Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 04:12, реферат
Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.
Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.
Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".
18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть". Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": "И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных". Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
Екатерина II придавала
должности генерал-прокурора
В отдельные периоды российской истории Генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".
24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
Уже в 1922 году, 28
мая было принято Положение о
прокурорском надзоре, согласно которому
в составе Народного комиссариата (наркомата)
юстиции была учреждена Государственная
Прокуратура. При этом на прокуратуру
были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от имени государства
за законностью действий всех органов
власти, хозяйственных учреждений, общественных,
частных организаций и частных лиц путем
возбуждения уголовного преследования
против виновных и опротестования нарушающих
закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью
следственных органов дознания в области
раскрытия преступлений, а также за деятельностью
органов Государственного Политического
Управления;
- поддержание обвинения на суде;
- наблюдение за правильностью содержания
заключенных под стражей.
23 ноября 1923 года была образована Прокуратура
Верховного суда Союза ССР. Прокурором
Верховного суда был назначен П.А.Красиков,
которому были предоставлены широкие
права: законодательной инициативы и совещательного
голоса в заседаниях высших органов власти
страны, а также право приостанавливать
решения и приговоры коллегий Верховного
суда СССР.
После учреждения
Прокуратуры Верховного суда Союза
ССР, в стране начали функционировать
две системы, организационно не связанные
между собой: названная прокуратура
и прокуратуры союзных
20 июня 1933 года
была образована Прокуратура
Союза ССР на которую
- надзор за соответствием Конституциям
и Постановлениям Правительства Союза
ССР постановлений и распоряжений отдельных
ведомств Союза ССР и союзных республик
и местных органов власти;
- наблюдение за правильным и единообразным
применением законов судебными учреждениями
союзных республик с правом истребования
любого дела в любой стадии производства,
опротестования приговоров и решений
судов в вышестоящие судебные инстанции
и приостановления их исполнения;
- возбуждение уголовного преследования
и поддержание обвинения во всех судебных
инстанциях на территории Союза ССР;
- надзор, на основе особого положения,
за законностью и правильностью действий
ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности
исполнительно-трудовых учреждений;
- общее руководство деятельностью органов
прокуратуры союзных республик.
Таким образом,
несмотря на то, что в союзных
республиках прокуратуры еще
три года оставались в системе народных
комиссариатов юстиции, все прокурорские
органы оказались объединены под единым
оперативным руководством. Прокуратуру
Верховного суда Союза ССР упразднили.
Первым прокурором Союза ССР был назначен
И.А.Акулов.
Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.
28 декабря 1955
года было утверждено
Наиболее заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховного Суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.
30 ноября 1979 года
был принят Закон о
Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года, в котором прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 ФЗ).
Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации "Судебная власть", принятой 12 декабря 1993 г.
Статья 129 Конституции Российской Федерации определяет, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Конституция Российской Федерации устанавливает и особый порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации - законодательным органом власти (Советом Федерации) по представлению Президента Российской Федерации.
Крупным шагом
в стабилизации системы, оформлении
ее государственно-правового
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
Решая возложенные
на нее законом задачи обеспечения
верховенства закона, единства и укрепления
законности, прокуратура осуществляет:
надзор за исполнением законов и соблюдением
прав и свобод человека и гражданина федеральными
министерствами, государственными комитетами,
службами и иными федеральными органами
исполнительной власти отраслевой компетенции,
представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций,
а также за соответствием законам издаваемых
ими правовых актов;
надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие;
надзор за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание
и применяющих назначаемые судом меры
принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных
под стражу;
надзор за исполнением законов судебными
приставами;
уголовное преследование;
координацию деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью.
В соответствии
с процессуальным законодательством
прокуроры участвуют в
Прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровне, осуществляет по широкому кругу вопросов международное сотрудничество в правовой сфере.
Суть преобразований
в системе прокуратуры в
Уже в первом российском Законе о прокуратуре (1992 г.) были упразднены тотальный надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. Совсем иным стало содержание прокурорского надзора, который ныне осуществляется за исполнением принципиально нового законодательства, регулирующего кардинально изменившиеся общественные отношения. Утвердился и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Существенные изменения претерпело положение прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве. Прокуратура из органа надзора за законностью рассмотрения дел в судах стала одной из сторон, участвующих в судопроизводстве. Качественно обновился кадровый состав органов прокуратуры. Произошли в соответствии с духом времени, новыми экономическими, политическими, социальными реалиями другие перемены в статусе органов прокуратуры, их компетенции и круге полномочий, содержании и формах деятельности.
Исходя из интересов укрепления законности, в органах прокуратуры произведены существенные внутрисистемные преобразования: расширены полномочия прокуратур субъектов Российской Федерации, которым переподчинены большинство специализированных прокуратур; созданы подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах; образованы управление по расследованию преступлений в сфере федеральной безопасности и межнациональных отношений на Северном Кавказе и управление по надзору за исполнением законодательства в сфере оборота наркотиков. Организационные перемены коснулись также деятельности прокуратуры по обеспечению законности в экономической и социальной сферах, на транспорте, на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства, в гражданском и арбитражном процессе и других направлениях.