Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Страховой деятельностью в Российской Федерации могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственный надзор за страховой деятельностью………….........5
1.1. Понятие и принципы осуществления государственного страхового надзора......................................................................................................................5
1.2. Правовой статус и функции органа страхового надзора…………………..8
1.3. Роль и значение государственного страхового надзора…………………11
Глава 2. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков…………………………………………………………………….14
2.1. Лицензирование страховой деятельности…………………………………14
2.2. Текущий контроль за страховой деятельностью………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

курсовая юля.docx

— 53.00 Кб (Скачать документ)

2) формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг;

3) формирование системы государственного надзора за деятельностью страховщиков;

4) формирование системы гарантий выполнения страховщиками своих  обязательств перед потребителями страховых услуг;

5) организация и защита конкуренции на страховом рынке;

6) создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки  квалифицированных кадров в области страхования;

7) регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с  преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом  рынке;

8) проведение налоговой политики, способствующей формированию  цивилизованного рынка страховых услуг;

9) создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности  страховщиков.

В применении этих способов значительную роль играет именно государственный  страховой надзор.8

Без системы органов государственного страхового надзора применение конкретных мер, обобщение практики и разработка предложений по совершенствованию страхового рынка становится практически невозможным.

Положением о Федеральной  службе страхового надзора на указанный  орган были возложены обширные полномочия по регулированию страховой деятельности в Российской Федерации, и без  этого органа, страховой рынок  стал бы саморегулируемым, что привело бы к непредсказуемым последствиям.9

Большое значение органа страхового надзора проявляется в процессе  разработки предложений по нормативно-правовому регулированию, чтобы на основании проблем правоприменения формулировать свои предложения и направлять их органу страхового регулирования. Экспертный совет при Федеральной службе страхового надзора создан для того, чтобы обсуждать существующие проблемы. В состав Экспертного совета входят и представители страхового сообщества. Обмен мнениями всегда чрезвычайно полезен. Но интересны не те предложения, которые направлены исключительно на защиту интересов страховщика либо исключительно на защиту интересов государства. Ценными представляются предложения, которые позволяют при соблюдении баланса интересов страховщиков и государства эффективно защищать интересы тех, кто доверился страховщикам.

Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю непросто составить  правильное представление в связи  с отсутствием специальных знаний о принципах, на которых основана деятельность страховых организаций. В то же время страховщик является профессионалом в данной области, а  потому он может злоупотреблять своими знаниями в ущерб интересам клиентов.10

Одной из особенностей страховой  услуги является разрыв во времени  между датами уплаты страховых взносов  страхователем и осуществления  страховщиком страховых выплат. Заключение договора страхования является лишь началом взаимоотношений сторон, которые продолжаются в течение всего срока действия договора. Страховщик сначала получает страховые взносы, а страховые выплаты ему придется производить гораздо позже, когда произойдет страховой случай. Поэтому страхователю бывает достаточно сложно оценить, окажется ли страховщик способен произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Таким образом, одной из главных задач государства является обеспечение надежности деятельности страховщиков. Помимо этого договоры страхования представляют собой сложные документы с юридической точки зрения, а потому страхователю бывает непросто разобраться в их формулировках, понять, какие услуги предоставляет ему страховщик, насколько текст договора соответствует требованиям законодательства. В связи с этим государство устанавливает контроль за условиями договоров страхования.11

Таким образом, страховой  надзор является необходимым направлением деятельности государства, поскольку  никакой другой сферой не охватывается регулирование страхового рынка, а  защита интересов страхователей  является обязанностью государства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок  осуществления государственного надзора  за деятельностью страховщиков.

2.1. Лицензирование  страховой деятельности.

       Можно выделить две стадии контроля за деятельностью страховщиков – предварительный и текущий контроль.

       На первой  стадии – стадии предварительного  контроля – осуществляется отбор  организаций, которые получают  право заниматься страховой деятельностью.  Задача этой стадии – не  допустить на страховой рынок  компании, не соответствующие установленным  критериям. Поскольку страхование  является довольно сложным видом  деятельности, им может заниматься  далеко не каждый, необходим предварительный  отбор лиц, желающих оказывать  страховые услуги.

       Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.

       Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

       Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

       Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.12

       Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.

       Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

       Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются страховщикам для осуществления страховой деятельности только на определенной территории, заявленной страховщиком.13

        Для  получения лицензии страховщик  должен обладать уставным капиталом,  оплаченным за счет денежных средств в установленных законом размерах. При обращении страховой организации впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать осуществление планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования и составлять в совокупности (в процентах от суммы страховой премии, планируемой страховщиком на первом году деятельности):

  1. в страховании жизни, страховании от несчастных случаев и болезней, медицинском страховании, страховании средств наземного транспорта, страховании грузов, страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств – 15 %;
  2. в страховании средств воздушного транспорта, страховании средств водного транспорта, страховании других видов имущества, страховании профессиональной ответственности, страховании ответственности за неисполнение обязательств – 25%;
  3. в страховании финансовых рисков, страховании гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности, страховании иных видов гражданской ответственности – 30 %.

В то же время страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании ранее полученной лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны соответствовать следующим  требованиям:

  1. отсутствие действующих санкций за нарушение законодательства;
  2. обеспечение финансовой устойчивости и выполнение нормативного соотношения активов и обязательств на последнюю отчетную дату согласно данным баланса, подтвержденного аудиторским заключением;
  3. бизнес-план на год должен быть составлен исходя из прироста собственных средств, необходимых для развития новых видов страхования.14

        Для  получения лицензии на осуществление  страховой деятельности юридические  лица должны представить в  Министерство финансов РФ следующие  документы: 

  1. заявление установленной формы;
  2. учредительные документы (устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством; протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор; документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица);
  3. документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, акты приема-передачи имущества, другие документы) ;
  4. экономическое обоснование страховой деятельности (бизнес-план на первый год деятельности; план по перестрахованию, если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10 % собственных средств страховщика; положение о порядке формирования и использования страховых резервов; план размещения средств страховых резервов; баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату; расчет соотношения активов и обязательств – представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее одного года);
  5. правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов; сертификатов);
  6. расчеты страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также структуру тарифных ставок;
  7. сведения о руководителе страховой компании и его заместителяхпо установленной форме.

        Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающей 60 дней с момента получения документов. Основанием для отказа в выдаче лицензии может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ. Об отказе сообщается в письменной форме с указанием причин. В случае принятия решения о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности со страховой организации взимается плата в федеральный бюджет.15

При получении лицензии страховщику  вручаются следующие документы:

  1. лицензия, содержащая такие сведения, как наименование страховщика и его юридический адрес; наименование видов страховой деятельности, на проведение которых имеет право страховщик; территория, на которой страховщик имеет право проведения страхования; номер лицензии и дата ее выдачи;
  2. приложение к лицензии (в нем указываются конкретные виды страхования, на проведение которых имеет право страховщик);
  3. правила по каждому виду страхования с отметкой органа страхового надзора;
  4. структура страховых тарифов с отметкой органа страхового надзора.16

Об изменениях, внесенных в учредительные  документы, страховщик обязан сообщить федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью  в месячный срок с момента регистрации  этих изменений в установленном  порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Текущий контроль за страховой деятельностью.

          При осуществлении текущего контроля органы страхового надзора рассматривают и анализируют представляемую страховщиками бухгалтерскую статистическую отчетность, при необходимости требуют от них предоставления дополнительных сведений о деятельности страховых организаций, рассматривают заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования, проводят проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности. На данной стадии задача состоит главным образом в том, чтобы составить представление о положении дел в страховых организациях, проконтролировать соблюдение ими норм законодательства, оценить способность и готовность выполнить принятые ими обязательства. При этом основное внимание уделяется оценке финансового состояния страховых организаций. В частности, контролируется соответствие имеющихся у страховщиков собственных средств установлены нормативам, правильность формирования страховых резервов, соблюдение требований по их инвестированию.

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью