Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:52, реферат
В целях унификации многочисленных разнообразных правил, регулировавших претензионно-исковой порядок разрешения споров, которые применялись на различных видах транспорта, в Основы гражданского законодательства 1961 г. были включены нормы о порядке и сроках предъявления претензий и исков, вытекающих из перевозки, объединенные в ст. 76 "Претензии и иски по перевозкам". Согласно указанной статье до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки, обязательно предъявление ему претензии. Претензии могли предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов и премий - в течение 45 дней. Перевозчик обязан был рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении претензии по перевозке, осуществляемой перевозчиками разных видов транспорта по одному документу, - в течение шести месяцев и претензии об уплате штрафа или премии - в течение 45 дней.
Претензии и иски, вытекающие из перевозки грузов. Договорное право.
Претензии и иски, вытекающие из железнодорожной перевозки.
Акты, претензии, иски.
Список использованной литературы.
При рассмотрении такого дела в арбитражном суде необходимо учитывать, что уведомление железной дороги о признании претензии и в случае неперечисления признанной суммы фактически свидетельствует о признании должником требований кредитора, что согласно статье 203 ГК РФ влечет перерыв течения срока исковой давности.
Такую позицию занял Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассматривая дело, по которому грузополучатель обратился в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза. Решением арбитражного суда в иске было отказано со ссылкой на пропуск срока исковой давности. Суды апелляционной и кассационной инстанций это решение оставили без изменений.
Как усматривалось из материалов дела, в ответ на претензию грузополучателя железная дорога уведомила его, что содержащиеся в претензии требования ею признаются, а соответствующая денежная сумма будет перечислена на счет грузополучателя.
В связи с тем, что признанная
сумма железной дорогой перечислена
не была, истец обратился в арбитражный
суд с иском, который не был
удовлетворен за пропуском истцом установленного
статьей 797 ГК РФ и статьей 141 Устава
годичного срока исковой
Истец не согласился с принятым решением, сославшись на признание ответчиком своей задолженности в ответе на претензию истца, что, по его мнению, прервало течение срока исковой давности.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации все состоявшиеся по данному делу судебные акты отменил, а дело передал на новое рассмотрение, указав в своем постановлении, что согласно статье 203 ГК РФ совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, прерывает течение срока исковой давности и после перерыва он начинается заново. Исходя из смысла данной статьи, признание претензии ответчиком и есть совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Ссылка апелляционной и кассационной инстанций на то, что согласно статье 141 Устава иски к железной дороге могут быть предъявлены только в случае полного или частичного отказа дороги удовлетворить претензию либо неполучения от нее ответа в течение 30 дней, в данном случае является необоснованной и не может служить основанием для отказа в иске, поскольку невыполнение железной дорогой обязательства по перечислению частично признанной суммы и есть отказ удовлетворить претензию. Таким образом, с учетом перерыва годичный срок исковой давности на взыскание с железной дороги признанной суммы штрафа не пропущен.
Говоря о сроке исковой давности, необходимо обратить внимание на определение начала течения этого срока. Согласно статье 141 Транспортного устава иски к железной дороге предъявляются в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензий. Действовавший ранее в течение многих лет порядок исчисления срока давности со дня получения от железной дороги ответа на претензию или истечения срока для такого ответа в настоящее время не применяется, поскольку такой порядок был основан на пресекательном характере сроков предъявления претензий железной дороге, а в соответствии с Уставом железных дорог эти сроки пресекательного характера не имеют.
Иски к железной дороге предъявляются в суд по месту нахождения управления железной дороги, к которой предъявлены или могли быть предъявлены претензии. В связи с этим возникает вопрос о последствиях предъявления иска не к управлению железной дороги, а к его отделению. Вправе ли арбитражный суд отказать в этом случае в принятии искового заявления? Подход к решению этого вопроса дает Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу о взыскании исковой суммы со Свердловского отделения железной дороги. Определением суда первой инстанции производство по делу было прекращено, суд апелляционной инстанции жалобу истца оставил без рассмотрения в связи с пропуском срока на ее подачу, суд кассационной инстанции подтвердил правильность этих действий.
Президиум, рассмотрев протест на определение суда о прекращении производства по делу, признал протест обоснованным исходя из следующего: суд прекратил производство по делу ввиду предъявления иска ненадлежащему ответчику со ссылкой на пункт 1 статьи 85 АПК РФ. Однако названная норма предусматривает прекращение производства по делу в отношении споров, не подлежащих рассмотрению в арбитражном суде. В данном случае спор возник в связи в осуществлением перевозки груза, носит экономический характер и его субъектами являются юридические лица. В соответствии со статьей 22 АПК РФ такие споры подведомственны арбитражным судам. Перечень оснований прекращения производства по делу сформулирован в статье 85 АПК РФ исчерпывающим образом. Предъявление иска ненадлежащему ответчику к числу таких оснований процессуальным законодательством не отнесено.
