Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Страховой деятельностью в Российской Федерации могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный надзор за страховой деятельностью………….........5
1.1. Понятие и принципы осуществления государственного страхового надзора......................................................................................................................5
1.2. Правовой статус и функции органа страхового надзора…………………..8
1.3. Роль и значение государственного страхового надзора…………………11
Глава 2. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков…………………………………………………………………….14
2.1. Лицензирование страховой деятельности…………………………………14
2.2. Текущий контроль за страховой деятельностью………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

курсовая юля.docx

— 53.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственный  надзор за страховой деятельностью………….........5

1.1. Понятие и принципы осуществления государственного страхового надзора......................................................................................................................5

1.2. Правовой статус и функции органа страхового надзора…………………..8

1.3. Роль и значение  государственного страхового надзора…………………11

Глава 2. Порядок осуществления  государственного надзора за деятельностью  страховщиков…………………………………………………………………….14

2.1. Лицензирование страховой деятельности…………………………………14

2.2. Текущий контроль за страховой деятельностью………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Страхование как система  защиты имущественных интересов  граждан, организаций и государства  является необходимым элементом  социально-экономической системы  общества.

Страхование является самостоятельным  звеном финансовой системы Российской Федерации.

Страхование предоставляет  гарантии восстановления нарушенных имущественных  интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно  не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении  страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Страховой деятельностью  в Российской Федерации могут  заниматься как государственные, так  и негосударственные организации  и компании. Деятельность страховых  компаний носит предпринимательский  характер.

Государственное регулирование  страхового рынка осуществляется различными способами. Для этого применяются  экономические, налоговые и иные методы. Однако осуществление страхового надзора является одним из наиболее эффективных методов.

Надзор в сфере страхования  может носить внутренний или внешний характер. Внутренний надзор осуществляется непосредственно органами самой организации либо привлекаемыми за свой счет аудиторами. Внешний или государственный страховой надзор включает регулирование и контроль субъектов страхового рынка, осуществляемые исключительно органами страхового надзора.

Необходимость государственного страхового надзора определяется важной ролью страхования в экономической  жизни общества, связанной с ликвидацией  последствий неблагоприятных событий  и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а также потребностью защиты интересов  страхователей.

В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового  положения страховщика и его  платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика  для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к  конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой  идее воплощается в претензиях населения  к государственным институтам. Именно поэтому государство не может  находиться в стороне от страховой  деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственного страхового надзора — величина резервов, гарантирующих  платежеспособность страховщика.

Страховой рынок как часть  финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования  и контроля в целях обеспечения  его стабильного функционирования с учетом значимости страхования  в процессе общественного воспроизводства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного  надзора; государственное регулирование  страхового рынка осуществляется посредством  специальной налоговой политики, принятия по отдельным видам предпринимательской  деятельности законов, отражающих порядок  заключения договоров страхования  и решения возникающих споров. Государство также устанавливает  с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования.

Объектом исследования выступают  общественные отношения, возникающие  в процессе осуществления государственного надзора.

       Цель исследования заключается в изучении государственного надзора за страховой деятельностью и порядка его осуществления.

       Данная  цель определила задачи исследования:

       - изучить законодательство о страховании;

       - сформулировать определение и принципы государственного страхового надзора.

Глава 1. Государственный  надзор за страховой деятельностью.

    1. Понятие и принципы осуществления государственного страхового надзора.

Государственное регулирование  страховой деятельности представляет собой воздействие государства  на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям:

1) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

2) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка:

3) государственный надзор за страховой деятельностью;

4) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.1

Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это объясняет значение страхования в экономической  и социальной жизни общества. Интересы общества в развитии страхования  предполагают прямое участие государства  в наблюдении за функционированием  этой сферы. Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, страхование выполняет важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, зачастую, не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений. Поэтому в каждой стране существует законодательство о надзоре за страховыми организациями, в соответствии с которым строится система надзора.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.2

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Принцип законности понимается, прежде всего, как требование государства неукоснительно исполнять устанавливаемые им законы и иные нормативные правовые акты. Согласно ч. 2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения и исполнения действующего права  последовательно распространяется на все сферы правовой деятельности государства и членов гражданского общества, в том числе и на сферу  государственного страхового надзора.

Принцип гласности заключается в том, что деятельность органа страхового надзора осуществляется гласно, т.е. является общедоступной и подконтрольной для общественности. Принцип гласности проявляется в опубликовании реестров страховых компаний, решений органа страхового надзора, статистических данных по страхованию и пр.

Широкое распространение  сети Интернет в повседневной жизни  способствует доступности информации о деятельности Федеральной службы страхового надзора (далее ФССН) для  граждан и юридических лиц. На сайте ФССН публикуются сообщения для прессы, информация о ФССН, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ФССН, многочисленные приказы, актуальная информация о ликвидации, судебные решения, прочие документы,  объявления о розыске страховых компаний, обзоры обращений граждан и организаций, поданные заявки на лицензирования и пр.

Принцип организационного единства означает, что центральный аппарат и территориальные инспекции Федеральной службы страхового надзора являются единой системой по осуществлению страхового надзора, структурные части которого находятся в постоянном взаимодействии.

Таким образом, появление  органа государственного страхового надзора  обусловлено определенными причинами  и является исторически неизбежным событием.

Государственный страховой  надзор в России выполняет лицензионные, нормотворческие и контрольные  функции, и поэтому, должен осуществляться строго в соответствии с установленными принципами его деятельности.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовой статус и функции органа страхового надзора.

Система государственного надзора  за страховой деятельностью должна предполагать:

1) организацию основ страхового  надзора в РФ, в первую очередь  путем создания специальных органов  по надзору за страховой деятельностью  на федеральном уровне и на  уровне субъектов РФ;

2) создание нормативных  актов надзора за страховой  деятельностью, выработку единых  методических принципов организации  и осуществления страхового дела;

3) определение специальных  требований к страховым организациям, установление лицензирования и  сертификации страховой деятельности;

4) установление единых  квалификационных требований к  руководителям и специалистам  страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.4

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в  соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о  Федеральной службе страхового надзора».

Федеральная служба страхового надзора находится в ведении  Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзора руководствуется в своей  деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.5

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью являются:

1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности на территории России;

2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.6  
 Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

3) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Роль и значение государственного страхового надзора.

В современных условиях все  большее значение приобретают методы косвенного стимулирования государством развития страхования. Их суть состоит  в различных способах государственного регулирования страховой деятельности:

1) создание стабильной законодательной базы, определяющей единые «правила игры» для всех субъектов рынка страховой деятельности;

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью