Защита Авторских Прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание

Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.
В данной работе я попытаюсь осветить лишь некоторые вопросы авторского права. В основу работы положен анализ Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, новейшее законодательство1 и работы как классиков гражданского (авторского) права, так и современных российских правоведов.
С принятием 9 июля 1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" ситуация в России принципиально изменилась.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГП.docx

— 49.13 Кб (Скачать документ)

 

 

Введение

 

Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.

В данной работе я попытаюсь  осветить лишь некоторые вопросы  авторского права. В основу работы положен  анализ Закона РФ “Об авторском  праве и смежных правах”, новейшее законодательство1 и работы как классиков гражданского (авторского) права, так и современных российских правоведов.

С принятием 9 июля 1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных  правах" ситуация в России принципиально  изменилась.

В Законе появились положения, устанавливающие, что автору в отношении  его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16). Использование произведений стало возможным не по разрешению автора, а только путем передачи прав на использование произведений пользователю (юридическому или физическому  лицу-предпринимателю) по авторскому договору (ст. 30 Закона).

 

       Глава 1: Основные характеристики  авторского права

1. Понятие интелектуальнойсобьственности

 

В широком понимании «интеллектуальная собственность» означает закрепленные законом временное исключительное право на результатинтеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

Термин «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками — юристами и экономистами в XVIII и XIX веках, однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века, в связи с учреждением в 1967 году в Стокгольме Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС, «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

    • литературным, художественным и научным произведениям;
    • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам;
    • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
    • полезным моделям;
    • промышленным образцам;
    • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
    • другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам.

К «интеллектуальной собственности» часто причисляют законы о недобросовестной конкуренции и о коммерческой тайне, хотя они и не представляют по своей конструкции исключительных прав.

В юриспруденции, словосочетание «интеллектуальная  собственность» является единым термином, входящие в него слова не подлежат толкованию по отдельности. В частности, «интеллектуальная собственность» является самостоятельным правовым режимом (точнее даже — группой режимов), а не представляет собой, вопреки распространенному заблуждению, частный случай права собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие авторского права

 

Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права  и означали прежде всего принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе становления, авторское право можно определить как - право извлекать выгоды из созданий умственного труда1. Иначе авторское право – господство лица над произведением2.

В современном понимании авторское  право раскрывается посредством  ряда определений. Авторское право  – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право  автора. Во-вторых, авторское право  – совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений.

Современное авторское право, как  это следует из международных  соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права  является частью более обширной отрасли  права интеллектуальной собственности.

 

 

    1. ЭнциклопедияБрокгауза и Ефрона.
    2. 2 Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. М.:Экзамен, Право и Закон. – 2004.

 

          Авторское  право – совокупность правовых  норм направленных на регулирование авторских правоотношений. Оно является частью национального гражданского права и разделом международного частного права.

Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые  складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей  воспроизводить результат творческой деятельности автора.

Таким образом, авторское право  – «право имущественно-лично-общественного свойства»1.

 

 

1 Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. – Спб. Изданиеюридическогокнижногосклада «Право». – 1912. – с.9.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Субъекты и объекты авторского права

 

Субъекты авторского права  — лица, которым принадлежат субъективные авторские права. Это авторы произведений и их правопреемники. Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.     

 Творцом произведения  может быть любое физическое  лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.     

 Авторские права у  создателя произведения возникают  сразу, как только достигнутый  творческий результат облекается  в объективную форму, обеспечивающую  его восприятие другими людьми, т.е. фактически с момента создания  произведения в каком-либо виде.     

 В соответствии с  современным российским законодательством  авторами произведений признаются  только физические лица.    

 Авторское право на  произведение, созданное творческим  трудом двух и более лиц,  принадлежит им совместно независимо  от того, образует произведение  одно неразрывное целое или  состоит из частей, каждая из  которых имеет также и самостоятельное  значение (ст. 1258 ГК РФ).    

 Закон выделяет два  вида коллективных произведений  и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное.     

 При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.   

 Субъектами авторского  права после смерти автора  становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.    

 В отличие от прав  на произведения самих авторов,  которые носят пожизненный характер, авторские права наследников  ограничены установленным законом  сроком, в частности они действуют  в течение 70 лет после смерти  автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 1281 ГК РФ).    

 Кроме наследников  авторские права могут переходить  к иным правопреемникам: издательствам,  театрам, киностудиям и другим  организациям, занимающимся использованием  произведений. Последние приобретают  авторские права на основании  заключенных с авторами и наследниками  авторских договоров.    

 Согласно ст. 1255 ГК РФ  авторское право распространяется  на произведения науки, литературы  и искусства. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как  обнародованные произведения, так  и необнародованные, существующие  в какой-либо объективной форме.     

 Произведением является совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения.    

 Объектами авторских  прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.    

 Авторские права распространяются  только на произведения, выраженные  в какой-либо объективной форме  — письменной (рукопись или нотная  запись), устной (публичное произнесение  речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.).    

