Закон о защите прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 02:02, контрольная работа

Описание

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Она превратилась в главнейший фактор развития экономики. Политика, проводимая в данной сфере, преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ……………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАКОНА РФ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»…………………………………………………………...6
ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРИРОДА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ИХ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………………….10


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ…..20

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВО.docx

— 44.27 Кб (Скачать документ)

      Официальным документом, удостоверяющим соответствие товаров (работ, услуг) требованиям  безопасности жизни и здоровья потребителей является сертификат соответствия, выданный по правилам системы сертификации. Для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям  производится маркировка продукции  знаком соответствия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПОНЯТИЕ ЗАЩИТЫ  ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ  И ПРИРОДА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ДЛЯ ИХ ЗАЩИТЫ  ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ  СРЕДСТВ

 

     Толковый  словарь русского языка толкует  слово "защитить" как "охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности".  Однако в юридической литературе ученые проводят различие между понятиями "охрана" и "защита". Так, Б.Н. Мезрин полагает, что под охраной  в праве должно пониматься регулирование  прав вообще с включением сюда и  защиты прав. 1 В.А. Ойгензихт также проводит различие между понятиями "охрана" и "защита". По его мнению, слово "охранять" следует толковать как "оберегать", "стеречь", а "защищать" как "оградить", "обезопасить" охраной. 2 О.С. Иоффе отмечал, что охрана осуществляется в той или иной мере всеми отраслями права. 3 Если же речь вести об отраслевой охране, то можно выделить охрану в широком и узком смысле. В широком смысле гражданско-правовая охрана осуществляется при помощи всех норм гражданского права, применение которых обеспечивает нормальное и беспрепятственное развитие регулируемых общественных отношений, а в узком смысле под охраной понимается совокупность только тех способов и средств, которые применяются в связи с совершениями против этих отношений правонарушениями. В целом А.С. Шерстобитов соглашается с таким подходом к определению категории "охрана", однако считает, что охрана в узком смысле есть ничто иное, как защита отношений в случае их нарушения. 4 В связи с этим, он предлагает использовать термин "защита".

     Что касается охраны прав потребителей, то А.С. Шерстобитов определяет её как  целенаправленную систему гражданско-правовых мер (средств), обеспечивающих приоритет  потребителей в их взаимоотношениях с производителями товаров и  услуг, а также продавцами на потребительском  рынке. 5 Под защитой прав потребителей он понимает систему мер (средств), направленных на применение к правонарушителю принуждения. Действительно, если речь вести о защите прав потребителей, то предполагается, что имеет место нарушение их прав и для того, чтобы их защитить, к правонарушителю необходимо применить меры (средства), направленные на восстановление нарушенных прав (причем, к этим средствам относятся не только гражданско-правовые, но и иные средства, поскольку законодательство о защите прав потребителей представлено нормами различных отраслей права). Например, в случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель может восстановить свое право, потребовав безвозмездного устранения недостатков товара (п.1 ст.18 Закона). Однако не всегда возможно восстановить нарушенные права потребителей. Так, при грубом обращении продавца с потребителем, в результате которого ему причинены нравственные страдания, речь может идти лишь об их компенсации в судебном порядке. При нарушении прав потребителей законодательством предусматриваются не только средства, направленные на восстановление нарушенных прав, а также средства на их компенсацию. Например, когда потребителю не была предоставлена полная информации о товаре при заключении договора, он вправе в разумный срок расторгнуть договор, потребовать возврата уплаченной за товар суммы, возмещения иных убытков, а также компенсации морального вреда (п.1 ст.12 и ст.15 Закона).

     Таким образом, под защитой прав потребителей предлагается понимать совокупность правовых средств, направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

     В юридической литературе имеются  высказывания, что представляют собой  правовые средства. Так, Р.О. Халфина  понимает под ними особые юридические  инструменты, призванные обеспечивать решение определенных социально-экономических  задач. 6 Д. Липницкий определяет правовые средства как некоторые правовые институты (договор, ответственность), а В. Огрызков - как отраслевые методы реализации законодательных установлений. 7 И.В. Федоров относит к правовым средствам нормы права, административно-правовые акты, договоры, правоотношения, санкции, меры поощрения и другие объекты. Исходя из приведенных определений, следует, что в юридической литературе отсутствует единство трактовки рассматриваемого определения.

