведении выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации, их закрепление и нормативно-правовое регулирование.
Цель работы - рассмотреть основные особенности и процедуры осуществления выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Достижению цели работы способствуют следующие задачи:
1. Рассмотреть правовой статус Государственной Думы как законодательного органа.
2. Выделить нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.
3. Показать основные особенности и процедуры выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации.
4. Порядок финансирования выборов и защиты нарушенных прав избирателей.
Структура курсовой работы: Данная работа структурно состоит из введения, двух глав (в каждой по два параграфа), заключения. Также приведен список используемой литературы и имеются приложения.
Введение
Глава 1. Государственная Дума Российской федерации: положение в системе органов государственной власти и правовое регулирование
1.1 Правовой статус Государственной Думы Российской Федерации
1.2 Нормативно-правовое регулирование выборов в Государственную Думу
Глава 2. Основные особенности и процедуры выборов в Государственную Думу
2.1 Порядок подготовки и проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации
2.2 Порядок финансирования выборов и защиты нарушенных прав избирателей
Заключение
Прежде
всего, необходимо назвать Федеральный
закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "ОБ ОСНОВНЫХ
ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И
ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"[5],
которым определяются основные гарантии
реализации гражданами Российской Федерации
конституционного права на участие
в выборах и референдумах, проводимых
на территории Российской Федерации. Этот
закон имеет прямое действие и
применяется на всей территории Российской
Федерации. Однако подробно процедуру
выборов депутатов
Подобным
законом является Федеральный закон
от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ[6]" Общие
положения гласят: «Законодательство
о выборах депутатов
Депутаты
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации (далее
- депутаты Государственной Думы) избираются
гражданами Российской Федерации на
основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании. Участие гражданина Российской
Федерации в выборах является
свободным и добровольным. Никто
не вправе принуждать гражданина Российской
Федерации к участию или
Кроме
принципов данным нормативно-правовым
актом подробно регламентируется и
весь процесс выборов, начиная от
назначения выборов и заканчивая
подведением их итогов.
Также
можно выделить и указы Президента
Российской Федерации, которые являются
юридическими фактами избирательного
процесса в Государственную Думу,
соответствующим пусковым механизмом
в системе выборов. Назначая выборы,
Президент своим указом создает
правовые последствия для действий
других органов и должностных
лиц системы выборов. В качестве
примера можно привести УКАЗ Президента
РФ от 02.09.2007 N 1144 "О НАЗНАЧЕНИИ ВЫБОРОВ
ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОГО СОЗЫВА"[7]
После
подписания Президентом Указа о
назначении выборов, соответствующие
нормативно-правовые акты принимает
и правительство Российской Федерации.
К примеру, ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
РФ от 17.09.2007 N 589 "О МЕРАХ ПО ОКАЗАНИЮ
СОДЕЙСТВИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ
В РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"[8]. Данным постановлением
создается юридическая основа для финансирования
проведения выборов, а Министерство Финансов
Российской Федерации уже непосредственно
производит отчисления из федерального
бюджета.
Немаловажное
значение в механизме выборов
депутатов являются и разнообразные
постановления Центрального избирательного
комитета, который дает различные
разъяснения и указания направленные
на совершенствование процесса выборов
депутатов Государственной Думы
Российской Федерации. В качестве примера
можно привести ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома
РФ от 04.06.2007 N 14/117-5 "О ПЕРЕЧНЕ И
ФОРМАХ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ПОЛИТИЧЕСКИМИ
ПАРТИЯМИ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ
КОМИССИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
Поводя
итог вышесказанному, хочется отметить,
что законодатель уделяет процессу
выборов достаточно серьезное внимание,
подробным образом
Глава
2. Основные особенности
и процедуры выборов
в Государственную
Думу
2.1
Порядок подготовки
и проведения выборов
в Государственную
Думу Российской
Федерации
Рассматривая
процесс выборов депутатов
1. Назначение
выборов
2. Списки
избирателей.
3. Избирательные
округа
4. Избирательные
участки
5. Избирательные
комиссии
6. Выдвижение
кандидатов и их регистрация[
7. Предвыборная
агитация.
8. Порядок
голосования, подсчета голосов,
9. Повторное
голосование, повторные и
Назначение
Выборы
депутатов Государственной Думы
нового созыва назначаются Президентом
Российской Федерации не ранее чем
за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней
до дня голосования. Днем голосования
является первое воскресенье месяца,
в котором истекает конституционный
срок, на который была избрана Государственная
Дума предыдущего созыва, который
исчисляется со дня ее избрания.
