Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:39, контрольная работа
Цель (задача) правоохранительной деятельности — охрана самого права.
Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в устан
1.Правоохранитедьные
органы. Цель, основные
задачи и
принципы их деятельности.
Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.
Цель (задача) правоохранительной
деятельности — охрана самого права.
Правоохранительная деятельность - это
деятельность государства в лице его специально
уполномоченных органов по обеспечению
законности, правопорядка, охране прав
и законных интересов общества, государства,
общественных и иных объединений граждан,
защите прав и свобод человека и гражданина,
борьбе с преступлениями и другими правонарушениями,
которая осуществляется в установленном
законом порядке посредством применения
в строгом соответствии с законом мер
юридического воздействия (в т. ч. мер государственного
принуждения).
Признаки правоохранительной
деятельности:
• правоохранительная деятельность осуществляется
только специально уполномоченными государственными
органами, в отношении которых законодательством
установлен жесткий порядок комплектования,
организации и функционирования;
• направлена на защиту права, личности,
общества и государства от преступных
и иных посягательств;
• правоохранительная деятельность осуществляется
строго в порядке", установленном законом.
При принятии решения о применении или
неприменении каких-либо правоохранительных
мер компетентный орган (должностное лицо)
обязан соблюдать определенные правила,
предусмотренные для соответствующего
случая законом, правила уголовного или
гражданского судопроизводства, правила
ведения дознания и предварительного
расследования и т. п.;
• правоохранительная деятельность осуществляется
только посредством применения мер государственного
принуждения или наложения взысканий,
применения мер юридического воздействия;
• применение мер юридического воздействия
должно строго соответствовать закону,
который определяет как основания применения
указанных
мер. так и конкретные меры, которые могут
быть применены в конкретном случае.
Задачи правоохранительных
органов.
• охрана личности, ее прав и свобод;
•охрана общества, его материальных и
духовных ценностей;
•охрана государства, его конституционного
строя, суверенитета и государственной
целостности.
Основные направления правоохранительной
деятельности:
• отправление правосудия, то есть разбирательство
в суде уголовных и гражданских дел и вынесение
по ним законных и обоснованных решений;
• конституционный контроль, основной
задачей которого является обеспечение
соответствия Конституции РФ нормативно-правовых
актов высших органов законодательной
и исполнительной власти РФ;
• организационное обеспечение деятельности
судов, направленное на обеспечение нормального
функционирования судебных органов;
•прокурорский надзор как деятельность
прокуратуры по предотвращению и пресечению
нарушений закона с помощью специальных
мер прокурорского реагирования;
• выявление и расследование преступлений
как деятельность, направленная на раскрытие
преступлений, изобличение виновных лиц
и привлечение их к уголовной ответственности;.
• оказание юридической помощи лицам,
привлекаемым к уголовной ответственности,
а также в иных случаях.
2.
Порядок образования,
реорганизации
и упразднения
органов и учреждений
прокуратуры.
По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) органы прокуратуры составляют единую, централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре.
Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, допускается только с согласия высших органов законодательной власти страны.
Право
образования новых прокуратур в
связи с возникающей
Важным
проявлением самостоятельности
прокуратуры Российской Федерации
как единой федеральной централизованной
системы является основанное на нормах
Закона о прокуратуре правило о том, что
образование, реорганизация и упразднение
органов и учреждений прокуратуры России,
за исключением органов Следственного
комитета, с учетом объективных факторов
и новых задач, которые возлагаются на
прокуратуру Российской Федерации, осуществляются
Генеральным прокурором Российской Федерации
в отношении органов и учреждений прокуратуры
и Председателем Следственного комитета
при прокуратуре РФ в отношении следственных
органов руководимого им Следственного
комитета.
3.
Судебная власть:
понятие и основные
признаки.
«Судебная власть -это самостоятельная
и независимая ветвь
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Вопрос о понятии судебной власти является дискуссионным.
В многообразии существующих в науке подходов к определению судебной власти четко прослеживаются два направления.
Одно из них, отождествляющее власть с ее носителями, развивал известный русский процессуалист И.Я. Фойницкий. По его определению, судебная власть "образует систему подчиненных закону органов, призванных к применению закона в порядке судебного производства". В современной науке судебную власть как "систему государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости и наказание виновных, решения которых обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются", определяют Ю.А. Дмитриев и Г.Г. Черемных.
Другой подход к определению судебной власти заключается в ее понимании как деятельности по рассмотрению судебных дел. Принятые в преддверии Судебных уставов 1864 г. Основные положения уголовного судопроизводства 1862 г. утверждали, что "власть судебная, т.е. рассмотрение уголовных дел и постановление приговоров, принадлежит судам без всякого участия властей административных" (ст. 5). Как ветвь власти государственной, принадлежащую органам, не несущим административных или законодательных функций и призванную "осуществлять закон, утверждать его господство в жизни, бороться с произволом и насилием.., всесторонне рассматривать дело", определял судебную власть известный русский ученый С.В. Познышев. Закрепление в ныне действующей Конституции РФ принципа разделения властей (ст. 10) позволило и в современной науке определить судебную власть как "специфическую независимую ветвь государственной власти, осуществляемую путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве", как представленные специальным органам государства - судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм.
