Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:26, реферат
Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить
потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы
жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского
хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм,
организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие
понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых
хозяйственных задач.
Введение
1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования
1. Зачем нужно государственное регулирование?…………………………5
2. Цели и формы государственного регулирования экономики………….6
3. Задачи государственного регулирования………………………………..7
4. Объекты государственного регулирования……………………………...9
5. Инструменты государственного регулирования………………………..10
2. Методы государственного регулирования
1. Функции. Экономические и административные методы……………….11
2. Различия методов государственного регулирования……………………12
3. Косвенные методы государственного регулирования…………………..12
4. Случаи вмешательства государства в регулирование
экономики………13
3. Программы государственного регулирования.
1. Государственное экономическое программирование………………….15
2. Границы и эффективность государственного регулирования…………15
4. Необходимость экономики в совершенствовании государственного
регулирования…………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………………..21
Централизованная система в Советском Союзе оказывала постоянное
давление на предприятие, заставляя его быть не пассивным исполнителем, а
инициатором всех взаимоотношений с управляющими государственными органами.
В противном случае предприятие теряло возможность защищать собственные
интересы и неизбежно попадало в разряд плохо работающих, за что непременно
наказывались его руководители.
Затраты на управление и расходы на подготовку производства, а также
перемещение материальных ресурсов от поставщиков к потребителям при
централизованной системе управления в несколько раз ниже, чем в
децентрализованной. Централизованная система Управления позволяет
интегрировать в одном месте управленческие операции, создает возможность,
когда небольшая группа профессионалов может решить хозяйственную задачу (в
частности по сбыту продукции, материально-техническому обеспечению и др.)
сразу для десятков или сотен предприятий (фирм). Децентрализованная система
требует обязательного повторения в полном объеме каждой хозяйственной
операции на каждом отдельном предприятии. Для этого требуется содержать
соответствующий штат служащих и специалистов, что и вынуждены делать
предприниматели всех индустриально развитых стран.
Например, в I988 г. на предприятиях Рима, связанных с производством и
обменом, рабочие составляли 38 % всей численности персонала, служащие - 49
%, а инженеры и администраторы - 13 %. В том же году на производственных
предприятиях Москвы рабочие составляли 72% всей численности персонала, а
служащие, инженеры, администраторы вместе взятые - 28%.
В 1989 г. из 112 млн. человек экономически активного населения США
управленческий персонал составил 51,3 млн. человек, в том числе в частном
секторе - 41,4 млн. человек. В СССР из 139 млн. чел., занятых в народном
хозяйстве, в управленческом аппарате в том же году было занято 14,9 млн.
человек; из них на предприятиях и в организациях народного хозяйства — 13,2
млн. человек. В связи с этим доля непроизводственных затрат, которые
оплачивает потребитель в США, в несколько раз выше, чем это было в
централизованной экономике СССР.
Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая
высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на
государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в
управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.
Советскую экономику в прошлом удушало не государственное управление.
Наоборот, оно способствовало ее развитию. Удушала деструктивная
безраздельная власть коммунистического партаппарата, «отсасывающего» из
экономики для решения своих идеологических задач (развитие оборонного
комплекса, «помощь Друзьям» и «подготовка мировой революции») до 50 %
доходов государства. Вряд ли правомерно ожидать положительных результатов
на базе неуправляемого рынка в условиях России до тех пор, пока не будет
создана необходимая для этого централизованно регулируемая управленческая,
посредническая и прочая инфраструктура, которая заменит ныне полностью
децентрализованную систему и, разумеется, потребует существенного изменения
структуры управления экономикой страны.
Расчеты показывают, что в прошлом при условии сохранения в России
централизованного управления экономикой для налаживания нормального ритма
работы предприятий требовалось отстранить от власти компартию и вовлечь в
систему хозяйственного управления дополнительно к имевшемуся ранее аппарату
не более 6 -7 млн. человек. Наряду с этим при переводе экономики на
неуправляемые рыночные отношения единовременные и текущие расходы на
управление по сравнению с имеющимися расходами надо было увеличивать как
минимум в 3 - 4 раза. В систему хозяйственного управления, прежде всего в
органы управления предприятий, а также различных посреднических и
коммерческих контор, требуется дополнительно привлечь не менее 25 - 35 млн.