Днем же избрания Государственной Думы
является день голосования, в результате
которого она была избрана в правомочном
составе. Решение о назначении выборов
подлежит официальному опубликованию
в средствах массовой информации
не позднее чем через пять дней
со дня его принятия. Однако у
общего правила существуют и особенности,
которые законодатель так же учел.
Особенность
первая: Если Президент Российской
Федерации не назначит выборы депутатов
Государственной Думы в установленный
срок, выборы назначаются Центральной
избирательной комиссией
Особенность
вторая. При роспуске Государственной
Думы, Президент Российской Федерации
одновременно назначает досрочные
выборы депутатов Государственной
Думы нового созыва. Днем голосования
в этом случае является последнее
воскресенье перед днем, когда
истекают три месяца со дня роспуска
Государственной Думы
Особенность
третья. Если Президент Российской
Федерации, распустив Государственную
Думу, не назначит досрочные выборы
депутатов Государственной Думы
нового созыва, выборы назначаются
Центральной избирательной
Особенность
четвертая: в случаях предусмотренных
законом, сроки могут либо сокращаться,
либо увеличиваться.
Особенность
пятая. Если воскресенье, на которое
должны быть назначены выборы депутатов
Государственной Думы, совпадает
с днем, предшествующим нерабочему
праздничному дню, или с нерабочим
праздничным днем, или с днем,
следующим за нерабочим праздничным
днем, либо объявлено в установленном
порядке рабочим днем, выборы назначаются
на следующее воскресенье.
Списки
избирателей. Списки избирателей составляются
соответствующими избирательными комиссиями
отдельно по каждому избирательному участку
по форме, установленной Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации. Списки
избирателей составляются территориальной
избирательной комиссией не позднее чем
за 21 день до дня голосования на основании
сведений об избирателях, представляемых
главой исполнительного органа муниципального
образования, командиром воинской части,
руководителем организации, в которой
избиратели временно пребывают. Список
избирателей составляется в двух экземплярах.
Первый экземпляр списка изготавливается
на бумажном носителе в машинописном виде,
второй экземпляр - в машиночитаемом виде.
В исключительных случаях допускается
составление списков избирателей в рукописном
виде. Это общее правило.
Особенность
первая: Список избирателей по избирательному
участку, образованному в
Особенность
вторая: Списки избирателей по избирательным
участкам, образованным в местах временного
пребывания избирателей (больницах, санаториях,
домах отдыха, местах содержания под
стражей подозреваемых и
Особенность
3.Внедрение информационных технологий.
При составлении списков
В
списки избирателей включаются все
граждане Российской Федерации, обладающие
активным избирательным правом, за
исключением случая, предусмотренного
частью 4 настоящей статьи. Гражданин
Российской Федерации может быть
включен в список избирателей только
на одном избирательном участке. Основанием
включения является письменное заявление
гражданина. Гражданин должен быть ознакомлен
со списками избирателей.
Избирательные
округа
Число
избирательных округов по выборам
в Государственную Думу, приходящихся
на каждый субъект Российской Федерации,
устанавливается Центральной
Избирательные
участки. Избирательные участки образуются
не позднее чем за 45 дней до дня выборов
решениями глав администраций районов,
городов, районов в городах из расчета
от 10 до 3000 избирателей на один участок.
Избирательные участки образуются с учетом
границ районов, городов, районов в городах
и с целью создания максимальных удобств
для избирателей. Границы избирательных
участков не должны пересекать границ
избирательных округов.
Избирательные
комиссии
Организация
выборов в Государственную Думу
возлагается на избирательные комиссии:
Центральную избирательную
Подготовка
и проведение выборов избирательными
комиссиями осуществляются открыто
и гласно. Одномандатные избирательные
округа охватывают в своей совокупности
всю территорию Российской Федерации.
Выдвижение
и регистрация
кандидатов
Решение
о выдвижении федерального списка кандидатов
принимается тайным голосованием на
съезде политической партии. Сам порядок
включения кандидатур в федеральный
список кандидатов и порядок проведения
тайного голосования
Выдвижение
федерального списка кандидатов на съезде
политической партии осуществляется не
ранее чем через 10 дней и заканчивается
не позднее чем через 30 дней со дня
официального опубликования решения
о назначении выборов депутатов
Государственной Думы.