В понятии судебной власти, представленном сторонниками обеих концепций, выделяются два ключевых момента, образующих неразрывное единство. Первый, содержательный, состоит в том, что судебная власть - это полномочия по разрешению возникающих в обществе конфликтов с использованием специальной процедуры. Второй, организационный, заключается в том, что это полномочие принадлежит исключительно судам. Представляется, что именно так следует понимать слова И.Я. Фойницкого: "Суд в современном процессуальном строе есть функция государственной власти", "государственная власть сосредоточила у себя право суда". Противопоставление двух составляющих судебной власти беспредметно. Суд, судебная власть и правосудие - понятия, хотя и не тождественные, но взаимосвязанные: судебная власть реализуется в правосудии, а правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Тем не менее, правильное определение судебной власти имеет важное теоретическое значение. Точное уяснение смысла и содержания многочисленных терминов, связанных с понятием судебной власти, не может считаться лишь спором о терминах. Сложное и многогранное явление, каковым является судебная власть, имеет право на научно обоснованный анализ всех связанных с ним понятий, размежевание сходных явлений и установление взаимосвязей между ними. Такой подход позволит глубже проникнуть в существо понятия судебной власти, рассмотреть все грани этого явления.
Определение судебной власти как принадлежащих судам права и возможности осуществлять правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в полной мере соответствует смыслу ст. 118 Конституции РФ. Исходя из современных представлений о правосудии как о разрешении социально-политических конфликтов в обществе и о суде как органе, осуществляющем в специфической процессуальной форме функцию социально-политического арбитража, судебную власть можно определить и как исключительное полномочие суда по разрешению социальных конфликтов правового характера.
Наличие различных подходов к
определению судебной власти
вызывает в теории разногласия и
в толковании других терминов, в частности
затрудняет правильное определение функций
и - форм судебной власти. В научной юридической
литературе нет ясности не только по вопросу
о том, какие функции выполняет судебная
власть и в каких формах она реализуется,
но отсутствуют и четкие критерии, позволяющие
относить определенные виды судебной
деятельности к категории функции или
формы. Так, В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова
называют "правосудие, надзор за судебной
деятельностью нижестоящих судов со стороны
вышестоящих, судебное управление, судебный
контроль в области исполнительной власти,
судебный конституционный контроль"
формами осуществления судебной власти.
В.В. Скитович относит к функциям судебной
власти некоторые из видов судебной деятельности
— правосудие, юрисдикционный контроль,
формирование судейского корпуса и руководство
судебной практикой. По мнению В.П. Божьева,
функцией судебной власти является правосудие,
а судебный контроль, формирование судейского
корпуса, руководство судебной практикой
— полномочия судебной власти, виды ее
реализации. Отнесение одних и тех же видов
деятельности к различным категориям
нуждается в объяснении.
4.Содержание
юридической помощи.
Обеспечение квалифицированной юридической помощью всех, нуждающихся в ней, в наши дни считается важным конституционным положением. Ему посвящены ст. 48 Конституции РФ и немало других законодательных предписаний, в первую очередь право граждан на судебную защиту и право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту по уголовным делам.
Внимание законодателя к тому, чтобы каждому (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, физическому или юридическому лицу) предоставлялась квалифицированная юридическая помощь, объясняется прежде всего широким признанием сравнительно простого исходного положения: реализация прав и свобод человека и гражданина возможна в полной мере, когда они отстаиваются со знанием дела, квалифицированно.
Такую реализацию самостоятельно может осуществлять далеко не всякий. Для нее требуются не только умение читать законодательство, но и умение понимать и толковать его, навыки по быстрому отысканию того акта, который нужен для решения возникшего вопроса, опыт ведения дел в правоохранительных и иных органах, способность предвидеть возможные юридические последствия конкретных поступков или действий, знание тех правовых мер, которые следует предпринять своевременно, чтобы нейтрализовать или исключить в будущем нежелательные последствия таких поступков или действий, и многое другое. Коротко говоря, чтобы обеспечить эффективную помощь, нужен специалист. Именно это имеет в виду упомянутое конституционное положение. "Каждому, — говорится в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ,— гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно".
По своему содержанию юридическая помощь охватывает широкий круг действий: поиск нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении заявления или ходатайства, другого документа, подбор аргументов, определение органа, который наиболее эффективно может разрешить возникшую проблему, осуществление представительства в суде или ином органе, ведение защиты по уголовному делу или отстаивание законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и т д. Как показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии наиболее результативно осуществлять прежде всего создаваемое специально для этих целей учреждение — адвокатура. Именно на ее долю приходится основной объем работы в данной области. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что в последнее время адвокаты ежегодно оказывают юридическую помощь в среднем примерно 8—10 млн. граждан, иных лиц и организаций.
Информация о работе Задачи и принципы деятельности правоохранительных органов