Электронное правосудие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:01, контрольная работа

Описание

Концепция электронного государства подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения - посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими.

Содержание

Введение
1. Правовое регулирование
2. Зарубежный опыт
3. Программа «электронное правосудие»
4. Проблемы и пути их решения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кринет.docx

— 31.45 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Правовое регулирование

2. Зарубежный  опыт

3. Программа «электронное правосудие»

4. Проблемы и пути их решения

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

    Концепция электронного государства подразумевает  реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа  в предоставлении услуг и информации для населения - посредством использования  информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими.

      Концепция электронного государства  предусматривает переход не только  к электронному правительству,  но также становление электронного  правосудия и электронного парламента. В России также имеется опыт  перехода к электронным сервисам  в данной сфере.

    Образовательные портал Википедия предлагает следующую  дефиницию электронного правосудия: Электронное правосудие (e-Justice ) - способ осуществления правосудия, основанный на использовании ИКТ-систем (систем, использующих цифровые средства обработки  информации).1

    Построения  электронного государства, строящееся сегодня в Российской Федерации, невозможно без построения электронного правосудия.

    Увеличение  электронной доли гражданского оборота, проблемы доступности для граждан  судебного рассмотрения и квалифицированной  юридической помощи, инстанционность  судебной деятельности заставляют все  чаще говорить о необходимости применения электронных технологий в России.

    Для полного перехода на электронную  систему разрешения споров потребуется  существенное и одновременное с  техническими совершенствованиями  изменение процессуального законодательства. 

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

    Электронное правосудие, как отрасль правоотношений по защите своих или чужих прав и свобод  регулируется прежде всего  нормами процессуального права, а именно Гражданским процессуальный кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ. В уголовном же судопроизводстве  этот институт распространен в меньшей  степени.

    Осуществление электронного правосудия требует наличия  определенных технологий и технических  средств, обеспечивающих его полноценного функционирования, поэтому в электронном  правосудии используются ИКТ-системы, т.е. системы, использующие в своей  основе цифровые технологии передачи информации. Одним их технических  инструментов, позволяющих функционировать  электронному правосудию является электронная  цифровая подпись, которая служит подтверждению  субъектного состава лиц, участвующих  в деле. Этот институт регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи»

    Электронное правосудие регулируется также подзаконными актами, например постановлением Правительства  РФ о федеральной целевой программе  «Развитие судебной системы России»  от 20 ноября 2001 г. N 805.

    Также институт электронного правосудия регулируется ведомственными актами судебных органов, в частности Информационным письмом  ВАС «о порядке размещения информации на интеренет-сайтах арбитражных судов» от 12.07.2007 N ВАС-С01/УИС-984.

 

2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

    Для становления в России электронного правосудия целесообразно введение правила, предоставляющего возможность  осуществлять третейское разбирательство  в режиме on-line, что способствовало бы доступности и эффективности  данного способа защиты нарушенного  или оспоренного права. Например, согласно п. 7 проекта Закона Правил Арбитража Интернета Великобритании (Draft of The Law of the Internet Arbitration Rules)  предварительное  или окончательное решение арбитра  должно быть отправлено в форме сообщения  по электронной почте каждому  из арбитров и сторонам спора. Подобное решение считается совершенным  в письменной форме и подписанным  арбитрами. По запросу любой из сторон арбитры в течение семи дней должны изготовить бумажную копию решения, если это необходимо для реализации последнего. В таком решении указывается  место рассмотрения дела - Лондон, а  также дата рассмотрения дела.

    В зарубежной практике немало интересного, например: подача исковых заявлений  и документов в электронной форме; извещение через SMS-сообщения по мобильному телефону о судебных заседаниях; использование видеотелефонов с  протоколом сети Интернет для проведения предварительных судебных заседаний, рассмотрения заявлений отсутствующих  сторон или заявлений, не содержащих спорных вопросов. Видеоконференция со свидетелями используется для  дачи показаний в том случае, когда  они не способны физически присутствовать в суде. Таким образом доказательства могут быть получены из любой точки  земного шара, что экономит время  и деньги. Для лучшего представления  технически сложных дел могут  быть задействованы видеоизображение и компьютерная анимация.

      Если говорить о зарубежном  опыте, то безбумажная технология  ведения судебных дел используется  в отдельных штатах США и  Канады, а также в Великобритании. В Великобритании система электронного  правосудия успешно строится  с 2005 г. (данный процесс курирует  созданная Судебная служба Ее  Величества). Отмечается, что благодаря  использованию в судебной деятельности  современных технологий правосудие  стало более доступным населению,  ускорились судебные разбирательства,  увеличился процент исполнения  судебных решений. В частности,  были созданы следующие сервисы:  центр обработки электронных  денежных требований в основном  от банков (в 2005 г. обработано 900000 таких требований), обработка денежных  требований от индивидуальных  заявителей (если возражений на  такое требование не поступает,  то оно рассматривается в упрощенном  порядке без судебного разбирательства,  за 2005 г. обработано 70000 исков), обработка  и рассмотрение "владельческих"  исков (за 2005 г. обработано 240000 исков) 

      Английский пример показывает, насколько  эффективным может быть применение  современных технологий в судебной  сфере, и доказывает, что электронное  правосудие действительно работает.