     Наиболее  полно исследовал категорию "правовые средства" Б.И. Пугинский. 8 Он считает, что правовые средства, хотя и используются в непосредственной связи с нормами права, но не охватываются ими и не сводятся к ним. Также он полагает, что неприемлемо применять термин "правовые средства" и для обозначения нормативных актов, правоотношений и иных объектов, которые традиционно изучаются юридической наукой и обозначаются устоявшимися понятиями. В рассматриваемом случае он применяет используемый философами методологический принцип, называемый "бритвой Оккама", который сводится к недопущению множения понятий, запрету введения в научный оборот новых терминов для обозначения объектов, уже поименованных достаточно строго сформулированными понятиями. Поэтому, делает вывод Б.И. Пуинский, нецелесообразно употребление термина "правовые средства" по отношению к юридическим реалиям, имеющим собственные научно определенные понятия. В своих рассуждениях Б.И. Пугинский обращает внимание и на другое обстоятельство. С точки зрения функциональной роли, нормы права служат специфическими инструментами выражения, фиксирования государственных установлений и в таком контексте могут пониматься как правовые средства. Само право также представляет собой средство государственного регулирования дел общества, выражения и реализации интересов общества в целом или отдельных его слоев. Что касается законодательства, отмечает указанный автор, то оно регламентирует заключение и исполнение договоров, применение ответственности, осуществление иных актов. При реализации соответствующих норм исполнители действуют не ради осуществления своих интересов, а ради удовлетворения интересов других лиц. Вместе с тем, в деятельности по заключению и исполнению договоров, применению мер ответственности и т.д., наряду с нормативно определяемыми действиями, существенное место занимают такие, которые создаются усмотрением сторон. При выработке и осуществлении подобных действий граждане и организации руководствуются собственными интересами (целями). Вследствие этого договор, меры ответственности и некоторые другие правовые рычаги, взятые в практике их применения, относятся к другому операциональному уровню, нежели издание норм права. Таким образом, делает вывод Б.И. Пугинский, если правовые нормы используются в качестве средства законодателем, то договор, меры ответственности и т.п. выполняют роль средств для граждан и организаций, достигающих при их посредстве соответствующих результатов. Принципиальное различие указанных уровней правовой деятельности делает несовместимым рассмотрение норм и институтов права как однопорядковых явлений с названными образованиями, не позволяет объединять их общим термином "правовые средства". Введение понятия "правовые средства" имеет смысл именно в целях отчленения, отграничения правовых норм, институтов, правоотношений от таких реалий, которые не укладываются в содержание традиционных терминов. Затем Б.И. Пугинский, на основании анализа практической деятельности по применению правовых средств, называет их основные признаки:

     1) правовые средства представляют  собой сочетания (комбинации) выполняемых  субъектами действий юридического  характера;

     2) правовые средства предусматриваются  законодательством и, следовательно,  имеют правовую природу;

     3) использование правовых средств  рассчитано на инициативу и  известную свободу усмотрения  субъектов в выборе средства, определении его содержания и  порядка работы с ним;

     4) правовые средства являются целостными  образованиями (их характеризует  внутренняя взаимосвязь, структурное  единство);

     5) правовые средства имеют относительно  универсальный характер, предназначаются  для решения разнообразных задач.  Исходя из перечисленных признаков,  Б.И. Пугинский под правовыми  средствами предлагает понимать  сочетания (комбинации) юридически  значимых действий, совершаемых  субъектами с дозволенной степенью  усмотрения и служащих достижению  их целей (интересов), не противоречащих  законодательству и интересам  общества. В более узком значении  он рассматривает правовые средства  как юридические способы решения  субъектами соответствующих задач,  достижения своих целей (интересов). Поддерживаем определение правовых  средств, предложенное Б.И. Пугинским,  поскольку каждое такое средство  образует некоторый комплекс (совокупность) действий юридического характера,  предусмотренных законодательством,  который направлен на достижение  субъектами определенных целей.