Статьей 124 Устава установлено, что взыскание штрафов, предусмотренных его статьями 105, 113, 114, 115, 116, 117, 120, 121, 122 и 123, осуществляется в безакцептном порядке. При применении статьи 124 Устава необходимо иметь в виду Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 131-О "По жалобе Сберегательного банка Российской Федерации и ОАО "Красноярскэнерго" на нарушение конституционных прав и свобод положением статьи 124 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации" <*>. Отметив, что названная статья Устава предусматривает, что взыскание железной дорогой с грузополучателя штрафа, предусмотренного его статьей 121 за нарушение установленных статьей 48 требований об очистке грузополучателем вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, осуществляется в безакцептном порядке, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что отсутствие согласия грузополучателя на уплату указанного штрафа исключает его безакцептное списание. В таком случае заинтересованные лица имеют право на обращение за разрешением спора в суд, который, не ограничиваясь выяснением одного только факта совершения правонарушения и формальным применением к правонарушителю соответствующего закона, должен разрешить спор по существу на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся доказательств. В частности, суд обязан исходить из общих положений об ответственности за нарушение обязательств и выяснить, имеются ли в данном случае основания ответственности, закрепленные в статье 401 ГК РФ. Без этого не могут быть реализованы конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод, в том числе права частной собственности. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что положение статьи 124 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации о безакцептном порядке взыскания с грузополучателей сумм штрафов, предусмотренных его статьей 121, постольку, поскольку оно служит основанием для безакцептного взыскания сумм штрафов при несогласии грузополучателей с их уплатой, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами.
На основании статьи 797 ГК РФ статья 142 Устава предусматривает срок исковой давности по искам железных дорог к грузоотправителям и грузополучателям, вытекающим из перевозок грузов и грузобагажа. Этот срок является сокращенным, равен одному году и одинаков со сроком исковой давности для исков к железной дороге.
В уставе не предусмотрена обязанность железных дорог до предъявления иска, вытекающего из перевозки, предъявлять претензии. Поэтому арбитражные суды при принятии исковых заявлений, руководствуясь частью 3 статьи 4, пунктом 6 части 1 статьи 108 АПК РФ, не требуют от железных дорог представления доказательств предъявления в этих случаях претензий.
Статья 38. Акты
1. Обстоятельства, являющиеся
основанием для возникновения
ответственности перевозчиков, фрахтовщиков,
грузоотправителей,
2. Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.
Статья 39. Порядок предъявления претензий к перевозчикам, фрахтовщикам
1. До предъявления к
перевозчикам, фрахтовщикам исков,
вытекающих из договоров
2. До предъявления к
перевозчикам исков,
3. Право на предъявление
к перевозчикам, фрахтовщикам претензий
в досудебном порядке имеют
лица, заключившие договоры
4. Претензии к перевозчикам,
фрахтовщикам предъявляются
5. Порядок оформления
претензий устанавливается
6. Претензии к перевозчикам,
фрахтовщикам могут быть
Статья 40. Порядок рассмотрения претензий к перевозчикам, фрахтовщикам
1. Перевозчики, фрахтовщики
обязаны рассмотреть
2. При частичном удовлетворении
или отклонении перевозчиком, фрахтовщиком
претензии заявителя в
3. Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз переадресован либо по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя выдан другому грузополучателю, претензия возвращается заявителю с указанием места, времени выдачи груза, лица, которому выдан груз, и лица, по заявлению которого проведена переадресовка или выдача груза, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем или лицом, по заявлению которого проведена переадресовка или выдача груза.
Статья 41. Порядок предъявления исков к перевозчикам, фрахтовщикам
При предъявлении претензий в порядке, установленном статьей 39 настоящего Федерального закона, иски к перевозчикам, фрахтовщикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, грузов или предоставлением транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа перевозчиков, фрахтовщиков удовлетворить претензии либо в случаях неполучения от перевозчиков, фрахтовщиков ответов на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий.
Статья 42. Срок исковой давности
Срок исковой давности
по требованиям, вытекающим из
договоров перевозок,
1) возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи багажа, груза;
2) возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, со дня признания багажа утраченным;
3) возмещения ущерба, причиненного
утратой груза, со дня
4) просрочки доставки багажа, груза со дня выдачи багажа, груза.
Статья 43. Порядок применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный
закон применяется к
2. К отношениям, связанным
с пользованием услугами
Статья 44. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный
закон вступает в силу по
истечении ста восьмидесяти
Информация о работе Акты, претензии и иски, вытекающие из транспортных отношений