Акты, претензии и иски, вытекающие из транспортных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:52, реферат

Описание

В целях унификации многочисленных разнообразных правил, регулировавших претензионно-исковой порядок разрешения споров, которые применялись на различных видах транспорта, в Основы гражданского законодательства 1961 г. были включены нормы о порядке и сроках предъявления претензий и исков, вытекающих из перевозки, объединенные в ст. 76 "Претензии и иски по перевозкам". Согласно указанной статье до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки, обязательно предъявление ему претензии. Претензии могли предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов и премий - в течение 45 дней. Перевозчик обязан был рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении претензии по перевозке, осуществляемой перевозчиками разных видов транспорта по одному документу, - в течение шести месяцев и претензии об уплате штрафа или премии - в течение 45 дней.

Содержание

Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов. Договорное право.
Претензии и иски, вытекающие из железнодорожной перевозки.
Акты, претензии, иски.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

транспорное право.docx

— 39.79 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Тамбовский государственный технический  университет

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Акты, претензии  и иски, вытекающие из транспортных отношений»

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. САХ-41

Ермолаев Д. М.

 

Проверил: преподаватель

Дворецкий М. Ю.

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов. Договорное право.
  2. Претензии и иски, вытекающие из железнодорожной перевозки. 
  3. Акты, претензии, иски.
  4. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов Договорное право.

В целях унификации многочисленных разнообразных правил, регулировавших претензионно-исковой порядок разрешения споров, которые применялись на различных  видах транспорта, в Основы гражданского законодательства 1961 г. были включены нормы о порядке и сроках предъявления претензий и исков, вытекающих из перевозки, объединенные в ст. 76 "Претензии  и иски по перевозкам". Согласно указанной  статье до предъявления к перевозчику  иска, вытекающего из перевозки, обязательно  предъявление ему претензии. Претензии  могли предъявляться в течение  шести месяцев, а претензии об уплате штрафов и премий - в течение 45 дней. Перевозчик обязан был рассмотреть  заявленную претензию и уведомить  заявителя об удовлетворении или  отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении претензии по перевозке, осуществляемой перевозчиками  разных видов транспорта по одному документу, - в течение шести месяцев  и претензии об уплате штрафа или  премии - в течение 45 дней.

Если претензия отклонялась  или ответ не был получен в  установленный срок, заявителю предоставлялось  на предъявление иска два месяца со дня получения ответа или истечения  срока, установленного для ответа. Для  предъявления перевозчиком исков, вытекающих из перевозки, к отправителям, получателям  или к пассажирам устанавливался шестимесячный срок. Сроки исковой  давности и порядок предъявления исков по спорам, связанным с перевозками  в заграничном сообщении, устанавливались  транспортными уставами (кодексами) или международными соглашениями.

Позже нормы данной статьи Основ были перенесены в гражданские  кодексы союзных республик (в  ГК РСФСР - ст. 384), а также в новые  редакции транспортных уставов и  кодексов, где они подверглись  определенной конкретизации. Таким образом, был создан единый порядок предъявления претензий и исков, вытекающих из всех видов перевозок грузов, пассажиров и багажа.

В транспортных уставах и  кодексах детализация и конкретизация  ст. 76 Основ гражданского законодательства осуществлялись в следующих направлениях: определялись лица, которые имели  право предъявлять претензии  транспортным организациям в зависимости  от допущенных ими нарушений; устанавливалось, к каким конкретно органам  транспорта должна предъявляться претензия, содержащая те или иные требования; указывались документы, которые  должны были прилагаться к соответствующим  претензиям; определялись порядок и сроки предъявления претензий и исков самими транспортными организациями к другим участникам отношений по перевозке.

Следует отметить, что даже с учетом имевшей место детализации  и конкретизации претензионно-искового порядка применительно к отдельным видам транспорта он выглядел довольно единообразно, что облегчает нам его анализ. Основные параметры указанного претензионно-искового порядка выглядели следующим образом.

Право на предъявление к  перевозчику претензий и в  соответствующих случаях исков  при утрате груза имели: грузополучатель  при условии представления грузовой квитанции (грузовой накладной) с отметкой станции (порта, пристани, аэропорта) назначения о неприбытии груза или документа  об оплате стоимости груза и справки  перевозчика об отправке груза с  отметкой станции (порта, пристани, аэропорта) о неприбытии груза; грузоотправитель - при условии представления грузовой квитанции (выданной ему накладной). На морском транспорте таким правом были наделены получатель или отправитель груза при условии представления коносамента.

В случае недостачи, порчи  или повреждения груза претензия  и иск к перевозчику могли  быть предъявлены получателем груза  при условии представления накладной (коносамента) и коммерческого акта.

Претензии и иски об ответственности  перевозчика за просрочку в доставке груза или задержку его выдачи могли быть предъявлены получателем  при условии представления накладной (коносамента).

Претензии и иски, касающиеся переборов провозных платежей за перевозку грузов (на морском и  внутренневодном транспорте) вправе были предъявить отправитель или  получатель, представившие накладную (коносамент).

Транспортные уставы и  кодексы не допускали возможности  передачи соответственно грузоотправителем  или грузополучателем своего права  на предъявление претензий и исков  к перевозчику другим организациям. Исключение составляли случаи, когда  это право передавалось грузоотправителем  грузополучателю и наоборот, а  также их вышестоящим организациям. На автомобильном транспорте разрешалась  передача этого права грузоотправителем (грузополучателем) также обслуживающей  его транспортно-экспедиционной организации, а на морском транспорте - транспортно-экспедиционной организации или страховщику.

В ряде случаев определялось, к какому конкретно органу транспорта должна была предъявляться та или  иная претензия. Например, согласно ст. 170 УЖД претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявлялись  к железной дороге назначения. Правила  перевозок грузов уточняли адресат  таких претензий, имея в виду отдельные  структурные подразделения и  службы управления железной дороги. Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение грузов, перевозимых большой и грузовой скоростью, должны были направляться в грузовую службу дороги назначения, а претензии об уплате штрафов за просрочку в доставке грузов, о возврате взысканных штрафов за простой вагонов под выгрузкой, а также за задержку контейнеров в пунктах выгрузки - в финансовую службу дороги назначения. Адресатом претензий об уплате штрафов за невыполнение плана перевозок, за необеспечение погрузки маршрутов являлись отделения железных дорог отправления груза. См.: § 1 разд. 38 Правил перевозок грузов.

Из всех транспортных уставов  и кодексов только ВК СССР не обременял  предъявителя претензии обязанностями  поиска правильного адресата претензии: в соответствии со ст. 107 ВК претензии  могли быть предъявлены к авиационному предприятию места отправления  или места назначения по усмотрению заявителя претензии.

При перевозках грузов в  прямом смешанном сообщении претензии, вытекающие из такой перевозки, предъявлялись  к той транспортной организации, в ведении которой находились станция, порт, пристань, аэропорт в  пункте назначения.

К предъявляемым претензиям должны были прилагаться документы, подтверждающие претензию. К претензиям в отношении утраты, недостачи, порчи  или повреждения груза, кроме  документов, подтверждающих право на предъявление претензии, следовало  приложить также документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного  груза.

Отмеченные правила составляли в совокупности порядок предъявления претензии, несоблюдение которого (или  отдельных его положений) позволяло  транспортным организациям возвращать предъявленные претензии без  рассмотрения.

Что касается сроков на предъявление претензий, то в транспортных уставах  и кодексах были воспроизведены сроки, предусмотренные Основами гражданского законодательства. Предъявление претензий  за пределами указанных сроков, так же как и нарушение порядка их предъявления, давали транспортным организациям возможность возвращать их без рассмотрения, что нередко лишало грузоотправителей и грузополучателей шанса защищать свои права в судах и государственных арбитражах путем предъявления исков к перевозчикам. Дело в том, что в случае возврата претензий без рассмотрения предъявители указанных претензий были не в состоянии повторно обратиться с претензией к перевозчикам в силу непродолжительности сроков на их предъявление. Практика же государственных арбитражей и судов исходила из того, что сроки на предъявление претензий носят пресекательный характер. Например, Госарбитраж СССР в инструктивном письме от 29 марта 1968 г. N И-1-9 (п. 15) разъяснил, что государственные арбитражи не имеют права восстанавливать пропущенные сроки на предъявление претензий к перевозчику.