     В связи с изложенным, под гражданско-правовыми  средствами предлагаем понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных  гражданским законодательством  и направленных на достижение субъектами определенных целей. К таким средствам  можно отнести договор, меры гражданско-правовой ответственности, оперативного воздействия  и другие.

     Исходя  из анализа гражданского законодательства, следует согласиться с мнением  В.В. Витрянского,9 что гражданско-правовые средства, при помощи которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права, именуются способами защиты гражданских прав. Перечень этих способов предусмотрен в ст.12 ГК, однако он не является исчерпывающим.

     Поскольку в настоящей работе речь идет о  правах потребителей и их защите, то необходимо выделить и в последующем  рассмотреть те гражданско-правовые средства или способы защиты гражданских  прав, которые используются при защите прав потребителей. Применительно к  рассматриваемой сфере предлагаем именовать их гражданско-правовыми  средствами защиты прав потребителей, под которыми следует понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных  законодательством о защите прав потребителей и направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

     На  основании анализа законодательства о защите прав потребителей, к таким  средствам относятся: присуждение  к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, взыскание штрафа, компенсация морального вреда, прекращение или изменение  правоотношения.

     Можно назвать следующие особенности, присущие гражданско-правовым средствам  защиты прав потребителей:

     1. Указанные средства предусмотрены  законодательством о защите прав  потребителей.

     2. Они применяются, когда контрагент  потребителя нарушил те или  иные права потребителя.

     3. Эти средства представляют собой  комплекс действий юридического  характера, которые влекут соответствующее  изменение прав и обязанностей  и прежде всего для нарушителя. Кроме того, они направлены на  восстановление и (или) компенсацию  нарушенных прав потребителей.

     4. Выбор конкретного средства принадлежит  потребителю. При этом он не  связан какими-либо ограничениями,  за исключением случаев, прямо  предусмотренных в законодательстве. Так, потребитель вправе расторгнуть  договор о выполнении работы (оказании  услуги), если в установленный  договором срок недостатки выполненной  работы (оказанной услуги) не устранены  исполнителем, либо потребителем  обнаружены существенные недостатки  выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления  от условий договора (абз.7 п.1 ст.29 Закона).

     5. При нарушении прав потребителей  может применяться одно средство  защиты или несколько одновременно. Например, при расторжении договора  купли-продажи товара ненадлежащего  качества в судебном порядке  потребитель может потребовать:  расторгнуть указанный договор,  взыскать убытки, неустойку и  компенсировать моральный вред.

     6. Указанные средства, как правило,  одновременно являются правами  потребителей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Закон «О защите прав потребителей» — так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей.

С положениями  данного закона корреспондируются  многие нормы иных законов Российской Федерации и международных документов, признаваемых Россией.

       Закону  «О защите прав потребителей» уже 17 лет. И по оценкам очень многих экспертов Закон  является одним  из тех законодательных актов  РФ, который реально действует  и который позволяет каждому  гражданину независимо даже от уровня своей правовой подготовки самостоятельно обеспечивать защиту собственных прав.

В этом его сила, потому что он является законодательным актом прямого  действия и, в принципе, не только определяет объем прав и обязанностей потребителей и оппонентов, но и механизм реализации этих прав, что является наиболее важным компонентом Закона. Все те изменения, которые неоднократно вносились  в Закон, диктовались объективными условиями. И в первую очередь, теми изменениями, которые происходили  в общественных отношениях. То обстоятельство, что Закон не стоит на месте, что  он пытается совершенствоваться, и  совершенствуется, говорит о том, что этот законодательный акт, действительно, востребован, нужен. И практика по его  применению, которая сложилась за все эти годы, свидетельствует  о том, что этот Закон позволяет  реально обеспечить защиту прав потребителей.

       Так сложилось, что каждые 3-4 года возникает  необходимость внесения в Закон  достаточно серьезных изменений. И  опять же это диктуется объективной  необходимостью, которая складывается на потребительском рынке. И те изменения, которые вносятся в Закон, призваны восполнить те пробелы, которые возникают периодически в ходе соответствующего правоприменения.

         Неправильно сказать, что сегодня  Закон оптимальный, что он не  нуждается в соответствующих  изменениях и дальнейшем совершенствовании.  Работа над ним продолжается.

 

Информация о работе Закон о защите прав потребителей