Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 12:07, курсовая работа
Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях – это важнейшая обязанность родителей и родственников ребенка, о которой было известно со времен древности.
Введение
Сегодня
права детей не редко нарушаются
родителями. Между тем, забота о детях
– это важнейшая обязанность
родителей и родственников
Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку он им принадлежал.
По
мере развития первобытного общества
связь ребенка с матерью
В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее.
В течение длительного периода развития человечество изменяло свое отношение к детям. И вот, ХХ столетие стало «веком ребенка», приобрело новое качество, стало очевидным, что ребенок – это не просто зависящее от окружающих, и, прежде всего от родителей, существо, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя.
В ХХI веке в российском обществе с особой остротой проявились новые проблемы, появление которых стало следствием непродуманных реформ и отсутствия адекватной социальной политики. Отсутствие в стране эффективных государственных программ, направленных на защиту материнства и детства приводит к росту числа социальных сирот (сирот при живых родителях), деградации семьи, ее социальной незащищенности в условиях рыночных отношений.
Общественные организации не в состоянии решить весь комплекс накопившихся за последнее десятилетие проблем. Действующее семейное законодательство – едва ли не единственный механизм защиты детей,
______________________________
[1] Косвен М.О. Матриархат.-М.-Л., 1948.
лишенных семейной заботы. Но закон не в состоянии заменить ребенку cемью, он может лишь облегчить в определенном смысле жизнь ребенка: обязать родителей заботиться о своих детях, лишить нерадивых родителей их прав. Стремление иначе посмотреть на ребенка нашло свое отражение преимущественно в европейских государствах, о чем свидетельствует принятие Конвенции ООН 1989 года «О правах ребенка».
В
своей курсовой работе я постаралась
наиболее полно отразить правовые основания
и содержание основных прав и обязанностей
родителей и детей.
Глава 1 «Основания возникновения родительских прав и обязанностей»
С появлением ребенка у мужчины и женщины появляется нравственный долг отца и матери, даже если родители не живут вместе, браком не сочетались, поддерживали кратковременную несемейную связь. С правовой точки зрения рождение ребенка есть факт, порождающий определенный правовые последствия: права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством. Однако это происходит при одном существенном условии – если они состоят в браке. Данное положение вытекает из требований Закона Республики Казахстан «О браке и семье», где сказано: «Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке».[3] Таким образом, основания возникновения родительских прав и обязанностей образуют, во-первых, кровное родство, во-вторых, его государственное признание. Данное правило общего порядка распространяется и на нетипичные ситуации, когда ребенок родился:
В казахстанском законодательстве предусмотрен специальный механизм установления отцовства. Существует два основных способа установления отцовства: в добровольном порядке и по суду.
Суть так называемого добровольного установления отцовства заключается в том, что оно основывается на совместном заявлении как
______________________________
[3] Закон РК «О браке и семье»
матери,
так и отца, либо лица, объявившего
себя таковым (ст.46 Закона РК «О браке
и семье»). Судебный
порядок установления отцовства регламентирован
ст.47 Закона РК «О браке и семье». Закон
РК от 8 августа 2002 года № 345 «О правах ребенка
в Республике Казахстан» регулирует отношения,
возникающие в связи с реализацией основных
прав и интересов ребенка, гарантированных
Конституцией Республики Казахстан, исходя
из принципов приоритетности подготовки
детей к полноценной жизни в обществе,
развития у них общественно значимой и
творческой активности, воспитания в них
высоких нравственных качеств, патриотизма
и гражданственности, формирования национального
самосознания на основе общечеловеческих
ценностей мировой цивилизации. В нем
говорится: «Все дети имеют равные права
независимо от происхождения, расовой
и национальной принадлежности, социального
и имущественного положения, пола, языка,
образования, отношения к религии, места
жительства, состояния здоровья и иных
обстоятельств, касающихся ребенка и его
родителей или других законных представителей»[4]. Кроме
того, права ребенка закреплены Гражданским
кодексом РК, в ряде других законодательных
и нормативных актах, международных правовых
документах.
______________________________
[4] Закон РК от 8 августа 2002 года № 345 «О правах ребенка в Республике Казахстан»
1.1 Родительские права и обязанности
Содержание родительских прав и обязанностей
Закон РК «О браке и семье» предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава Закона РК «О браке и семье», именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Обязанность же родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей фигурирует самостоятельно в разделе, предназначенном для правового регулирования алиментных обязательств.
Родители
имеют право и обязаны
Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.
Право на воспитание заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Государство же призвано оказывать родителям всяческую помощь в осуществлении этого права.
Пункт 2 ст.62 Закона РК «О браке и семье», не ограничиваясь провозглашением прав и обязанностей родителей, конкретизирует, какими именно правами и какими обязанностями они обладают:
Кроме того, родители имеют:
Кроме права на общение с ребенком, проживающим отдельно от него родитель вправе участвовать в его воспитании в любой форме (посещать учебное и любое другое детское учреждение, где находится несовершеннолетний, заниматься вместе с ним спортом и т.д.). Степень участия родителя в воспитании определяется конкретными обстоятельствами, характером взаимоотношений не проживающих вместе родителей.
Ст. 64 Закона РК «О браке и семье» предусматривает следующее правило: «Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию».
К правам родителей, не проживающих вместе с ребенком, относится право на получение информации о несовершеннолетнем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. (п.5 ст.65 Закона РК «О браке и семье»).
Ст. 64 Закона РК «О браке и семье» содержит перечень действий и поступков родителей – воспитателей, которые они совершать не вправе. Сюда входит:
• причинение вреда физическому и психическому здоровью детей (здесь внимание сосредоточено на нежелательном конечном результате поведения родителей как воспитателей);
• причинение вреда нравственному развитию ребенка (этот запрет преследует аналогичную цель);
• применение способов воспитания, связанных с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком. Так Закон РК «О браке и семье» ставит правовую преграду на пути применения к детям антипедагогических по своей сути приемов воспитания. Эта преграда выражается в существовании категорического запрета совершать действия, представляющие разную степень опасности для воспитания несовершеннолетнего;
• оскорбление или эксплуатация детей. Причем оскорбление может быть нанесено как словом, так и действием. Под эксплуатацией следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка любого возраста.[5]
Зафиксированные в ст. 64 Закона РК «О браке и семье» правовые предписания – это не только модель правомерного поведения родителя как воспитателя. Всякое отступление от сформулированных в данной правовой норме требований чревато лишением, ограничением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Учитываются всякого рода отступления от закона и при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.
Право родителей на воспитание ребенка тесно связано с их обязанностью аналогичного содержания. Но если содержание права на воспитание отличается предельной краткостью, то иначе обстоит дело с перечнем обязанностей, перечисленных в ст.62 Закона РК «О браке и семье». В их круг входит забота о здоровье, его физическом развитии, которое во многом зависит от качества питания несовершеннолетнего, чистоты окружающей природной среды и т.п., а также о психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
Такая
забота предполагает существование
достаточно сложных источников формирования
несовершеннолетнего как личности. Один
из них ______________________________
[5] «Комментарий к Семейному кодексу» (постатейный); Ю.А. Королев)
(Юридический Дом «Юстицинформ»
заключается в самом родителе, его жизненном кредо, духовных ценностях, которые он хочет передать своим детям. От этого во многом зависит внутренний мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремлению к знаниям, способность управлять своими чувствами и т.п. Все это, в конечном счете, определяет духовный, нравственный облик будущего гражданина.[6]
Знакомство с содержанием родительских прав и обязанностей по воспитанию своих детей позволяет сделать вывод, что существующие на этот счет требования теснейшим образом связаны с нормами нравственного порядка и правилами педагогики. Но это не единственная черта прав и обязанностей родителей как воспитателей.
Наиболее существенные особенности родительских прав и обязанностей зафиксированы в разных по своему назначению положениях Закона РК «О браке и семье». Их можно обобщить следующим образом:
• родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (п.1 ст.60 Закона РК «О браке и семье»). Этот тезис распространяется и на родительские права и обязанности по воспитанию ребенка. Тем более, что об этом говорится в ст.27 Конституции РК. Поэтому Закон РК «О браке и семье» всякий раз адресует свои предписания не одному, а обоим родителям. Кроме того, все нормы семейного права, имеющие конкретное содержание, как правило, предназначены для обоих родителей;
• родительские права относятся к числу прав, ограниченных временем. Они возникают при рождении ребенка и прекращают свое существование по достижении им совершеннолетия, т.е. 18 лет. Данное правило имеет исключения. Это случаи досрочной регистрации брака в