Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 04:12, реферат
Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.
К настоящему времени в основном сформирована прочная правовая база многогранной деятельности органов прокуратуры как инструмента утверждения идей правового государства, обеспечения верховенства права и законности.
В соответствии
с федеральным законом
Закон предусматривает конкретные правовые гарантии обеспечения независимости прокурорских работников. В частности, прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность таких объединений, их структур в органах и учреждениях прокуратуры не допускается. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Не допускается
задержание, привод, досмотр прокурора
и следователя (их вещей, транспорта),
за исключением случаев, когда это
предусмотрено федеральным
Процессуальное
положение прокурора, его полномочия,
правовые средства их реализации в
различных судебных инстанциях при
рассмотрении уголовных, гражданских,
арбитражных дел, дел об административных
правонарушениях
Особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются Таможенным кодексом Российской Федерации. Отдельные нормы, преимущественно определяющие задачи и надзорную функцию прокуроров в соответствующих сферах правовых отношений, содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации, некоторых других кодифицированных законодательных актах.
Нормы, касающиеся прокурорского надзора, имеются также во многих федеральных законах, регулирующих различные сферы и комплексы правовых отношений.
К правовым основам деятельности прокуратуры относятся также международно-правовые акты, имплементированные (включенные) в правовую систему Российской Федерации. В частности, к ведению прокуратуры в сфере международного сотрудничества по борьбе с преступностью относятся вопросы экстрадиции (выдачи) преступников и некоторые другие.
Отдельные аспекты деятельности прокуратуры регулируются указами Президента Российской Федерации, например, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В своей работе
по обеспечению законности органы прокуратуры
также руководствуются постановлениями
Конституционного Суда Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом
"О прокуратуре Российской Федерации"
Генеральный прокурор Российской Федерации
издает обязательные для исполнения всеми
работниками органов и учреждений прокуратуры
приказы, указания, распоряжения, положения
и инструкции, регулирующие вопросы организации
деятельности системы прокуратуры Российской
Федерации и порядок реализации мер материального
и социального обеспечения указанных
работников.
Специфическим
моментом ведомственного нормотворчества,
осуществляемого Генеральным
Наряду с независимостью и подчиненностью
только закону организация деятельности
системы прокуратуры Российской Федерации
базируется на ряде других принципов.
Принцип единства
означает, что все территориальные
и специализированные прокуратуры,
действующие на территории Российской
Федерации, составляют единую систему.
Создание и деятельность на ее территории
органов прокуратуры, не входящих в единую
систему прокуратуры Российской Федерации,
не допускается.
В соответствии с данным принципом прокуроры
всех уровней обладают едиными полномочиями
и средствами их реализации в виде таких
актов прокурорского реагирования, как
протесты, представления, постановления,
предостережения о недопустимости нарушений
законов, обращения с заявлениями в суды
и др.
Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, им же освобождаются от должности без каких-либо согласований.
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры.
Прокуроры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (например, тайне следствия).
Одним из проявлений принципа гласности является ежегодное представление Генеральным прокурором Российской Федерации Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
Генеральный прокурор Российской Федерации обязал своим приказом органы прокуратуры систематически информировать население через СМИ о принимаемых прокуратурой и другими правоохранительными органами мерах, по борьбе с преступностью, пресечению деятельности организованных преступных групп; оперативно сообщать в СМИ о возбужденных уголовных делах по преступлениям, вызывающим повышенный общественный интерес, ходе и результатах их расследования, судебном рассмотрении и вынесенных приговорах, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые нарушения законности, о возмещенном прокуратурой ущербе, причиненном как государственным интересам, так и отдельным гражданам.
В целях обеспечения
защиты прав и свобод человека и
гражданина на основе широкой гласности
организовано взаимодействие органов
прокуратуры с правозащитными и
иными общественными
Принцип законности - важнейшее общеправовое начало деятельности всех субъектов правоприменения и правоохраны. Для прокуратуры, являющейся, по словам известного российского юриста А.Ф. Кони, живым напоминанием закона, данный принцип выступает главенствующим в ее деятельности, поскольку она подчинена интересам обеспечения исполнения законов как сердцевины законности. Это главная цель прокуратуры - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.
Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры, являются ее функции, которые предопределяются социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуются определенным предметом ведения, направлены на решение этих задач и требуют использования присущих ей полномочий и правовых средств.
Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, исполнения судебных решений и др.), надзор подразделяется на отрасли (направления), которые находятся в системной взаимосвязи.
Велика роль
прокуратуры в обеспечении
В защиту жилищных, трудовых, пенсионных и других прав и законных интересов граждан, которые по возрасту, состоянию здоровья, другим обстоятельствам не могут самостоятельно отстаивать свои права, прокуроры ежегодно направляют в суды тысячи заявлений.
По протестам и другим актам прокурорского реагирования на нарушения законов в экономической сфере в государственную казну ежегодно возвращаются значительные средства, восстанавливаются права множества добросовестных предпринимателей и собственников.
Обеспечению законности в базовой сфере жизни общества - экономике, социальной сфере, в защите прав граждан, публичных интересов в значительной мере способствует участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах. Оно дает ощутимые результаты, выражающиеся не только в пополнении государственной казны, но и восстановлении нарушенных прав граждан и в других общезначимых ценностях.
Осуществление прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью обеспечивает согласование их усилий по противодействию криминалу, недопущению в этой сфере элементов ведомственной разобщенности и разноголосицы, что имеет особое значение в условиях роста организованной и профессиональной преступности, усиления монолитности преступного мира.
Тесно связанной с надзорной и другими, но вполне самостоятельной функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий часто сталкивается с пробелами, противоречиями, другими проявлениями несовершенства действующих нормативных правовых актов. В этих случаях он вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры является особым видом федеральной государственной правоохранительной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Так, прокурорами и следователями могут быть только граждане Российской Федерации.
Прокурорами и следователями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
К лицам, назначаемым
на должность прокуроров и следователей,
предъявляются повышенные требования,
сформулированные в законе. Так, на
службу в органы и учреждения прокуратуры
не может быть принято лицо, которое
не только имеет, но и имело судимость
за любое преступление.
На должность прокурора района, города,
приравненных к ним прокуроров назначаются
лица не моложе 25 лет, на должность прокуроров
субъектов РФ (и к ним приравненным) - не
моложе 30 лет, имеющие определенный в законе
стаж работы в органах прокуратуры (не
менее 3 или 5 лет соответственно).
Лица, впервые назначаемые на должность
прокурора или следователя, принимают
Присягу прокурора (следователя).
Прокурорским работникам присваиваются классные чины.
Законом детально
урегулировано материальное и социальное
обеспечение прокурорских работников,
установлены с учетом сложности их труда
определенные гарантии, меры правовой
и социальной защиты. На прокурорских
работников распространяются ограничения,
установленные федеральным законодательством
для государственных служащих.