Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание

Исполнительное производство — это урегулированная правом, упорядоченная законом и иными нормативными актами, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения совокупность процессуальных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем (непосредственно или опосредованно, через поручение), направленных на своевременное и полное фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах юрисдикционных и не юрисдикционных органов[1]

Содержание

Введение
1. Добровольное исполнение
2. Меры принудительного исполнения
3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника
4. Отложение исполнительных действий
5. Приостановление исполнительного производства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Исполнительное производство_курсовая.doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)

При этом следует иметь в виду, что исчисление установленного срока для добровольного исполнения требования исполнительного документа со дня возбуждения исполнительного производства возможно только в случае вручения должнику постановления об этом в день его вынесения. Во всех остальных случаях отсчет должен производиться со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, причем, с применением аналогии закона, первым днем установленного срока должен считаться день, следующий за днем получения постановления, а если последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока должен считаться следующий за ним первый рабочий день[10].

Вместе с тем следует учитывать, что законом предусмотрено предоставление 5-дневного срока для добровольного исполнения с момента возбуждения исполнительного производства, тогда как судебная практика указывает на необходимость исчисления срока для добровольного исполнения с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, что последний должен подтвердить соответствующими почтовыми документами.

Судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми  препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний   п. 1 ст. 81 Закона.

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено лишь по истечении срока, установленного им для добровольного исполнения исполнительного документа, и обязательно должно утверждаться старшим судебным приставом.

При этом нужно иметь в виду, что постановление о взыскании исполнительского сбора следует выносить не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 51 Закона арест на имущество должника должен быть наложен не позднее одного месяца.

Рекомендуется придерживаться именно этого срока в связи с тем, что при выходе судебного пристава-исполнителя на место совершения исполнительных действий обращать взыскание на имущество необходимо не только в объеме основной суммы долга, но и в сумме исполнительского сбора по данному исполнительному производству. Указанные действия в совокупности приведут к возможности снижения процента подачи жалоб в суды заинтересованными лицами на действия судебных приставов-исполнителей по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора. Бремя доказывания отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа возлагается на должника: он должен доказать наличие обстоятельств, на которые ссылается в обоснование своих возражений, при условии обеспечения судебным приставом-исполнителем возможности должнику подтверждать свою невиновность[11].

Разъяснениями Минюста России от 03.09.2001 г. № 06/8752-АМ был рекомендован следующий порядок распределения исполнительского сбора при недостаточности взысканной суммы:

              в первую очередь погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, и возмещаются расходы по совершению исполнительных действий;

              затем одновременно удовлетворяются требования взыскателя и оплачивается исполнительский сбор пропорционально от реально взысканных сумм: 93% - взыскателю, 7% - исполнительский сбор.

Однако Определением Верховного суда РФ от 19.02.2002 г. № КАС-02-51 установлено, что взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке в случае недостаточности денежных средств, взысканных с должника, не позволяет исполнить судебный акт или акт иного уполномоченного органа, обязательный для судебного пристава-исполнителя, и удовлетворить требования взыскателя в полном объеме. Тем самым нарушенные права взыскателя оказываются незащищенными, что противоречит требованиям Конституции РФ, в соответствии с которыми обязанность государства защищать права и свободы человека относится к основам конституционного строя, а поэтому государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется. Установленный в п. 1 ст. 77 Закона порядок распределения взысканной суммы создает возможность неисполнения законных требований взыскателя, нарушает справедливый баланс между публичными и частными интересами на стадии исполнительного производства, искажает существо обязанности государства гарантировать защиту конституционных прав и свобод, в том числе право собственности, не отвечает конституционно значимым целям исполнительного производства, а поэтому не соответствует Конституции РФ. Таким образом, при распределении взысканной по исполнительному документу суммы в первую очередь удовлетворяются требования взыскателя, а затем оплачивается исполнительский сбор[12].   

С целью защиты прав и охраняемых законом интересов сторон исполнительного производства, иных лиц, связанных с исполнением юрисдикционного акта, государственных или общественных интересов, принудительное исполнение может быть осуществлено лишь в формах, определенных законом. Для этих целей в ст. 45 Закона указаны меры принудительного исполнения:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;    

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим ФЗ и иными ФЗ, обеспечивающими исполнение исполнительного документа[13].

Перечисленные меры могут применяться как самостоятельно, так и в своей совокупности. Выбор конкретной меры принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем зависит от многих факторов, среди которых основные: мера должна соответствовать требованиям исполнительного документа, конкретной ситуации (положение сторон исполнительного производства и т.п.), быть наиболее приемлемой для своевременного и полного исполнения содержащихся  в исполнительном документе требований, а также соответствовать закону.

