Женщина в исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:30, доклад

Описание

Женщина в исламе — исследование о положении женщины в мусульманском обществе, а также система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины с социальными институтами. Положение женщины в исламе — традиционный пункт критики социального устройства мусульманского общества

Работа состоит из  1 файл

Женщина в исламе.docx

— 23.32 Кб (Скачать документ)
 

Женщина в исламе — исследование о положении женщины  в мусульманском обществе, а также  система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины с социальными  институтами. Положение женщины  в исламе — традиционный пункт  критики социального устройства мусульманского общества

Шариат (исламское  право) предусматривает значительные различия ролей мужчины и женщины  в области прав и обязанностей. Различия выражаются в вопросах брака, развода, юридического статуса, одежды и образования.Содержание  [убрать]

Для оценки влияния  ислама на положение женщин нужно  сперва рассмотреть статус женщины в доисламской Аравии. Положение женщин в доисламской Аравии оставляло желать лучшего[1][2]. Есть данные об умерщвлении родителями новорождённых девочек по причине бедности[3][4].

Ислам изменил структуру  арабского общества, реформировал гендерные роли. Согласно исследованиям профессора Уильяма Монтгомери, ислам улучшил положение женщин, дал им права[5]. Некоторые исследователи даже утверждают, что женщины, согласно исламу, имели больше прав, чем в некоторых западных странах до XX века. Например, ограничение правоспособности женщин в соответствии с французским правом было устранено только в 1965 году[6]. Фильдман, профессор права в Гарвардском университете, отмечает[7]: Когда англичанине применяли свое право в отношении мусульман, как это было в некоторых колониях, результат был один - лишить женщину тех прав, которые исламские законы ей даровали. Вряд ли это можно назвать прогрессом в направлении достижения равенства полов. 

Оксфордский словарь  указывает на общее улучшение  положения женщин после появления  ислама, отмечая признание полноценности  личности женщины.

По исламу брак рассматривается  как «договор», в котором согласие женщины являлось обязательным. Женщины  получили право наследования, которое  раньше, в патриархальном обществе, давалось только родственникам мужского пола. Аннемари Шиммель говорит, что, «по сравнению с доисламским периодом, изменение положения женщины, согласно исламскому законодательству, означал огромный прогресс; женщина имела право в соответствии с законом управлять своим богатством»[8].

Уильям Монтгомери говорит, что Мухаммада в историческом контексте своего времени можно рассматривать как фигуру, которая действовала в интересах прав женщин и значительно улучшила положение вещей; были представлены основные гарантии.

Джон Эспозито отмечает, что «Мухаммад предоставил женщинам права и привилегии в сфере семейной жизни, брака, образования и экономических связей. Права, которые помогли повысить статус женщины в обществе».

Коран гласит «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них  преимущество перед другими и  потому что они расходуют из своего имущества»[9].

Согласно мусульманской  традиции, жена полностью подчинена  мужу. Основная роль женщины сводится к семье, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Но если женщина  проявит желание, то она может  получать образование, работать и т.д. с согласия опекуна.

Хиджаб и свобода

Сказано в Коране: "Скажи верующим женщинам, чтобы  они опускали свои взоры и оберегали  свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете".

В Саудовской Аравии запрещено водить автомобиль не только гражданкам этой страны, но и иностранкам. В декабре 2011 года Высший религиозный  совет Саудовской Аравии — Меджелис аль-Ифта эль-Аала оставил в силе запрет на выдачу водительских прав женщинам. Совет состоящий из 150 учёных-богословов считает, что если женщины получат права, королевство постигнут следующие напасти: «резкое увеличение проституции, гомосексуализма, распространение порнографии и разводов». Профессор Камаль Субхи, сообщил:

Если женщинам позволить  водить автомобили, через десять лет  в этой стране не останется девственниц [10] .