В целом практика государственных  арбитражей по применению норм о порядке  и сроках предъявления претензий  отнюдь не способствовала защите прав и законных интересов грузоотправителей  и грузополучателей. Так, в том  же инструктивном письме Госарбитраж  СССР указал, что иски к железным дорогам могут быть предъявлены  только в случаях полного или  частичного отказа железной дороги удовлетворить  претензию либо неполучения от железной дороги ответа на претензию в течение  установленных сроков. При нарушении  истцом установленного порядка и  сроков предъявления претензий, неприложении к иску документов, предусмотренных в ст. 169 УЖД, заявлении иска до истечения установленных сроков для дачи железной дорогой ответа на претензию - в приеме искового заявления должно быть отказано. При выявлении этих нарушений в заседании арбитража дело в зависимости от обстоятельств и материалов его подлежит прекращению производством или истцу должно быть отказано в иске (п. 5).

Характерная деталь - для  требований самих перевозчиков к  грузоотправителям и грузополучателям законодательство не выдвигало каких-либо дополнительных препятствий в виде пресекательного претензионного срока в сочетании с правом возврата без рассмотрения. Перевозчики имели право обращаться со своими исками в суд и государственный арбитраж в пределах шестимесячного (а не двухмесячного, как грузоотправители и грузополучатели) срока исковой давности, исчисляемого со дня наступления события (нарушения). Единственное условие, которое должно было ими соблюдаться, - предъявление претензии до обращения с иском в суд или государственный арбитраж.

Таким образом, действовавший  претензионно-исковой порядок урегулирования споров, возникающих при перевозках грузов, обеспечивал очевидные преимущества для транспортных организаций и в то же время зачастую лишал грузоотправителей и грузополучателей возможности защищать свои нарушенные права от незаконных действий перевозчиков в суде и государственном арбитраже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Претензии и иски, вытекающие из железнодорожной перевозки 

Переход нашего государства  к рыночной экономике поставил перед  железнодорожным транспортом новые, сложные задачи, что вызвало необходимость  коренного изменения правового  регулирования железнодорожных  перевозок. Одним из важнейших правовых актов в этой области является введенный в действие 17 января 1998 г. Федеральный закон "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (далее - Транспортный устав, Устав).

Предусмотренные в Уставе правовые нормы базируются на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), других федеральных законов  и международных договоров, действующих  в области железнодорожного транспорта.

Многие вопросы в Транспортном уставе решаются совершенно по-новому, в направлении совершенствования  деятельности железных дорог в современных  условиях. Это относится, в частности, к главе VII "Акты, претензии, иски". Новому порядку предъявления претензий  и исков посвящена настоящая  статья.

Практика применения Транспортного  устава показала, что ряд его норм требуют разъяснений. Этим объясняется издание Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" <*> и от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации"

Прежде всего Пленум решил вопросы, связанные с разрешением разногласий, возникающих при заключении договоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов и грузобагажа, и возможностью передачи этих разногласий на рассмотрение арбитражного суда.

Для определения подведомственности таких споров необходимо учитывать  содержание договоров, их предмет и  обязательность заключения. Так, согласно статье 798 ГК РФ и статье 17 Транспортного  устава перевозчик и грузовладелец  при необходимости осуществления  систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По такому договору перевозчик обязуется в  установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к  перевозке грузы в обусловленном  объеме. В договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации  перевозок. В договоре об организации  перевозок может быть установлена  и ответственность за нарушение  предусмотренных в нем обязательств.

Информация о работе Акты, претензии и иски, вытекающие из транспортных отношений