Пункты 1 и 2 статьи Закона указывают на обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации и обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника, т.е. деление происходит по признаку «доходы – имущество», хотя, строго говоря, заработная плата, пенсия, стипендия (иначе – денежные средства) – также являются имуществом, а имущество, которое может быть арестовано и реализовано, можно расценивать в ряде случаев как доход  (и почти всегда – как источник дохода).

Пункт 3 статьи говорит об обращении взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц. Здесь выделение меры взыскания иное – имущество арестовывается (изымается, реализуется или выдается взыскателю и т.п.) не у должника, а у третьих лиц. Исполнительные действия по-прежнему производятся в интересах данного взыскателя в отношении данного должника, однако место совершения исполнительных действий – то, где имущество должника находится, то есть территория третьего лица, например, его жилище, в которое можно проникнуть  только по основаниям, предусмотренным законом.

Указанная в п. 4 ст. 45 Закона мера принудительного исполнения – изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе – отличается от иных мер способом действия и определенностью предмета исполнения.

Пункт 5 предусматривает применение иных мер, предпринимаемых в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» и иными ФЗ, обеспечивающих исполнение исполнительного документа. На практике это чаще всего запрет на совершение определенных действий[14].


3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника

В специально установленных законом случаях взыскание может быть обращено на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника. Данные случаи оговорены в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии с указанной нормой взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается при исполнении решений о взыскании периодических платежей, взыскании суммы, не превышающей двух минимальных размеров оплаты труда, при отсутствии у должника имущества или недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм[15].

Таким образом, законом установлены конкретные основания обращения взыскания на доходы.

1. Основания, содержащиеся в исполнительном документе:

а) исполнение решений о взыскании периодических платежей;

б) при взыскании суммы, не превышающей 2 МРОТ.

2. Основания, возникающие в ходе исполнительного производства:

а) отсутствие у должника имущества;

б) недостаточность имущества для полного погашения взыскиваемых сумм.

Прежде всего, необходимо уяснить, что понимается в законе под источниками доходов. В соответствии с трудовым законодательством и сложившейся практикой заработная плата – любая оплата труда, выплачиваемая за исполнение работником (должником) работы по трудовому договору (контракту), в том числе сверхурочная работа, работа по совместительству и т.д.

Пенсия – денежные средства, выплачиваемые пенсионеру (должнику) государством без учета пенсии, получаемой из негосударственных пенсионы фондов, а также дополнительной пенсии (материальной помощи) той организации, в которой работал должник (последние относятся уже к иным источникам доходов).

Стипендии – периодические денежные выплаты, предоставляемые лицам, обучающимся по очной форме обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в центрах послевузовского образования, в связи с учебой. Иные доходы должника – любые получаемые должником в качестве дохода денежные суммы, в основном это денежные суммы, выплачиваемые за выполнение работ по договору подряда, поручения, комиссии, аренды, другим гражданско-правовым договорам, доходы от предпринимательской деятельности, интеллектуальной деятельности, от паев, ценных бумаг, вкладов в кредитных учреждениях и т.д. Законодатель, таким образом, не устанавливает какого-либо исчерпывающего перечня доходов, на которые может быть обращено взыскание.

Однако закон жестко регулирует вопросы размеров удержаний из них. Так, ст. 65 Закона предусмотрено, что размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов[16].

При исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм. При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 процентов заработка (пп. 1 и 2 ст. 66 Закона)[17].

Ограничения размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач, установленные пп. 1 и 2 ст. 66 Закона не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением. В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70 процентов.

Указанные правила применяются также при обращении взыскания на причитающиеся должнику стипендии, пенсии, вознаграждения за использование автором своего авторского права, права на открытие, на изобретение, на которые выданы авторские свидетельства, а также за рационализаторское предложение и промышленный образец, на которые выданы свидетельства.

Отдельно урегулирован вопрос обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание. Так, с осужденного к исправительным работам взыскание по исполнительным документам должно производится из всего заработка без учета удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда. Тем самым увеличиваются верхние пределы для удержаний из заработка лиц, осужденных к указанной мере уголовного наказания. Согласно ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном  приговором суда, в размере от пяти до двадцати процентов. Соответственно, на указанный процент становится выше и общий размер удержаний, например, при одновременном взыскании алиментов удержания могут составить от 55 до 70 процентов заработка в зависимости от конкретной суммы удержаний, установленной приговором суда.

С осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также с лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание производится из всего заработка без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях (ст. 67 Закона), однако при этом следует руководствоваться одновременно и нормами УИК.

Так, согласно ст. 107 УИК из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном ГПК РФ[18].

Взыскание может быть обращено и на пособия по социальному страхованию. В силу ст. 68 Закона на пособия по социальному страхованию (при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком, в период частично оплачиваемого отпуска и др.), а также пособия по безработице взыскание производится только по решению суда, судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.

Информация о работе Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе