Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.
В данной работе я попытаюсь осветить лишь некоторые вопросы авторского права. В основу работы положен анализ Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, новейшее законодательство1 и работы как классиков гражданского (авторского) права, так и современных российских правоведов.
С принятием 9 июля 1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" ситуация в России принципиально изменилась.
Введение
Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.
В данной работе я попытаюсь осветить лишь некоторые вопросы авторского права. В основу работы положен анализ Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, новейшее законодательство1 и работы как классиков гражданского (авторского) права, так и современных российских правоведов.
С принятием 9 июля 1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" ситуация в России принципиально изменилась.
В Законе появились положения, устанавливающие, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16). Использование произведений стало возможным не по разрешению автора, а только путем передачи прав на использование произведений пользователю (юридическому или физическому лицу-предпринимателю) по авторскому договору (ст. 30 Закона).
Глава 1: Основные характеристики авторского права 1. Понятие интелектуальнойсобьственности |
В широком понимании «интеллектуа Термин «интеллектуальная
Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям, новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам. К «интеллектуальной В юриспруденции, словосочетание «интеллектуальная
собственность» является единым термином,
входящие в него слова не подлежат
толкованию по отдельности. В частности,
«интеллектуальная
1.2 Понятие авторского права
Первые определения авторского
права появились с В современном понимании Современное авторское право, как это следует из международных соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности.
Авторское
право – совокупность правовых
норм направленных на регулиров Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. Таким образом, авторское право
– «право имущественно-лично-
1 Беляцкин С.А. Новое авторское право в
его основных принципах. – Спб. Изданиеюридическогокнижногоскл |
1.3 Субъекты и объекты авторского права
Субъекты авторского права — лица, которым принадлежат субъективные авторские права. Это авторы произведений и их правопреемники. Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.
Творцом произведения
может быть любое физическое
лицо независимо от возраста,
гражданства и состояния
Авторские права у
создателя произведения
В соответствии с
современным российским
Авторское право на
произведение, созданное творческим
трудом двух и более лиц,
принадлежит им совместно
Закон выделяет два
вида коллективных
При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.
Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.
В отличие от прав
на произведения самих авторов,
Кроме наследников
авторские права могут
Согласно ст. 1255 ГК РФ
авторское право
Произведением является совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
Авторские права
Для возникновения,
осуществления и охраны
После присоединения
СССР в 1973 г. к Всемирной
конвенции об авторском праве
1952 г. на всех советских и
российских печатных изданиях (книгах,
журналах, конвертах грампластинок
и т.п.) стал проставляться знак
охраны авторского права,
• латинской буквы «С» в окружности — ©;
• имени обладателя исключительных авторских прав;
• года первого опубликования произведения.
Объектом авторского
права является не только
Для возникновения
и осуществления смежных прав
действующее российское
• латинской буквы «R» в окружности — ®;
• имени (наименования) правообладателя исключительных смежных прав;
• года первого опубликования фонограммы.
Глава 2: Смежные права
2.1 Основные понятие, используемые в области смежных прав
Смежное право является той частью гражданского права, которая охраняет интересы исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и телевещания. Все большее число стран уже охраняет все или некоторые из этих прав при помощи соответствующих положений, которые обычно включаются в существующие законы об авторском праве.
Наиболее важными категориями смежного права являются:
- право исполнителей разрешать или не разрешать фиксирование и прямое вещание сценических либо концертных представлений или другие формы доведения до публики результатов их творческой деятельности без получения предварительного их согласия;
- право производителей
фонограмм разрешать или
- право организаций широкого
вещания разрешать или
В некоторых странах принимаются
меры по предотвращению незаконного
распространения на своей территории
или со своей территории любого несущего
программы сигнала, передаваемого
через спутник. Но никакая охрана
смежных прав, однако, не может интерпретироваться
как ограничивающая охрану, предоставляемую
авторам произведений, нормами авторского
права или положениями
Защита прав исполнителей
направлена на то, чтобы обеспечить
охрану интересов актеров, певцов, музыкантов,
танцоров или других лиц, которые
играют, поют, декламируют или каким-либо
другим образом доводят до зрителей
литературные и художественные произведения,
включая произведения фольклора, и
не допустить незаконного
Согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" основными понятиями, используемыми в области смежных прав являются следующие:
- фонограмма - любая исключительно
звуковая запись исполнений
- воспроизведение фонограммы - изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;
- запись - фиксация звуков
и (или) изображений с помощью
технических средств в какой-
- изготовитель аудиовизуального
произведения - физическое или юридическое
лицо, взявшее на себя инициативу
и ответственность за
- изготовитель фонограммы
- физическое или юридическое
лицо, взявшее на себя инициативу
и ответственность за первую
звуковую запись исполнения
- исполнение - представление
произведений, фонограмм, исполнений,
постановок посредством игры, декламации,
пения, танца в живом
- исполнитель - актер, певец,
музыкант, танцор или иное лицо,
которое играет роль, читает, декламирует,
поет, играет на музыкальном
- передача организации
эфирного или кабельного
2.2 Субъекты смежных прав
Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.
Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.
Разрешение на использование постановки, полученное от режиссера - постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.
Исполнитель осуществляет права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.
Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:
- латинской буквы "P" в окружности;
- имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
- года первого опубликования фонограммы.