Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание

Вся наша жизнь, с чем бы мы ни сталкивались, всегда связана, в основном, с правом. Сами того не осознавая, мы вступаем в различные правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный транспорт (становимся стороной в договоре перевозки). А кто не испытывал на себе тяжесть конфликтов с продавцом? Многим приходится неделями, а то и больше искать следы пропавшего груза. Да и в жизни мы, порой, не можем решить простой, казалось – бы, вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок.

Работа состоит из  1 файл

Новейшая гражданочка-курсичка.22.05.11 к защите.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

В гражданском законодательстве действует презумпция виновности должника, когда обязанность доказывать отсутствие вины лежит именно на должнике. Поэтому потребителю достаточно доказать факт приобретения товара, работы, услуги у конкретного лица.[9]

Закон различает виды гражданской ответственности в зависимости от правовых оснований ее возникновения. Такими видами являются договорная и внедоговорная ответственность. Деление на указанные виды имеет практическое значение при применении мер ответственности.
      Под договорной понимается ответственность, возникшая из договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением одной из сторон определенного обязательства.
      Внедоговорная ответственность возникает в связи с причинением вреда одного лица другому. Здесь между причинившим вред и потерпевшим отсутствуют какие-либо договорные отношения, а для наступления ответственности необходимо наличие реального ущерба.
      Внедоговорной ответственности посвящены ст. 1064 - 1102 ГК РФ.  Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, или лицом, на которого такая обязанность прямо возложена законом (например, работодатель отвечает за вред, причиненный его работником).
          В ч.3 ст.1064 ГК РФ закреплено правило, согласно которому в возмещении вреда может быть отказано в том случае, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинившего вред не нарушают нравственных принципов общества.
     Вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока годности или срока службы товара (работы, услуги)(ч. 1 ст. 1097 ГК РФ). При этом независимо от времени причинения вред подлежит возмещению, если:
1) в нарушение требований закона срок годности или срок службы не установлен;
2) лицо, которому был продан товар, для которого была выполнена работа или которому была оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге).
        Рассматривая гражданско-правовую ответственность как средство охраны прав потребителей, необходимо подчеркнуть, что ее основной функцией является компенсационная, т.е. восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя за счет имущества правонарушителя. Вот почему основной упор в Законе  делается на применение такой предусмотренной действующим законодательством меры ответственности, как возмещение убытков. ГК РФ предусматривает различные формы ответственности: в форме возмещения убытков, уплаты неустойки и т.д. Особое место он отводит именно возмещению убытков. Обусловлено это тем, что наиболее существенным и распространенным последствием нарушения гражданских прав являются убытки.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной указанным Законом или договором.

Другой формой гражданско-правовой ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ является неустойка. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение формы соглашения о неустойке влечет недействительность соглашения о неустойке. Неустойка является самым востребованным видом средств обеспечения обязательств.

Для взыскания неустойки достаточно установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Неустойка, предусмотренная законом (законная неустойка) в отличие от неустойки, установленной договором (договорная неустойка), подлежит взысканию независимо от включения условия в договор о неустойке (ст. 332 ГК РФ).

Кроме указанной выше ответственности, в ГК РФ предусмотрена компенсация морального вреда, правила которой установлены в ст. 151, 1099-1101 ГК РФ. Понятие «моральный вред» раскрывает ст. 151 ГК РФ, из которой следует, что моральный вред - это физические и нравственные страдания.         

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
         ГК РФ предусматривает единственную форму, в которой суд может взыскать компенсацию с причинившего вред, - денежную (п. 1 ст. 1101 ГК РФ). Однако точный размер компенсации законодательно не установлен. Поскольку моральный вред возмещается в денежной или иной материальной форме и в размере, определяемом судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае (п. 25 ППВС РФ от 29 сентября 1994 г.«О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»[10]).
       Кроме этого, п. 13 этого же Постановления обращает внимание на то, что при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие не предоставления достоверной или полной информации о товаре (работе, услуге), необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1095 - 1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12 и п. 1 - 4 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» такой вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем либо исполнителем в полном объеме и независимо от того, состоял ли потерпевший с ними в договорных отношениях.