 

3. ПРОГРАММА «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ»

    В соответствии с Федеральной целевой  программой "Электронная Россия" в Российской Федерации с 2002 г. осуществляется построение системы электронного государства.2 Концепция электронного государства подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения - посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими.

    Так, Концепция Федеральной целевой  программы "Развитие судебной системы  России" на 2007 - 2011 годы основной целью имеет повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Основными задачами Программы являются:

    -обеспечение  открытости и прозрачности правосудия;

    -повышение  доверия к правосудию, в том  числе за счет повышения эффективности  и качества рассмотрения дел; 

    -создание  необходимых условий для осуществления  правосудия, обеспечение его доступности  и др.

    Обеспечение открытости судебной власти предусматривает  обеспечение подотчетности и  контроля со стороны общества, достижение открытости судебной власти, в том  числе:

    -формирование  информационных ресурсов правовых  баз и банков данных судебных  решений и судебной практики  арбитражных судов и судов  общей юрисдикции; -обеспечение открытого  доступа к указанным базам  и банкам данных при условии  соблюдения требуемого баланса  между потребностью граждан, общества  и государства в свободном  обмене информацией и необходимыми  ограничениями на распространение  информации;

    - учет  общественного мнения в работе  судов на основе регулярного  общественного мониторинга качества  и эффективности работы судов  (2007 - 2011 годы).

    Приоритетным  направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизация деятельности судебной системы, в том числе:

    - создание  электронного архива, формирование  информационно-коммуникационной системы  Конституционного Суда РФ и  электронной специализированной  общедоступной библиотеки Конституционного  Суда РФ;

    -реализация  проекта электронного обеспечения  правосудия в системе арбитражных  судов; 

    -введение  информационной системы судов  общей юрисдикции государственной  автоматизированной системы РФ "Правосудие" (ГАС - "Правосудие");

    -формирование  необходимой телекоммуникационной  инфраструктуры для обеспечения  эффективного взаимодействия всех  объектов арбитражных судов и  судов общей юрисдикции, системы  Судебного департамента при Верховном  Суде РФ.

    Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805) предусматривала  информационное обеспечение судебной системы в целях простого создания в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов  судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и  общедоступными информационно-правовыми  и другими информационными ресурсами, то есть о концепции электронного государства в то время речи пока не шло.

    Следует отметить, что необходимо разграничивать понятия "электронное правосудие" и "информатизация судов". Информатизация судов предполагает, что суды используют в своей деятельности компьютеры и иную технику в качестве подсобного средства, но не как процессуальное средство.

    Несмотря  на то что информатизация судов в  России идет полным ходом, единой сети для всех арбитражных судов пока нет. Тем не менее само по себе объединение  арбитражных судов в единую компьютерную сеть - это еще не электронное  правосудие. Публикация всех судебных решений в Интернете, появление  веб-сайтов судов - тоже не электронное  правосудие. "Электронное правосудие возникает тогда, когда в наше процессуальное законодательство будут  внесены изменения, позволяющие  совершать процессуальные действия в цифровой форме..."

      В качестве примеров электронного  правосудия можно назвать такие,  как подача исков, регистрация  заявлений, представление отзывов  на иски в электронном виде, электронное судебное дело, движение  этого дела из суда в суд  в электронной форме, заседания  с помощью видеоконференций, отправка  дополнительных уведомлений участникам  судебного процесса через Интернет  или посредством СМС-сообщений и др.

    Председатель  Высшего Арбитражного Суда РФ России Антон Иванов считает, что уже  через год-полтора иски в российские суды можно будет подавать через  Интернет. Об этом он сообщил 9 июня 2008 г. на проходящем в Москве совещании  председателей советов судей  субъектов РФ. Говоря об арбитражных  судах, он заметил, что многие спорящие стороны готовы подавать иски в электронном  виде - в этом заинтересованы и госструктуры, например налоговые органы, и крупные  компании, и крупные объединения  адвокатов. При этом глава ВАС  предложил ограничить круг лиц, уполномоченных подавать иски через Интернет, и  рассказал, что в США такое  право есть только у адвокатов. В  случае реализации этой инициативы может  возникнуть проблема - компания, не имеющая  корпоративного адвоката, получит информацию о подаче иска против нее только после того, как он поступит в  суд. Зато о нем узнают другие, пусть  даже легальные пользователи, имеющие  доступ к базе, что может нанести  вред репутации ответчика. Один из выходов  из подобной ситуации - платный доступ всех желающих к полной базе электронного правосудия. "Это повысит доступность  суда и даст экономию средств. У нас  огромные пространства, и людям не придется летать за 2 тыс. километров, а  достаточно будет прийти в свой суд  и выступить там в специально оборудованной (видеоконференцсвязь) комнате, чтобы принять участие в судебном процессе, проходящем за пределами его родного города"

Информация о работе Электронное правосудие