Женщины сыграли  важную роль в основании многих исламских  учебных заведений, как например Фатима аль-Фихри в основании университета Аль-Карауин в 859 году. По свидетельству Ибн Асакира, жившего в 12 веке, существовали большие возможности для образования женщин в исламском мире. Он писал, что женщины могли учиться, достигать академических степеней, а также квалифицироваться как учёные и преподаватели. Женщины в исламском мире были вдохновлены примерами жён пророка Мухаммеда — Хадиджи, которая была успешным предпринимателем и Айши, известной учёной в области хадисов. Приводится история о том, как Мухаммед похвалил женщин Медины за их стремление к религиозным знаниям [11], которым «скромность не помешала узнать о своей вере». Хотя не было никаких правовых ограничений на женское образование, некоторые мужчины не одобряли эту практику, как например Мухаммад ибн аль-Хадж (ум. 1336 году), который был недоволен поведением некоторых женщин во время своих лекций. В 15 веке аль-Шакхави посвящает весь свой двенадцатитомный биографический словарь женщинам-учёным; словарь содержит информацию о 1075 из них.

Ислам дает женщинам право на личное имущество. По причине  отсутствия у женщин финансовых обязательств (по содержанию семьи, например), некоторых  финансовых прав у мужчины больше. Однако мусульманские женщины исторически  имели права собственности, аналоги  которых на Западе были даны сравнительно недавно[кто?].

Ислам разрешает  женщинам работать, при соблюдении определенных условий, например женщина  не может оставаться наедине с  мужчинами. Её работа не должна мешать более важным вещам, например заботе о детях. Предпочтительно, чтобы  в женских учебных заведениях, спортивных центрах работали женщины, нежели мужчины.

Некоторые исламские  школы не дают женщине права занять должность судьи. Другие (ханафитский мазхаб) говорят о запрете только на уголовный суд и разрешают вести гражданские дела. Это связывают с желанием оградить женщину от бремени рассмотрения жестоких, кровавых криминальных дел.

На современном  этапе в некоторых мусульманских  странах, например Египте и Марокко  остаются дискриминации в области  образования и работы. Структура занятости в мусульманском мире различна: 16 % пакистанских женщин экономически активны. В Индонезии этот показатель 52 %. Примечательно то, что заработанные женщиной средства являются её личной собственностью, которой она может распоряжаться по своему усмотрению, в то время как мужчина обязан тратить заработанное на всю семью

В исламском халифате женщины активно участвовали  в экономической деятельности [12]. Женщины работали в широком диапазоне  различных профессий, во всех секторах экономики. Уникальной особенностью больниц  была огромная роль сотрудниц-женщин. В 12 веке Ибн Рушд утверждал, что женщины равны с мужчинами во всех отношениях и обладают равными возможностями. Тем не менее, в большинстве стран мусульманского мира имеет место так называемая половая сегрегация в общественно-производственной сфере, которая проявляется в разделении профессий на «мужские» и «женские», в более низком уровне занятости и образования женщин по сравнению с мужчинами. Причина этого явления косвенно обусловлена поведенческими моделями, продиктованными некоторыми предписаниями исламской религии. Например, характерная для мусульманских семей многодетность, которая имеет непосредственное отношение к запрету прерывания беременности, является объективным препятствием для продвижения женщин по карьерной лестнице. Многодетная семья, выступающая в исламской традиции как некий эталон, служит для большинства мусульманских женщин ориентиром, в соответствии с которым они планируют и строят свою жизнь, и выбирают профессии с учетом того, что основные силы будут отданы семье, а не работе и карьере[13].

В вопросах бизнеса, где нужно свидетельство одного мужчины, обычно требуется свидетельство  двух женщин. Однако в вопросах семьи, брака, развода и подобных, свидетельства  одной женщины было достаточно для  доказательства факта. Это несоответствие связывают с вероятной меньшей  осведомленностью женщин в финансовых вопросах[источник не указан 286 дней].

В Коране сказано: «Если  не будет двух мужчин, то одного мужчину  и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей» (2:282) Ибн Кясир сказал: "Две женщины вместо одного мужчины, потому что женщины имеют недостатки, как передано в Муслимом в сахихе.. от Абу Хурайры, что Мохаммед сказал: «О женщины, раздавайте милостыню и просите прощения много, потому что я видел, что вы большинство обитателей ада.» Мудрая женщина среди них спросила: «Почему, о Посланник Аллаха, мы составляем большинство обитателей ада?» Он ответил: «Потому что проклинаете много, и вы не благодарны своим супругам. Я не видел кого-либо кто имел бы недостаток в уме и религии, и в тоже время отнимающих рассудок у умных, кроме вас» Женщина спросила: «О Посланник Аллаха, а в чем у нас недостаток в уме и в религии?» Он ответил: «Недостаток в уме — это то что свидетельство двух из вас равняется свидетельству одного мужчины и это доказательство недостатка в уме, а свидетельство о недостатке религии — это то что вы проводите некоторые ночи (и дни) не молясь, и в месяц Рамазан (в течение дней) вы не поститесь.» Тафсир ибн Кясир 1:336

По словам профессора права Фельдмана, «Ислам осуждает убийства чести, которые все еще встречаются  в некоторых странах Ближнего Востока» [14]. Убийствами чести называют убийства, почти исключительно женщин, которые «позорят» членов своей  семьи (рода). Такие убийства, хотя и  распространены в некоторых мусульманских  странах, встречаются и в других странах. Некоторые мусульманские  ученые утверждают, что эти убийства являются лишь частью традиции, которая  не имеет с исламом ничего общего.

Организация защиты прав иранских и курдских женщин опубликовала отчёт, согласно которому в 2010 году 2829 молодых британских мусульманок  были избиты, изувечены, облиты кислотой, похищены или убиты. В основном, это  женщины родом из Пакистана, Индии  и Бангладеш. Речь идет о сопротивлении  насильственным бракам, заключенным  семьями. Нападают и на женщин, у  которых появился интимный друг, на изнасилованных женщин, а также на тех, кто просто осмеливается первой заговорить с мужчиной или проявляет  склонность к однополой любви. В  Британии создано специальное подразделение  по борьбе с «защитниками семейной чести»[15][16].

Муж имеет право  применять физическое насилие в  отношении жены, жена такого права  не имеет. Мужья - попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, [сначала] увещевайте, [потом] избегайте их на супружеском ложе и, [наконец], побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, Аллах - возвышен, велик[9] 

В соответствии с  исламом брак не может быть принудительным [17]. Мусульманки могут вступить в  брак только с мусульманином. С другой стороны, Коран позволяет мужчинам-мусульманам  брать в жены женщин из числа «людей Писания» (христианок и иудеек). Однако это является предосудительным, хоть и не запретным. Мусульмане объясняют  это тем, что мужчина-немусульманин как глава семьи может дать дурной пример детям. Если муж — иноверец, а жена мусульманка, то скорее всего дети перестанут быть мусульманами и будут воспитаны в иноверческой традиции.

Полигамия разрешена  в ограниченных условиях, но на практике не получила широкого распространения[источник не указан 496 дней]. Вдова может выйти замуж, если она пожелает.

"На женщине  женятся из-за четырех причин: ее богатства, ее происхождения,  ее красоты и ее набожности; руководствуясь последним, ты  преуспеешь". (Имам Бухари, Муслим)

Брачный контракт представляет собой договор, по которому каждый из супругов с момента вступления в  брак возлагает на себя определенные обязательства, за которые он несет  ответственность.

Наиболее важными  нормами брачного контракта являются:

1) устойчивость супружества  и выполнение каждым из супругов  условий контракта. Установление  наследства между двумя сторонами.  Каждому супругу разрешается  наслаждаться друг с другом.

2) мужчина обязан несмотря на контракт: а) выплатить свадебный подарок (махр). б) возложить на себя содержание жены, во всех его формах, (пища, одежда, жилье и другое).

3) на жену возлагается:  а) утвердить за мужем право  на её воспитание. Поскольку муж  является главой семьи. б) подчинение  мужу во всем. Жена должна быть  привязанной к его дому. Поэтому,  если нет необходимости, она  не должна выходить из дому  без разрешения мужа. в) ей нельзя  запрещать мужу наслаждаться  ею, если нет весомой причины,  например, месячные кровотечения.

Информация о работе Женщина в исламе