человек. Безусловно, надо заранее определить, где взять ресурсы на
образование огромного, рассеянного по предприятиям (фирмам) и организациям
дополнительного управленческого аппарата в новых условиях работы, где (и
откуда) набрать дополнительный штат специалистов. В ряде случаев законно
возникает вопрос: а надо ли вообще заниматься делом, которого не знаем,
практически не имея шансов для, его благополучного завершения?
В данной курсовой работе мною освещены такие темы, как: понятие
государственного регулирования экономики, цели, задачи и формы, подробно
рассмотрены объекты и инструменты государственного регулирования
экономики. Также затронуты методы регулирования и случаи вмешательства в
экономику при определенных условиях. В четвертой главе была
проанализирована необходимость экономики в совершенствовании
государственного регулирования.
Мною были сделаны следующие выводы.
Экономика страны — это сотни миллионов различных компонентов (включая
людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.),
находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального
разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими
уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.
Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между
верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное
функционирование механизма управления.
Важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической
деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо
экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те
государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают
внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Роль
государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле
соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке
недостающих законов и нормативов.
Важнейшая экономическая задача государственных органов - обеспечить
условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-
технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению
производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на
мировых рынках. Государственное регулирование экономики направлено
на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью
максимального повышения эффективности производства в соответствии с
интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и
местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального
сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами.
Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только
и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы
признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен.
Государство должно установить порядок, при котором предприниматели,
действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что
выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком
порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в
реальных социально-экономических условиях страны. При этом
самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества.
Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей
хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу
входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных,
политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед
бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет
бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии
бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения
государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе,
во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и,
в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую
деятельности бизнеса.
Своими действиями государство может затормозить или ускорить их
развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все
экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого
гражданина. Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в
стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития
предпринимательства и экономики.
На государство возлагаются следующие основные задачи: создание
правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее
национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной
защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и
организация выполнения хозяйственного законодательства.
Объекты государственного регулирования экономики совершенно различны,
но охватывают практически все сферы экономической деятельности.
Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь
совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос
лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те
ниши, где его применение целесообразно. Экономические и административные
методы имеют некоторое сходство, и в то же время существенно отличаются
друг от друга. Административные приемы заметно сужают свободу
экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Экономические
методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют
ее.
Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях,
когда имеют место так называемые «провалы» рынка. Государство должно
вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные
условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Существуют
признаки условий и предпосылок: безработица, инфляция, дефицит бюджета.
Высшей формой государственного регулирования является государственное
экономическое программирование. Его задача – комплексное использование в
глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
Программы разрабатываются специальным государственным органом или
министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают
социально-экономическое развитие в желательном направлении.
Программирование позволяет использовать все средства государственного
регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих
мероприятий отдельных государственных органов.
Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая
высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на
государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в
управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.
Список литературы.
1. Экономика предприятия: учебник/Под ред. Проф. О.И. Волкова и
доц. О.В. Девяткина. М.: ИНФРА-М, 2002.
2. ЕфимоваЕ.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая
теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. – М.:
МГИУ, 1997.
3. Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: принципы,
проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1 – М.:
Республика, 1995.
4. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» / Под ред.
А.С. Булатов. – М.: БЕК, 1997.
5. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их
применением // Экономист, 1996, №9.
6. ЭКО 1999, №5. С.17.
7. Экономист 2000. №7. С.25; №10. С. 15.
8. Русский бизнес - Дьявол - в деталях // Эксперт - №18 (278) -
2001
9. Аналитический еженедельник "КоммерсантЪ ВЛАСТЬ" № 012 от 28.03.
2000