Как видно из приведенного перечня, противоправность может проявляться как в действиях, так и в бездействии продавца (изготовителя, исполнителя).

Ответственность за нарушение права потребителя на качество и безопасность товаров (работ) ГК РФ закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, условия которого формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством. Принцип свободы договора реализуется в Законе, который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу), качество которого соответствует договору.

Таким образом, Закон РФ « О защите прав потребителей» дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров (работ, услуг), но и грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права.

Согласно ст. 1095 ГК РФ, причинивший вред обязан возместить его независимо от наличия вины и договорных отношений с потерпевшим. В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона  продавец (изготовитель) освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы. 

Итак, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

2) соразмерного уменьшения покупной цены;

3) замены на товар аналогичной модели (марки);

4) замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

5) расторжения договора купли-продажи.

Основанием для удовлетворения вышеназванных требований потребителя согласно п. 2 ст. 18 Закона является договор между ним и продавцом или организацией, выполняющей функции продавца. В соответствии со ст. 493 ГК РФ он считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Следует особо отметить положение, связанное с выдачей товарного чека. Согласно Закону  РФ « О защите прав потребителей» выдача товарного чека или иного документа, удостоверяющего факт покупки, является обязанностью продавца (п. 5 ст. 18). Если продавец отказывает покупателю в удовлетворении претензии, потребитель имеет право обратиться в суд.

Однако необходимо иметь в виду, что применительно к гражданским правоотношениям, основанным на нормах обязательственного права, соответствующие обязательства могут возникать не только из договора, но и в силу закона ( п. 2 ст. 307 ГК РФ), а в свою очередь к обязательствам, возникшим из договора, применение общих положений об обязательствах (ст. 307 - 419) возможно, если иное не предусмотрено правилами главы 27 ГК РФ и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ (см. в этой связи, в частности, п. 3 ст. 492, п. 6 ст. 503 ГК РФ).[11]

   Административная ответственность следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ)[12], где предусмотрены такие виды административных взысканий, как предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест. Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы и т.д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.
      Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
        За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

КоАП РФ ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей предусмотрена ст. 14.4, 14.5, 14.6, 14.7, 14.8 и 19.19 составами которых предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.; деятельности индивидуального предпринимателя с нарушением санитарных правил; продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без сертификата соответствия; обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей,[13] ( Ст. 14.7 КоАП РФ )и.т.д.

Ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за:
1) нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы; 2) включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя; 3) не предоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.

Ст. 14.10-35, 15-26 описывают в каких видах могут происходить нарушения прав потребителей, и какие предусмотрены законы при их нарушении, в ст. 23.49 даётся перечень органов осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты потребителей.
        В завершение остановимся на ст. 19.19 КоАП РФ, согласно которой:
1) нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от предоставления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения;
2) нарушение правил обязательной сертификации, т.е. реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати -; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения;
3) нарушение правил проверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти -; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность наступает за преступления, поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом - приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Уголовная ответственность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его личных имущественных прав. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных, регулируется Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ).
      В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием для возникновения уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Согласно УК РФ лицо может быть признано виновным в совершении преступления и нести уголовную ответственность только в том случае, если совершенное им деяние прямо предусмотрено одной из норм Особенной части уголовного законодательства.
      В УК РФ лишь одна статья предусматривает ответственность за нарушения законодательства о защите прав потребителей, а именно ст. 238 УК РФ. Согласно ст. 238 УК РФ производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до 2х лет.
        В соответствии с вышеуказанной статьей товары, которые не отвечают требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также приложенные к ним документы являются предметами преступления.
       В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» стандарты в РФ подразделяются на международные (региональные), государственные, стандарты отраслей и стандарты предприятий. Международные (региональные) стандарты применяются на территории РФ, если это установлено международными договорами, ратифицированными РФ, или соглашением сторон. Требования, установленные государственными стандартами, являются обязательными для соблюдения государственными органами, субъектами хозяйственной деятельности.[14]
        Преступление считается оконченным с момента выполнения действий, образующих объективную сторону преступления.[15]

Информация о работе Защита прав потребителей