 Для возникновения,  осуществления и охраны авторского  права не требуется регистрации  произведения, иного специального  оформления произведения или  соблюдения каких-либо других  формальностей. Авторское право  возникает на основании самого  факта создания произведения.      

 После присоединения  СССР в 1973 г. к Всемирной  конвенции об авторском праве  1952 г. на всех советских и  российских печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок  и т.п.) стал проставляться знак  охраны авторского права, который  состоит из трех элементов:

•       латинской буквы «С» в окружности — ©;

•       имени обладателя исключительных авторских прав;

•       года первого опубликования произведения.   

 Объектом авторского  права является не только произведение  в целом, но и часть произведения, которая представляет собой результат  творческой деятельности и может  быть использована самостоятельно.      

 Для возникновения  и осуществления смежных прав  действующее российское законодательство  не предъявляет каких-либо формальных  требований. Права изготовителя  фонограммы порождает сам факт  создания соответствующей звукозаписи.  Для оповещения третьих лиц  о своих правах правообладатель  вправе использовать знак охраны  смежных прав, который помещается  на каждом экземпляре носителя  фонограммы. В качестве такого  знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов (ст. 1305 ГК РФ):

•       латинской буквы «R» в окружности — ®;

•       имени (наименования) правообладателя исключительных смежных прав;

•       года первого опубликования фонограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Смежные права

2.1 Основные понятие, используемые в области смежных прав

 

Смежное право является той  частью гражданского права, которая  охраняет интересы исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и  телевещания. Все большее число  стран уже охраняет все или  некоторые из этих прав при помощи соответствующих положений, которые  обычно включаются в существующие законы об авторском праве.

Наиболее важными категориями  смежного права являются:

- право исполнителей разрешать  или не разрешать фиксирование  и прямое вещание сценических  либо концертных представлений  или другие формы доведения  до публики результатов их  творческой деятельности без  получения предварительного их  согласия;

- право производителей  фонограмм разрешать или запрещать  прямое или косвенное воспроизведение  их фонограмм, а также импорт  и распространение несанкционированных  дубликатов фонограмм; 

- право организаций широкого  вещания разрешать или запрещать  повторное вещание их программ  другими станциями, а также  запись и распространение этих  программ.

В некоторых странах принимаются  меры по предотвращению незаконного  распространения на своей территории или со своей территории любого несущего программы сигнала, передаваемого  через спутник. Но никакая охрана смежных прав, однако, не может интерпретироваться как ограничивающая охрану, предоставляемую  авторам произведений, нормами авторского права или положениями международных  соглашений.

Защита прав исполнителей направлена на то, чтобы обеспечить охрану интересов актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые  играют, поют, декламируют или каким-либо другим образом доводят до зрителей литературные и художественные произведения, включая произведения фольклора, и  не допустить незаконного использования  результатов их творческой деятельности.

Согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных  правах" основными понятиями, используемыми  в области смежных прав являются следующие:

- фонограмма - любая исключительно  звуковая запись исполнений или  иных звуков;

- воспроизведение фонограммы - изготовление одного или более  экземпляров фонограммы или ее  части на любом материальном  носителе;

- запись - фиксация звуков  и (или) изображений с помощью  технических средств в какой-либо  материальной форме, позволяющей  осуществлять их неоднократное  восприятие, воспроизведение или  сообщение; 

- изготовитель аудиовизуального  произведения - физическое или юридическое  лицо, взявшее на себя инициативу  и ответственность за изготовление  такого произведения; при отсутствии  доказательств иного изготовителем  аудиовизуального произведения  признается физическое или юридическое  лицо, имя или наименование которого  обозначено на этом произведении  обычным образом; 

- изготовитель фонограммы - физическое или юридическое  лицо, взявшее на себя инициативу  и ответственность за первую  звуковую запись исполнения или  иных звуков; при отсутствии доказательств  иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;

- исполнение - представление  произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении  или с помощью технических  средств (телерадиовещания, кабельного  телевидения и иных технических  средств), показ кадров аудиовизуального  произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения  звуком);

- исполнитель - актер, певец,  музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует,  поет, играет на музыкальном инструменте  или иным образом исполняет  произведения литературы или  искусства (в том числе эстрадный,  цирковой или кукольный номер), а также режиссер - постановщик  спектакля и дирижер; 

- передача организации  эфирного или кабельного вещания  - передача, созданная самой организацией  эфирного или кабельного вещания,  а также по ее заказу за  счет ее средств другой организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Субъекты смежных прав

 

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители  фонограмм, организации эфирного или  кабельного вещания.

Производитель фонограммы, организация  эфирного или кабельного вещания  осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или  по кабелю произведения.

Разрешение на использование  постановки, полученное от режиссера - постановщика спектакля, не отменяет необходимости  получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также  у автора исполняемого произведения.

Исполнитель осуществляет права  при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Для возникновения и осуществления  смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель  фонограммы и исполнитель для  оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

- латинской буквы "P" в окружности;

- имени (наименования) обладателя  исключительных смежных прав;

- года первого опубликования  фонограммы.

Информация о работе Защита Авторских Прав