Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:01, контрольная работа
Концепция электронного государства подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения - посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими.
Введение
1. Правовое регулирование
2. Зарубежный опыт
3. Программа «электронное правосудие»
4. Проблемы и пути их решения
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Правовое регулирование
2. Зарубежный опыт
3. Программа «электронное правосудие»
4. Проблемы и пути их решения
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Концепция
электронного государства подразумевает
реализацию последовательного, простого
и индивидуализированного способа
в предоставлении услуг и информации
для населения - посредством использования
информационных и телекоммуникационных
технологий (преимущественно Интернета),
структурную перестройку
Концепция электронного
Образовательные портал Википедия предлагает следующую дефиницию электронного правосудия: Электронное правосудие (e-Justice ) - способ осуществления правосудия, основанный на использовании ИКТ-систем (систем, использующих цифровые средства обработки информации).1
Построения электронного государства, строящееся сегодня в Российской Федерации, невозможно без построения электронного правосудия.
Увеличение электронной доли гражданского оборота, проблемы доступности для граждан судебного рассмотрения и квалифицированной юридической помощи, инстанционность судебной деятельности заставляют все чаще говорить о необходимости применения электронных технологий в России.
Для
полного перехода на электронную
систему разрешения споров потребуется
существенное и одновременное с
техническими совершенствованиями
изменение процессуального
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Электронное правосудие, как отрасль правоотношений по защите своих или чужих прав и свобод регулируется прежде всего нормами процессуального права, а именно Гражданским процессуальный кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ. В уголовном же судопроизводстве этот институт распространен в меньшей степени.
Осуществление электронного правосудия требует наличия определенных технологий и технических средств, обеспечивающих его полноценного функционирования, поэтому в электронном правосудии используются ИКТ-системы, т.е. системы, использующие в своей основе цифровые технологии передачи информации. Одним их технических инструментов, позволяющих функционировать электронному правосудию является электронная цифровая подпись, которая служит подтверждению субъектного состава лиц, участвующих в деле. Этот институт регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи»
Электронное
правосудие регулируется также подзаконными
актами, например постановлением Правительства
РФ о федеральной целевой
Также институт электронного правосудия регулируется ведомственными актами судебных органов, в частности Информационным письмом ВАС «о порядке размещения информации на интеренет-сайтах арбитражных судов» от 12.07.2007 N ВАС-С01/УИС-984.
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Для
становления в России электронного
правосудия целесообразно введение
правила, предоставляющего возможность
осуществлять третейское разбирательство
в режиме on-line, что способствовало
бы доступности и эффективности
данного способа защиты нарушенного
или оспоренного права. Например,
согласно п. 7 проекта Закона Правил
Арбитража Интернета
В зарубежной практике немало интересного, например: подача исковых заявлений и документов в электронной форме; извещение через SMS-сообщения по мобильному телефону о судебных заседаниях; использование видеотелефонов с протоколом сети Интернет для проведения предварительных судебных заседаний, рассмотрения заявлений отсутствующих сторон или заявлений, не содержащих спорных вопросов. Видеоконференция со свидетелями используется для дачи показаний в том случае, когда они не способны физически присутствовать в суде. Таким образом доказательства могут быть получены из любой точки земного шара, что экономит время и деньги. Для лучшего представления технически сложных дел могут быть задействованы видеоизображение и компьютерная анимация.
Если говорить о зарубежном
опыте, то безбумажная
Английский пример показывает, насколько
эффективным может быть
3. ПРОГРАММА «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ»
В соответствии с Федеральной целевой программой "Электронная Россия" в Российской Федерации с 2002 г. осуществляется построение системы электронного государства.2 Концепция электронного государства подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения - посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими.
Так, Концепция Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы основной целью имеет повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Основными задачами Программы являются:
-обеспечение
открытости и прозрачности
-повышение
доверия к правосудию, в том
числе за счет повышения
-создание
необходимых условий для
Обеспечение открытости судебной власти предусматривает обеспечение подотчетности и контроля со стороны общества, достижение открытости судебной власти, в том числе:
-формирование
информационных ресурсов
- учет
общественного мнения в работе
судов на основе регулярного
общественного мониторинга
Приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизация деятельности судебной системы, в том числе:
- создание
электронного архива, формирование
информационно-
-реализация
проекта электронного
-введение
информационной системы судов
общей юрисдикции
-формирование
необходимой
Федеральная
целевая программа "Развитие судебной
системы России" на 2002 - 2006 годы (утверждена
Постановлением Правительства РФ от
20 ноября 2001 г. N 805) предусматривала
информационное обеспечение судебной
системы в целях простого создания
в судах компьютерных автоматизированных
рабочих мест для судей, помощников
судей и работников аппаратов
судов, локальных вычислительных сетей,
оснащенных централизованными и
общедоступными информационно-правовыми
и другими информационными
Следует отметить, что необходимо разграничивать понятия "электронное правосудие" и "информатизация судов". Информатизация судов предполагает, что суды используют в своей деятельности компьютеры и иную технику в качестве подсобного средства, но не как процессуальное средство.
Несмотря на то что информатизация судов в России идет полным ходом, единой сети для всех арбитражных судов пока нет. Тем не менее само по себе объединение арбитражных судов в единую компьютерную сеть - это еще не электронное правосудие. Публикация всех судебных решений в Интернете, появление веб-сайтов судов - тоже не электронное правосудие. "Электронное правосудие возникает тогда, когда в наше процессуальное законодательство будут внесены изменения, позволяющие совершать процессуальные действия в цифровой форме..."
В качестве примеров
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ России Антон Иванов считает, что уже через год-полтора иски в российские суды можно будет подавать через Интернет. Об этом он сообщил 9 июня 2008 г. на проходящем в Москве совещании председателей советов судей субъектов РФ. Говоря об арбитражных судах, он заметил, что многие спорящие стороны готовы подавать иски в электронном виде - в этом заинтересованы и госструктуры, например налоговые органы, и крупные компании, и крупные объединения адвокатов. При этом глава ВАС предложил ограничить круг лиц, уполномоченных подавать иски через Интернет, и рассказал, что в США такое право есть только у адвокатов. В случае реализации этой инициативы может возникнуть проблема - компания, не имеющая корпоративного адвоката, получит информацию о подаче иска против нее только после того, как он поступит в суд. Зато о нем узнают другие, пусть даже легальные пользователи, имеющие доступ к базе, что может нанести вред репутации ответчика. Один из выходов из подобной ситуации - платный доступ всех желающих к полной базе электронного правосудия. "Это повысит доступность суда и даст экономию средств. У нас огромные пространства, и людям не придется летать за 2 тыс. километров, а достаточно будет прийти в свой суд и выступить там в специально оборудованной (видеоконференцсвязь) комнате, чтобы принять участие в судебном процессе, проходящем за пределами его родного города"