Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 02:02, контрольная работа
Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ……………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАКОНА РФ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»…………………………………………………………...6
ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРИРОДА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ИХ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ…..20
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ…..20
ВВЕДЕНИЕ
Защита
прав потребителей является одной из
важных социально-экономических
Выполнение этих задач позволяет обеспечить, с одной стороны, благосостояние потребителя, а с другой стороны эффективную экономику в целом.
До
недавнего времени потребители
в нашей стране по существу были
бесправны. Производители товаров
и услуг диктовали им свои условия.
Судебная защита практически отсутствовала.
Только с принятием Верховным
Советом Российской Федерации 7 февраля
1992 года Закона "О защите прав потребителей"
у граждан появилась
В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК СИСТЕМА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.
7 апреля 1992 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О защите прав потребителей». В настоящее время действует Федеральный закон «О защите прав потребителей» в редакции от 23 ноября 2009 года. Согласно п.1 ст.1 этого закона «отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Таким
образом, сам Закон неразрывно связан
с другими нормативными актами РФ,
которые в определенной степени
затрагивают интересы и права
потребителя в сфере торговли,
транспортных, бытовых, медицинских
и других видов услуг. В связи
с этим, понятие российское законодательство
о защите прав потребителей не ограничивается
только лишь данным Законом. Оно представляет
собой достаточно последовательную,
систематизированную и
а также
законами, постановлениями Правительства
РФ, которые в разной степени регулируют
отдельные стороны
Закон
РФ «О защите прав потребителей» «регулирует
отношения, возникающие между
Отношения
в сфере защиты прав потребителей
регулируются и другими нормативно-
В
следующую группу входят нормативные
акты, принимаемые Правительством РФ.
Например, утверждены:
Правительство
РФ принимает различные правила,
например:
2. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ ЗАКОНА РФ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ».
В преамбуле к закону дается перечень понятий, которыми оперирует данный нормативно-правовой акт.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Данное
определение «потребителя»
Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
В
данном случае, опираясь на ст. 50 Гражданского
кодекса РФ юридические лица, реализующие
товар (работу, услугу) потребителю, могут
быть коммерческими (хозяйственные
товарищества и общества, производственные
кооперативы, государственные и
муниципальные унитарные
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Юридическим основанием
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Говоря
о договоре купли-продажи товара,
работы, услуги потребителю, прежде всего
следует иметь в виду одну из его
разновидностей - договор розничной
купли-продажи, где одной из сторон,
осуществляющей розничную торговлю,
выступает предприятие или
В
преамбуле к Закону дается понятие
«недостатка товара (работы, услуги)».
Под товаром с недостатком
следует понимать товар ненадлежащего
качества. Недостатки могут быть явные,
которые можно обнаружить при
осмотре, проверке товара (работы, услуги),
и скрытые, то есть такие, которые
проявляются в ходе эксплуатации,
употребления, хранения товара (работы,
услуги). В тексте закона определение
«недостаток» делится на простой
недостаток и существенный недостаток.
Именно от того, каким будет недостаток,
зависят и права потребителя.
Недостаток
товара (работы, услуги) - несоответствие
товара (работы, услуги) или обязательным
требованиям, предусмотренным законом
либо в установленном им порядке, или условиям
договора (при их отсутствии или неполноте
условий обычно предъявляемым требованиям),
или целям, для которых товар (работа, услуга)
такого рода обычно используется, или
целям, о которых продавец (исполнитель)
был поставлен в известность потребителем
при заключении договора, или образцу
и (или) описанию при продаже товара по
образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Главное
отличие существенного
Реализуемые товары, выполненные работы, оказанные услуги должны обладать не только качеством, но и безопасностью.
Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Требования
к обеспечению безопасности товара,
а также к безопасности процесса
выполнения работы, оказанию услуги для
жизни и здоровья потребителя
являются обязательными и